Преодоление трудных жизненных ситуаций ПТЖС
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Модификация опросника SVF 120 В. Янке, Г. Эрдман
Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС) Н. Водопьянова


Цель: диагностика типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий).
Инструкция: Почтите внимательно каждое преодоление и оцените, поставив крестик в соответствующую графу, насколько то, что в каждом из них утверждается, соответствует тому, что вы обычно думаете, делаете, переживаете, когда кто-то или что-то вывело вас из состояния равновесия или вам что-либо вредит.

 

Когда мне кто-либо или что-либо вредит (наносит ущерб, стесняет), выводит из состояния психического равновесия, то я...

никогда

редко

часто

очень    часто

всегда

1

Пытаюсь сконцентрировать свою мысль на чет-то другом

 

 

 

 

 

2

Говорю себе: «не смиряйся», «бороться и побеждать»

 

 

 

 

 

3

Ищу того, кто бы поддержал меня

 

 

 

 

 

4

Чувствую беспомощность

 

 

 

 

 

5

Говорю себе, что мне упрекать себя не в чем

 

 

 

 

 

6

Избегаю контактов с другими

 

 

 

 

 

7

Начинаю курить или курю намного больше обычного

 

 

 

 

 

8

Впредь избегаю подобных ситуаций

 

 

 

 

 

9

Постоянно спрашиваю себя, что я снова сделал(а) неправильно

 

 

 

 

 

10

Говорю себе: «Ничего страшного»

 

 

 

 

 

11

Тщательно обдумываю свое дальнейшее поведение

 

 

 

 

 

12

Повышаю свою физическую (мышечную) нагрузку

 

 

 

 

 

13

Жалею себе (чувствую жалость к себе), обиду на других

 

 

 

 

 

14

Пытаюсь уйти от решения проблемы

 

 

 

 

 

15

Говорю себе, что я преодолею

 

 

 

 

 

16

Не могу долгое время думать ни о чем другом

 

 

 

 

 

17

Быстрее, чем другие, справляюсь с ситуацией

 

 

 

 

 

18

Пытаюсь разобраться в деталях ситуации

 

 

 

 

 

19

Принимаю успокоительные средства

 

 

 

 

 

20

Начинаю заниматься чем-то другим (переключаюсь на другую деятельность)

 

 

 

 

 

21

Советуюсь с другими, как мне себя вести

 

 

 

 

 

22

Ем что-либо вкусное

 

 

 

 

 

23

После того, как что-то случилось, долгое время анализирую, почему это произошло

 

 

 

 

 

24

Думаю: «Надо как можно быстрее уйти из ситуации»

 

 

 

 

 

25

Стыжусь случившегося

 

 

 

 

 

26

Говорю себе: «Ты должен(а) собраться с силами»

 

 

 

 

 

27

Избегаю людей

 

 

 

 

 

28

Стараюсь дышать совершенно спокойно и равномерно

 

 

 

 

 

29

В будущем при появлении первых же признаков ссоры избегаю подобной ситуации

 

 

 

 

 

30

Говорю себе: «Тебе нечего стыдиться»

 

 

 

 

 

31

Говорю себе: «Это забудется со временем»

 

 

 

 

 

32

Стремлюсь быстрее решить проблему

 

 

 

 

 

33

Стремлюсь к общению с другими людьми

 

 

 

 

 

34

Сознательно начинаю думать о своих успехах

 

 

 

 

 

35

Я не доволен(а) собой

 

 

 

 

 

36

Смотрю что-нибудь приятное по телевизору или читаю увлекательную художественную литературу

 

 

 

 

 

37

Думаю: «Только не сдавайся»

 

 

 

 

 

38

Радуюсь, что отношусь ко всему спокойнее, чем другие

 

 

 

 

 

39

Принимаю меры для того, чтобы устранить причину

 

 

 

 

 

40

Мне на ум приходят мысли о «побеге»

 

 

 

 

 

41

Завидую другим, с которыми такое не происходит

 

 

 

 

 

42

Должен(на) рассказать другим о случившемся

 

 

 

 

 

43

Говорю себе: «Я ничего не могу поделать»

 

 

 

 

 

44

Чувствую потребность чем-то ударить по стене или что-то бросить

 

 

 

 

 

45

Занимаюсь чем-либо, что меня отвлекает от случившегося

 

 

 

 

 

46

Не знаю, как себя вести в данной ситуации

 

 

 

 

 

47

Постараюсь преуспеть в чем-либо другом

 

 

 

 

 

48

Намереваюсь в будущем избегать подобных ситуаций

 

