На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Методика "Сравнение понятий" (исследование процессов анализа и синтеза мышления)
Методика "Сравнение понятий" (исследование процессов анализа и синтеза мышления)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

Методика "Сравнение понятий" применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.
Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению.
Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

 

  1. Утро – вечер                                                           16. Ворона - воробей
  2. Корова - лошадь                                                        17. Волк - луна
  3. Летчик - танкист                                                       18. Молоко - вода
  4. Лыжи - коньки                                                          19. Ветер - соль
  5. Трамвай - автобус                                                    20. Золото - серебро
  6. Озеро - река                                                            21. Сани - телега
  7. Река - птица                                                            22. Очки - деньги
  8. Дождь - снег                                                            23. Воробей - курица
  9. Поезд - самолет                                                        24. Кошка - яблоко
  10. Ось - оса                                                                 25. Вечер - утро
  11. Обман - ошибка                                                        26. Дуб - береза
  12. Стакан - петух                                                         27. Голод - жажда
  13. Маленькая девочка - большая кукла                          28. Сказка - песня
  14. Ботинок - карандаш                                                 29. Корзина - сова
  15. Яблоко - вишня                                                       30. Картина - портрет

Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.
Испытуемого просят сказать, "чем похожи и чем отличаются" эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.
Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: "Их сравнивать нельзя". Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару - его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно "несравнимых" пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.
При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.