Методика "Самоанализ личности"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: проанализировать социально значимые качества на основе самооценки.
Инструкция: «Ребята! Вам предлагается выразить согла­сие с суждениями об особенностях вашей личности. Возь­мите лист бумаги и напишите сверху Ф.И., дату, школу, класс. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы должны записать номер и напротив него свой ответ. Ответ выбирается по шкале возможных ответов:

Неверно         Скорее неверно             Когда как           В целом верно              Верно

1                             2                                3                           4                               5

 

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, ка­кой ответ вам больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. На­пример, к № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда по­сле первого номера вы ставите тире и пишете цифру два. Та­ким образом нужно отвечать на все пункты.


Возможный ответ
1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
2. Развиваю в себе способность видеть трудности других лю­дей, активно помогать им.
3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы или награды.
5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным рука­ми человека.
7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших ре­зультатов.
8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
9. Часто изобретаю свой подход к делу, свои способы работы.
10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
11. Я — целеустремленный человек.
12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.
13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, пережи­ваю за общий успех.
16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не по­лучается.
17. Выполняю с готовностью любую, даже неприятную ра­боту, если она приносит пользу людям.
18. Бережно отношусь к окружающей нас природе, живот­ным, растениям, водоемам и т. д.
19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
23. Я привык(ла) выделять в делах главное и не отвлекаться на посторонние, менее важные задачи.
24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Обработка результатов: на основе полученных индивиду­альных данных психолог может составить сводную табли­цу, представляющую результаты по всему классу. В ней анализируются и сравниваются как индивидуальные, так и среднегрупповые результаты по отдельным параметрам.

Ключ к методикам «Самоанализ личности», «Анализ лич­ности».
I. Активность нравственной позиции —№ 1, 2, 13, 14 1а — Уважение к людям, совестливость —1, 13 16 — Стремление к нравственному самовоспитанию —2,14 П. Коллективизм —№ 3, 4, 15, 16
II а — Ответственность перед коллективом —3, 15
II б — Чуткость и взаимопомощь —4, 16
III. Гражданственность в труде —№ 5, 6, 17, 18
III a — Осознание значимости своего труда для общест­ва—5, 17
III б — Бережное отношение к результатам труда, к при­роде —6, 18
IV. Трудолюбие —№ 7, 8, 19, 20
IV а — Добросовестность —7, 19
IV б — Самостоятельность в преодолении трудностей — 8,20
V. Творческая активность — № 9, 10, 21, 22
V а — Стремление к улучшению процесса работы —9, 21
V б — Стремление к новому, инициатива —10, 22
VI. Волевые качества —№ 11, 12, 23, 24
VI а — Целеустремленность —11, 23
VI б— Настойчивость и самообладание —12, 24

Интервалы уровней проявления фактора (качества) у школьника.

 

По оценкам учителя

По самооценкам школьника

Низкий

1,00-3,32

1,00-3,65

Средний

3,33 — 4,32

3,66-4,32

Высокий

4,33 — 5,00

4,33 - 5,00

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних ариф­метических делится при подсчете данных группы на число членов группы. Всё итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов 1—5.
Педагогу, психологу: перед началом опроса полезно про­вести беседу о содержании понятий «активность нравствен­ной позиции*, «коллективизм», «гражданственность в тру­де», «трудолюбие», «творческая активность*, «воля», учи­тывая их расшифровку в подфакторах. Педагогам школ в оценке детей мешает привычка оценивать их личность по успеваемости.
По результатам наших исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, роди­тели — несколько более высокие, а дети — самые высокие самооценки. Родители трудолюбие ребят дома оценивают нередко ниже, чем его проявление в школе. Уровень само­оценки учащихся постепенно снижается от 1-го к 10-му классу, сближаясь с оценками учителей.
Степень расхождения между оценками педагога и само­оценками детей указывает на характер их взаимоотноше­ний, влияет на психологический климат в группе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отноше­ния взаимного доверия и сотрудничества. Организация ка­кой-либо деятельности со стороны такого жесткого или не понимающего ребят педагога вряд ли будет педагогически эффективной. Руководителю в этом случае необходимо срочно критически проанализировать свои педагогические установки, стиль общения и характер планирования дея­тельности детей, выявить ошибки.

* Мотков О.Н. Психология самопознания личности. М., 1993. 182

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.