"Если вы целый день чистили картофель, то, чиркая ручкой по бумаге, вы можете непроизвольно нарисовать картофелину, но, если в рисунке картофелины угадывается ваша теша — это значит, что здесь проступает ваше бессознательное", считает Роберт К. Берне, автор нескольких книг, посвященных психологическим аспектам рисунков. Таким образом, непроизвольный рисунок часто отражает сложности, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Самостоятельно разобраться в своих рисунках достаточно сложно, ведь речь идет о вашем бессознательном. Чтобы в какой-то мере прикоснуться к своему внутреннему миру, воспользуйтесь интерпретацией, предложенной вам ниже.
Изучение непроизвольного рисунка.
Рис. 1
|
1. Основные фигуры. Взгляните на эти фигуры. Какие из них вам нравятся больше, а какие меньше? Перерисуйте эти фигуры на своем листе, расположив их в порядке предпочтения. Пусть крайней слева будет наиболее привлекательная для вас фигура и т.д.
2. Предпочитаемые образы. Вспомните, какие фигуры, какого типа рисунки вы обычно изображаете на бумаге, когда, например, говорите по телефону. Если вам тяжело вспомнить, то положите перед собой лист, возьмите в руки карандаш, максимально сосредоточьтесь над этим вопросом и просто поводите карандашом по бумаге, посмотрите, что у вас получится. Не следует рисовать сознательно или приукрашивать рисунок, главное - естественность и непроизвольность.
3. Поле. Возьмите лист бумаги и начертите на нем восемь одинаковых квадратов, расположив их в два ряда, по четыре квадрата в каждом. Получившиеся квадраты вы должны пронумеровать. Сперва верхний ряд, затем нижний. После этого перерисуйте туда эти фигуры:
Рис. 2
|
После этого вы должны дополнить каждый из рисунков. Дополните существующую деталь, продолжите ее чем-нибудь по вашему усмотрению так, чтобы получился какой-нибудь рисунок.
4. Настроение. Возьмите лист бумаги и начертите еще восемь квадратов. Над каждым квадратом верхнего ряда напишите следующие слова: гнев, радость, спокойствие, депрессия. Над нижним рядом квадратов напишите слова: активность, женственность, болезненность. Над оставшимся квадратом напишите свое слово, означающее какое-нибудь чувство, например: скука, возбуждение, любовь, страх. После этого нарисуйте в каждом квадрате нечто такое, что, по вашему мнению, отражает те чувства, которые перечислены здесь. Это может быть что угодно, но не предметный рисунок и не символ. Нельзя под словом любовь рисовать, например, сердце или цветы, а под гневом — нож или кулак; ничего предметного. Пусть это будут линии, штрихи, узоры, фигуры и т.д. Это должен быть экспрессивный рисунок, пусть вашей рукой водит та эмоция, которую вы пытаетесь изобразить. Вспомните какую-нибудь ситуацию, в которой вы последний раз переживали то или иное чувство. Позвольте этой эмоции овладеть вами, пусть она пробежит по телу и дойдет до кончика карандаша, приводя его в движение. Не стоит что-то выдумывать или планировать — действуйте спонтанно и неожиданно для самих себя. Помните, как в этом задании, так и во всех остальных от вас не требуется демонстрировать свои художественные способности. Здесь нет правильных или неправильных рисунков, главное требование — искренность и спонтанность.
5. Зеркало проблемы. Это задание схоже с предыдущим в том, что вы должны довериться чувствам, а не разуму. Будьте чувствующим существом, не думайте о том, что у вас получится, и не ставьте никаких задач перед собой. Мысленно погрузитесь в себя, прислушайтесь к своим ощущениям, найдите в себе нечто тревожное, беспокоящее, следы какой-то неразрешенной проблемы. Не пытайтесь вспомнить, чем именно вызваны эти неприятные чувства, не пытайтесь выразить проблему в словах. Попробуйте воплотить эти ощущения в каком-то беспредметном образе. Возьмите лист бумаги, нарисуйте рамку, которая станет границей для выражения проблемы, и нарисуйте "образ" вашей проблемы. Изобразите ее так, как вы ее ощущаете изнутри. Рисуйте как вам придет в голову, ничем не ограничивайте себя, здесь не важна ни красота, ни симметрия, ни гармония. Главное в том, чтобы не было конкретных предметов и символов. Если вы посчитаете, что ваш рисунок не совсем точен, можете выполнить другой. Пусть будет несколько рисунков.
Анализ рисунков. Эта информация поможет вам проанализировать свои рисунки. Подойдя к делу со всей тщательностью и серьезностью, вы сможете узнать о себе нечто новое, то, что раньше было скрыто от вас, недоступно вашему сознанию. Но следует учитывать специфику подобной интерпретации. Дело в том, что данные, полученные с помощью ваших рисунков, могут оказаться двусмысленными, неоднозначными, достаточно расплывчатыми, неконкретными. Ваше творчество может иметь большое количество значений, часто противоречивых и скрытого смысла, — все зависит от вашего уникального жизненного опыта. Опирайтесь не только на наши указания и рекомендации, но и на собственную интуицию. Когда вы будете анализировать свои рисунки, постарайтесь взглянуть на них в целом, в совокупности, постарайтесь рассматривать их с точки зрения общей стилистики. Давление. Если в ваших рисунках заметно сильное надавливание на карандаш, то можно предположить, что вы находитесь в сильном напряжении. Кроме того, это может свидетельствовать об амбициозности или даже агрессивности вашего характера, и, вероятно, о склонности проявлять эти качества в действительности. Слабый нажим может указывать на неуверенную, колеблющуюся, робкую, нерешительную, пассивную личность, но, с другой стороны, это может говорить о гибкости и подвижности мышления. Качество линий. Преобладание горизонтальных штрихов может означать слабость, осторожность, постоянную обеспокоенность собственной защищенностью или преобладание женственных качеств. Вертикальные линии предполагают самоуверенность, решительность, возможно, повышенную активность. Преобладание кривых линий свойственно женственной или зависимой, конформной личности. Большое количество прямых, жестких штрихов указывает на агрессивность. Постоянные изменения направления штриха означают обеспокоенность. Твердые, уверенные линии означают безопасность, упорство, амбициозность, решительность. Прерывистые, зигзагообразные линии означают чувство беззащитности, медлительность и зависимость. Длинные линии указывают на импульсивный, легковозбудимый характер. Размер рисунков. Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, трудности в соблюдении меры. Рисунки малых размеров свидетельствуют о наличии комплекса неполноценности, неадекватности, неуверенности, подавленности, вероятно, о предрасположенности к депрессии. Расположение на листе. Склонность размещать рисунки в центре листа указывает на нормальную, уверенную личность, чувствующую себя в безопасности. Это самый распространенный способ размещения рисунка. С другой стороны, постоянно повторяющееся расположение такого рода может означать чувство обеспокоенности и скованности, особенно во взаимоотношениях. Расположение рисунков наверху листа — возвышенность чувств, воодушевленность, энтузиазм, высокий уровень оптимизма. Расположение рисунков внизу означает чувство беззащитности, угнетенности и депрессии. Преобладание рисунков на краю листа может означать потребность в одобрении и поддержке, стремление избегать принятия самостоятельных решений. Форма рисунков. К рисункам 1 и 2. С помощью этих рисунков вы сможете обнаружить разницу между вашими сознательными отношениями и бессознательными устремлениями. Рисунок 1 дает поверхностное представление о вашей личности, а рисунок 2 отражает ваши подсознательные предпочтения. Если между рисунками наблюдаются существенные различия — это говорит о противоречиях между сознательными и бессознательными импульсами. Для того чтобы вы смогли сделать определенные выводы, перечислим основные значения каждого символа. Круг — символ любви, одобрения, чувственности, миролюбия, умиротворенности, дружественности. Квадрат означает, что человек чувствует себя уверенно, в безопасности, отдает предпочтение логическому, практическому подходу к жизни, стремится создать прочную базу. Треугольник символизирует секс и агрессию. Для такого человека важен успех, победа, а не участие, он энергичен и чрезвычайно активен. Кривая, изломанная линия означает творчество и воображение. Эти люди ценят свободу и независимость, отрицают любую рутину, оценивают окружающих по их внутренним качествам, интересуются поэзией, музыкой и другими видами творчества. Оценив свои ответы по 1 и 2 рисункам, вы можете сделать предположения о различиях в ваших сознательных и бессознательных предпочтениях. При анализе своих рисунков спросите себя: совпадает ли то, как вы расположили фигуры на 1 рисунке с тем, что вы изобразили на рисунке 2? Есть ли какие-то различия? Как вы думаете почему? Считаете ли вы, что обладаете такими качествами, о которых раньше не подозревали? Если да, то что это за качества? Анализ поля. Задание 3 основано на тесте Вартегга, используемом для исследования личности. Первый квадрат. Точка в середине символизирует эго и часто соотносится с эмоциональной реакцией на внешние события. Рисунок, который вы сделали, отражает ваш подход к решению проблем. Например, если из точки исходит прямая линия, рисунок показывает достаточную уверенность и гибкость при решении проблем, способность найти несколько подходов к ее решению. Если точка окружена нагромождением линий — это