Автор: Л.Н. Собчик Контингент испытуемых: старшеклассники. Предмет диагностики: индивидуально-типологические особенности личности Компетентность исполнителя: практический психолог разного уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология — дополнительная специальность, переподготовка по специальности психология), социальный педагог, психолог - практикант.
Материал и пояснения к методике. Прежде чем приступать к обследованию учащегося с помощью данного опросника, сделайте следующее: 1. Заготовьте бланк ответа (стандартный лист бумаги с датой, Ф.И.О. ученика и проставленными в столбик номерами утверждений от 1 до 55). 2.Убедитесь в том, что инструкция учеником понята правильно.
Инструкция: «Перед тобой имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон твоей жизни, твоего характера, привычек. Прочти первое утверждение и реши, верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, напиши слово «Да». Если оно неверно, то напиши «Нет». Если ты затрудняешься с ответом, то постарайся выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует твоему мнению. Будь внимателен: если звучит отрицание, к примеру «Я не люблю ходить в гости ...» и т.д., то ответ «согласен, не люблю» обозначается как «Да». Или «Мне не бывает стыдно, когда я ...» ответ «Нет», означает, что тебе «бывает стыдно, когда...» Затем таким же образом отвечай на все пункты опросника. Если ошибешься, то зачеркни ошибочный ответ и поставь тот, который считаешь нужным. Помни, что ты высказываешь собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов, «правильных» или «неправильных».
- Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.
- Я лучше делаю уроки дома, чем в классе.
- Я все делаю без посторонней помощи.
- Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.
- Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против.
- Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам.
- В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители, учителя).
- Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.
- Меня мало касается все, что случается с другими.
- Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.
- Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.
- В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.
- Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.
- Я всегда говорю только правду.
- Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.
- Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.
- Я всегда действую без долгих раздумий.
- Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.
- Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
- Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате.
- Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.
- В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.
- Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.
- Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих.
- Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой.
- Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.
- Я всегда делаю только то, что нравится другим.
- Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.
- Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса.
- Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски.
- Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение.
- Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным.
- Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается само чувствие.
- Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте.
- Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно, неинтересно.
- Никто не может изменить мое мнение.
- Мне нравится играть в разные игры с разными, каждый раз новыми друзьями.
- Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права).
- В метро или троллейбусе я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами.
- Я никогда не вру.
- Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
- Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать.
- Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.
- У меня не получится, если мне придется командовать другими.
- Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
- Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.
- Мне часто приходится в драке защищать свои права.
- Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.
- Мое настроение значительно зависит от того, как ладят между собой родители.
- Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости.
- Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.
- Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или комедийное представление по телевизору.
- Меня совсем не волнуют неприятности в школе.
- Мне часто бывает скучно, когда кругом все веселятся.
- Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
Ключ к индидуально-типологическому опроснику (значимые ответы по шкалам)
- Экстраверсия: Да-10, 37,39, 43; Нет-12, 54.
- Спонтанность: Да -3,17, 25,29; Нет - 15, 44.
- Агрессивность: Да-5, 18,45, 47; Нет-31,32.
- Ригидность: Да-7, 20, 22, 34; Нет-36, 50.
- Интроверсия: Да-2, 28, 30, 42. Нет-4, 16.
- Сензитивность: Да - 13, 24, 38; Нет - 9, 11, 26.
- Тревожность: Да - 6, 19, 33; Нет - 46, 48, 53.
- Лабильность: Да-8, 21, 35, 49, 52; Нет-23.
- Ложь: Да-14, 27, 40, 41, 51, 55.
Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый отчет, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам. 3-4 балла. Показатели в пределах нормы - гармоничная личность. 5 баллов. Заостренные - акцентуированные черты. 5 баллов. Выраженные избыточно-дезадптирующие свойства. Сильно выраженные тенденции (если показатели выше 4 баллов), компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то это говорит о сбалансированности разнонаправленных свойств. Если большинство показателей от 0 до 2 баллов, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность, зависимость, конфликтность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более 3 баллов, то данные недостоверны.
- ЭКСТРАВЕРСИЯ - высокие показатели по этой шкале говорят о направленности на внешние события, высокой социальной активности. Избыточная общительность и отвлекаемость при этом мешают целенаправленности действия. Заостренная форма проявления этого качества: неразборчивое, поверхностное общение, в котором нет глубоких привязанностей, неконструктивная активность.
- СПОНТАННОСТЬ - высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженным самоутверждением, стремящихся к независимости и лидированию. Любые рамки вызывают противодействие. При заострении этого качества характерна импульсивность поведения, хулиганские наклонности.
- АГРЕССИВНОСТЬ - повышенные показатели по этой шкале соответствуют выраженной тенденции к самоутверждению, активной самореализации, самостоятельности. Заострение этого направления развития проявляется в эгоцентризме, склонности к агрессивной манере самоутверждения.
- РИГИДНОСТЬ - высокие показатели по этой шкале характерны для ребят, склонных к «застреванию» и трудной раскачке, независимо от того, находятся ли они в состоянии покоя или активности. Это может проявляться в выраженном упорстве при достижении цели, или упрямстве при отстаивании своей точки зрения. Они могут быть агрессивны в отстаивании своих прав. Для них важен собственный статус. При заострении этой тенденции развития, человека трудно сдвинуть с места в спокойном состоянии, в активном - трудно остановить.
- ИНТРОВЕРСИЯ - ребята с высокими показателями по этой шкале отличаются замкнутостью, сосредоточенностью на себе, отгороженностью, пассивностью Они очень избирательны в выборе друзей, но в своих привязанностях постоянны. Заострение этой тенденции проявляется неумением общаться со сверстниками, уходом от реальности.
- СЕНЗИТИВНОСТЬ - высокие показатели по этой шкале говорят о выраженной впечатлительности, ранимости, склонности преувеличивать свою вину в случившемся, зависимости, ориентации на авторитет сильной личности. Заострение этого качества выглядит как выраженная пассивность, склонность к грусти, неуверенность при принятии решений, большая вероятность депрессивных реакций при неудачах.
- ТРЕВОЖНОСТЬ - повышенные показатели по данной шкале свидетельствуют об обостренном чувстве ответственности, внутренней потребности соответствовать требованиям преподавателей, родителей, класса, компромиссностью в поведении. Заострение данной тенденции проявляется неуверенностью в себе, мнительностью, склонностью к необоснованным страхам.
- ЛАБИЛЬНОСТЬ - высокие показатели по этой шкале отражают выраженную эмоциональную неустойчивость с бурными проявлениями как радости, так и огорчений. При этом постоянна потребность быть в центре внимания, нравиться окружающим. Воображение богато, склонность к фантазированию ярко выражена. Акцентуация этого качества проявляется истерическими эксцессами, значительно затрудняющими процесс обучения.
ВНИМАНИЕ: Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств наблюдается у стабильной, уравновешенной, гармоничной личности. Если в процессе психодиагностического исследования выявляются в качестве заостренных две разнонаправленные полярные тенденции, то это - признак внутреннего напряжения, связанного с развивающейся компенсаторной саморегуляцией, ведущей к тому, что одно избыточно проявляющееся качество компенсируется столь же выраженной противоположной тенденцией.
Другой вариант опросника на 91 вопрос тут Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик |