Цель: проанализировать социально значимые качества на основе самооценки. Инструкция: «Ребята! Вам предлагается выразить согласие с суждениями об особенностях вашей личности. Возьмите лист бумаги и напишите сверху Ф.И., дату, школу, класс. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы должны записать номер и напротив него свой ответ. Ответ выбирается по шкале возможных ответов:
Неверно Скорее неверно Когда как В целом верно Верно
1 2 3 4 5
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, к № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру два. Таким образом нужно отвечать на все пункты.
Возможный ответ 1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы. 2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им. 3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива. 4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы или награды. 5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу. 6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека. 7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов. 8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе. 9. Часто изобретаю свой подход к делу, свои способы работы. 10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела. 11. Я — целеустремленный человек. 12. Умею длительно работать с полной отдачей сил. 13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу. 14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками. 15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех. 16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается. 17. Выполняю с готовностью любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям. 18. Бережно отношусь к окружающей нас природе, животным, растениям, водоемам и т. д. 19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле. 20. Люблю самостоятельную, трудную работу. 21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других. 22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки. 23. Я привык(ла) выделять в делах главное и не отвлекаться на посторонние, менее важные задачи. 24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Обработка результатов: на основе полученных индивидуальных данных психолог может составить сводную таблицу, представляющую результаты по всему классу. В ней анализируются и сравниваются как индивидуальные, так и среднегрупповые результаты по отдельным параметрам.
Ключ к методикам «Самоанализ личности», «Анализ личности». I. Активность нравственной позиции —№ 1, 2, 13, 14 1а — Уважение к людям, совестливость —1, 13 16 — Стремление к нравственному самовоспитанию —2,14 П. Коллективизм —№ 3, 4, 15, 16 II а — Ответственность перед коллективом —3, 15 II б — Чуткость и взаимопомощь —4, 16 III. Гражданственность в труде —№ 5, 6, 17, 18 III a — Осознание значимости своего труда для общества—5, 17 III б — Бережное отношение к результатам труда, к природе —6, 18 IV. Трудолюбие —№ 7, 8, 19, 20 IV а — Добросовестность —7, 19 IV б — Самостоятельность в преодолении трудностей — 8,20 V. Творческая активность — № 9, 10, 21, 22 V а — Стремление к улучшению процесса работы —9, 21 V б — Стремление к новому, инициатива —10, 22 VI. Волевые качества —№ 11, 12, 23, 24 VI а — Целеустремленность —11, 23 VI б— Настойчивость и самообладание —12, 24
Интервалы уровней проявления фактора (качества) у школьника.
|
По оценкам учителя
|
По самооценкам школьника
|
Низкий
|
1,00-3,32
|
1,00-3,65
|
Средний
|
3,33 — 4,32
|
3,66-4,32
|
Высокий
|
4,33 — 5,00
|
4,33 - 5,00
|
По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных группы на число членов группы. Всё итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов 1—5. Педагогу, психологу: перед началом опроса полезно провести беседу о содержании понятий «активность нравственной позиции*, «коллективизм», «гражданственность в труде», «трудолюбие», «творческая активность*, «воля», учитывая их расшифровку в подфакторах. Педагогам школ в оценке детей мешает привычка оценивать их личность по успеваемости. По результатам наших исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители — несколько более высокие, а дети — самые высокие самооценки. Родители трудолюбие ребят дома оценивают нередко ниже, чем его проявление в школе. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 1-го к 10-му классу, сближаясь с оценками учителей. Степень расхождения между оценками педагога и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в группе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества. Организация какой-либо деятельности со стороны такого жесткого или не понимающего ребят педагога вряд ли будет педагогически эффективной. Руководителю в этом случае необходимо срочно критически проанализировать свои педагогические установки, стиль общения и характер планирования деятельности детей, выявить ошибки.
* Мотков О.Н. Психология самопознания личности. М., 1993. 182 |