значит, что человек весьма обеспокоен заботой о собственной безопасности, либо, возможно, находится в скованном, зажатом состоянии. Второй квадрат. Волнистая линия в левом верхнем углу означает движение. В зависимости от того, как вы свяжете с ней свой рисунок, вы проявите стремление свободно двигаться в окружающем пространстве, либо тяготеть к замкнутому, четко организованному пространству. Третий квадрат. Три вертикальные линии означают амбициозность и энтузиазм. Если человек усиливает и подчеркивает этот символ — это означает, что у него есть четкая ориентация на цель и ясная мотивация. Если он затемняет этот символ - это значит, что он лишен этих качеств. Четвертый квадрат. Темный квадрат в правом углу символизирует преграду или проблему, с которой необходимо справиться. То, что вы нарисуете здесь, укажет на активный или пассивный стиль в решении проблем. Пятый квадрат. Две перпендикулярные линии приглашают вас продолжить путь в пространство. То, как вы продолжите их, расскажет о том, что вы из себя представляете. Пересекающиеся линии, напоминающие мечи и молоты, указывают на агрессивность или враждебность. Непересекающиеся линии означают нерешительность, нехватку воли и настойчивости. Шестой квадрат. Одна вертикальная и одна горизонтальная линии означают единство эмоций и среды в прошлом или настоящем. Они также являются символом отношений между вами и вашими близкими. Уравновешенные штрихи указывают на сбалансированную среду, в то время как противоположное их положение указывает на факторы нестабильности в сознании человека. Седьмой квадрат. Кривая из точек дает возможность для выражения деликатности, чувственности. В этом рисунке отражается наличие или отсутствие этих качеств. Восьмой квадрат. Дуга означает убежище. То место или окружение, где человек находит убежище: среди других людей, в работе, в книгах, в тишине, в природе, в материальных благах, в удовольствиях — все это отразится в вашем рисунке. Чтобы интерпретировать спонтанные рисунки, вы должны задать самому себе следующие вопросы: что было нарисовано и как это было сделано. Важно учитывать, как вы используете пространство, форму, движение, какова сила нажима и т.д. Настроение. Рисунки, полученные при выполнении данного задания, отражают бессознательную часть вашей личности. В ваших рисунках может присутствовать сходство с тем, что рисуют другие люди, изображая те же эмоции, но должны быть и индивидуальные черты. Как правило, люди связывают чувство гнева с темными, жирными, нервными линиями, подчас выходящими за границы рамки; радость - это плавные, округлые линии, идущие вверх. Депрессия — нечто хаотичное, но спокойное, размещается часто в нижней части пространства. Активность изображается взрывными, резкими рисунками с преобладанием треугольных форм, а женственность выражается округлыми, мягкими линиями. Посмотрите, сколько усилий вы приложили к каждому из рисунков, сколько внимания уделили каждому из них. На что похоже, что напоминает вам тот или иной рисунок, какими словами вы можете описать его. Подумайте, насколько близки вам эти изображения, к которым из них вы чувствуете неприязнь, а какие вызывают у вас чувство близости. Есть ли что-то общее в изображениях разных чувств? Что все это говорит о вашей личности? Какие эмоции вы считаете наиболее выраженными? Не забывайте все, что мы говорили об особенностях рисунка в целом, и учитывайте это при вашем анализе.
Проблема. Этот тест предназначен для того, чтобы предоставить вам возможность получить более точное представление о волнующих вас проблемах. Чтобы начать интерпретацию рисунка, возьмите его в руку и держите перед собой. Всмотритесь в него, подумайте о том, что это — послание вашего бессознательного. Ваша задача — передать это графическое послание словами. Изучите рисунок и сделайте его анализ мысленно или изложите на бумаге. Какое название вы дали бы этому рисунку (одно-два слова)? Спросите себя: как вы интуитивно относитесь к тому, что нарисовали? Есть ли на рисунке что-то, что символизирует вас? Какой его элемент символизирует сердце вашей проблемы? Что представляют собой другие детали рисунка: отдельных людей или даже группы, какие-то предметы, вещи, какое-то окружение? Находите ли вы сходство с другими вашими рисунками, например изображениями различных эмоций? Что вы можете сказать, глядя на рисунок, о своем подходе к проблеме? Видится ли она вам мрачной, огромной, поглощающей, неприступной или вы видите просвет, луч надежды. Вспомните о таких характеристиках рисунка, как размещение на листе и заполнение пространства, может это добавить что-то к анализу вашего творения? Попробуйте перевернуть рисунок — можете ли вы что-то найти в рисунке с этой точки зрения? С какими эмоциями, из числа тех, которые вы изображали ранее, связана в большей степени ваша проблема? Есть здесь что-то от активности или больше связи вы находите с болезненностью и депрессией?
После того как вы всесторонне, без спешки и максимально внимательно проанализируете свой рисунок, отложите его в сторону на некоторое время и вернитесь к нему позднее. Посмотрите, сможете ли вы добавить что-то новое к ранее сказанному. |