Методика "Формула темперамента" Белов
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: определить тип темперамента ребенка.
Ход работы:
Инструкция: «ребята, отметьте знаком «+» те качества личности, которыми вы обладаете, знаком «-» - те, которыми не обладаете».
Свои ответы учащиеся заносят в бланк.

Если вы:

Неустойчивы, суетливы.

 

Невыдержанны, вспыльчивы

 

Нетерпеливы.

 

Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

 

Решительны и инициативны.

 

Упрямы.

 

Находчивы в споре.

 

Работаете рывками.

 

Склонны к риску.

 

Незлопамятны и необидчивы.

 

Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью.

 

Неуравновешенны, склонны к горячности.

 

Агрессивный забияка.

 

Нетерпеливы к недостаткам.

 

Обладаете выразительной речью.

 

Способны быстро действовать и решать.

 

Неустанно стремитесь к новому.

 

Обладаете резкими, порывистыми движениями

 

Настойчивы в достижении поставленной цели

 

Склонны к резким сменам настроения,

 

То вы-холерик

Если вы:

Веселы и жизнерадостны.

 

Энергичны и деловиты

 

Часто не доводите начатое дело до конца.

 

Склонны переоценивать себя.

 

Способны быстро схватить новое.

 

Неустойчивы в интересах и склонностях.

 

Легко переживаете неудачи и неприятности

 

Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

 

С увлечением беретесь за любое дело.

 

Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

 

Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

 

Тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой.

 

Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми.

 

Выносливы и работоспособны.

 

Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

 

Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

 

Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке

 

Обладаете всегда бодрым настроением.

 

Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.

 

Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

 

То вы-сангвиник.

Если вы:

Спокойны и хладнокровны.

 

Последовательны, обстоятельны в делах.

 

Осторожны и рассудительны.

 

Умеете ждать.

 

Молчаливы и не любите попусту болтать.

 

Сдержанны и терпеливы.

 

Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций.

 

Доводите начатое дело до конца.

 

Не растрачиваете попусту сил.

 

Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

 

Легко сдерживаете порывы.

 

Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

 

Не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

 

Постоянны в своих интересах.

 

Ровны в отношениях со всеми.

 

Инертны, малоподвижны, вялы.

 

Любите аккуратность во всем, порядок во всем.

 

С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

 

Обладаете выдержкой.

 

То вы-флегматик.

Если вы:

Стеснительны, застенчивы.

 

Теряетесь в новой обстановке.

 

Не верите в свои силы

 

Затрудняетесь установить контакт с чужими людьми

 

Легко переносите одиночество.

 

Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

 

Склонны уходить в себя.

 

Быстро утомляетесь.

 

Обладаете слабой тихой речью, иногда до шепота.

 

Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника

 

Впечатлительны до слезливости.

 

Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

 

Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.

 

Склонны к подозрительности, мнительности

 

Болезненно чувствительности и легко ранимы

 

Чрезмерно обидчивы.

 

Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

 

Малоактивны и робки.

 

Безропотно покорны.

 

Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

 

То вы-меланхолик.

Обработка результатов:
Количественный анализ
Обработка полученных данных заключается в подсчете положительных ответов (плюсов) по каждому типу темперамента отдельно. Данные по каждому ребенку заносятся в протокол (см. Приложение). Если количество положительных ответов составит 16 – 20, это значит, что у школьника ярко выражены черты данного типа темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присущи ему в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа присущи ему в небольшой степени.

Качественный анализ
Человек-сангвиник характеризуется высокой работоспособностью, быстротой и живостью движений. Стремится к частой смене впечатлений, общителен. Легко и быстро переживает неудачи. Школьники-сангвиники обычно имеют широкий круг интересов и увлечений, много друзей.
Людям-холерикам свойственен высокий уровень психической активности, энергичности действий. Однако, их активность циклична: периоды бурной активности могут сменяться периодами депрессии. В отношениях с людьми нередко проявляют вспыльчивость, прямолинейность. Школьники-холерики отличаются быстротой реакций, устойчивой увлеченностью каким-либо делом. На уроках проявляют особенную активность, говорят быстро и горячо.
Флегматики характеризуются низким уровнем психической активности, медлительностью движений, невыразительностью мимики. Флегматику трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Начатое дело они методично доводят до конца. Школьники-флегматики выделяются в классе замедленностью реакций, спокойным тоном. На уроках они делают все не спеша, обдуманно, медленно входят в работу.
Меланхолики - это люди с низким уровнем психической активности, невысоким пределом работоспособности, замедленностью движений и быстрой утомляемостью. Чувства и эмоциональные переживания при слабом внешнем выражении отличаются у меланхоликов глубиной и устойчивостью. Это, обычно, очень впечатлительные дети, требующие бережного отношения к себе.

Источник: Пакет психодиагностических методик /под ред. В.г. Асеева.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.