Методика "Сложные аналогии"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

Методика, предложенная Э.А.Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.

 

Для проведения методики "Сложные аналогии" нужен бланк:

  1. Овца - стадо
  2. Малина - ягода
  3. Море - океан
  4. Свет - темнота
  5. Отравление - смерть
  6. Враг – неприятель

испуг - бегство

слово - фраза

физика - наука

бодрость - вялость

правильно - верно

свобода - независимость

месть - поджог

праздность - безделье

бережливость - скупость

глава - роман

десять - число

покой - движение

грядка - огород

прохлада - мороз

похвала - брань

обман - недоверие

пара - два

пение - искусство

Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со средним и высшим образованием.

Инструкция: "Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)", и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что "свет - темнота" - противоположные понятия, "отравление - смерть" имеют причинно-следственную связь, "море - океан" имеют количественное отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не делает 2-3 попыток самостоятельного решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2-3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму "физика - наука" соответствует паре "малина - ягода", потому что физика - одна из наук, так же как малина - это один из видов ягод. Или: "испуг - бегство" соответствует "отравление - смерть", потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.
Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних пара-логичных умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что "испуг - бегство" соответствует паре "враг - неприятель", потому что во время войны такое бывает, или отвечает, что "физика - наука" соответствует понятиям "свет - темнота", так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.

Форма протокола к методике "Сложные аналогии"


Какую пару к какой относят

Обсуждение, доказательства

 

 

 

 

Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.