 

 

 

 

49

Изолирую себя от своего окружения

 

 

 

 

 

50

Говорю себе: «Время лечит»

 

 

 

 

 

51

Думаю, что судьба несправедлива ко мне

 

 

 

 

 

52

Говорю себе: «Другие не смогли бы так легко пережить»

 

 

 

 

 

53

Испытываю потребность в алкоголе

 

 

 

 

 

54

Пытаюсь перебороть свое возбужденное состояние

 

 

 

 

 

55

Это еще долго беспокоит меня

 

 

 

 

 

56

Говорю себе: «Ты ни в коем случае не должен сдаваться»

 

 

 

 

 

57

Упрекаю (обвиняю) себя

 

 

 

 

 

58

Пытаюсь расслабиться, отдохнуть от всех дел

 

 

 

 

 

59

Обращаюсь к делам, успех которых мне обеспечен

 

 

 

 

 

60

Мне кажется все безнадежно

 

 

 

 

 

61

Срываю зло (недовольство) на других людях

 

 

 

 

 

62

У меня одно желание: как можно быстрее «убежать» от этой проблемы

 

 

 

 

 

63

Прошу кого-нибудь помочь мне

 

 

 

 

 

64

Делаю что-либо приятное для себя

 

 

 

 

 

65

Думаю: «Я несу ответственность за сложившуюся ситуацию»

 

 

 

 

 

66

Подготавливаю план действий по преодолению трудностей

 

 

 

 

 

67

Говорю себе: «Все вскоре образуется»

 

 

 

 

 

68

Пытаюсь сохранить самообладание

 

 

 

 

 

69

Думаю: «В будущем не хочу опять попасть в такую ситуацию»

 

 

 

 

 

70

Хочу немедленно выпить что-нибудь спиртное

 

 

 

 

 

71

Говорю себе: «Только не падай духом»

 

 

 

 

 

72

Я еще долго думаю о случившемся

 

 

 

 

 

73

Пытаюсь избежать ситуации

 

 

 

 

 

74

Покупаю себе что-то, что я давно хо- тел(а) иметь

 

 

 

 

 

75

Говорю себе: «В конце концов, это была моя ошибка»

 

 

 

 

 

76

Не хочу никого видеть

 

 

 

 

 

77

Владею собой намного лучше, чем другие в такой ситуации

 

 

 

 

 

78

Пускаю в ход все лучшие качества, умения

 

 

 

 

 

79

Могу согласиться с тем, что всегда именно мне не везет

 

 

 

 

 

80

Ищу то, что может меня обрадовать

 

 

 

 

 

81

Отдыхаю и расслабляюсь

 

 

 

 

 

82

Испытываю ярость

 

 

 

 

 

83

Решаю, какие у меня есть возможности для преодоления ситуации

 

 

 

 

 

84

Должен(а) услышать чье-либо мнение по этому поводу

 

 

 

 

 

85

Пытаюсь проконтролировать свое поведение

 

 

 

 

 

86

Ухожу с головой в работу

 

 

 

 

 

87

Пытаюсь понять, в чем моя вина

 

 

 

 

 

88

Думаю: «Завтра наверняка обо всем забуду»

 

 

 

 

 

89

Решаю, что все это не имеет никакого значения

 

 

 

 

 

90

Принимаю снотворные средства

 

 

 

 

 

91

Активно начинаю изменять ситуацию

 

 

 

 

 

92

Больше всего мне хочется побыть одно- му(ой)

 

 

 

 

 

93

Меня все раздражает

 

 

 

 

 

94

Думаю: «Не миновало меня ничего»

 

 

 

 

 

95

Пытаюсь разобраться в проблеме с использованием других источников

 

 

 

 

 

96

Говорю себе: «Ты справишься с этим»

 

 

 

 

 

97

Успокаиваюсь быстрее, чем другие

 

 

 

 

 

98

Внимательно слежу за тем, чтобы в такую ситуацию больше не попадать

 

 

 

 

 

99

Думаю о чем-то, что меня расслабляет

 

 

 

 

 

100

Вновь и вновь мысленно проигрываю всю ситуацию

 

 

 

 

 

101

Пытаюсь отвлечься от случившегося

 

 

 

 

 

102

Пытаюсь обсудить проблему с кем-либо

 

 

 

 

 

103

Исполняю какое-либо свое заветное желание

 

 

 

 

 

104

Думаю я не виновен(на)

 

 

 

 

 

105

Решаю покориться судьбе

 

 

 

 

 

106

Убеждаю себя, что все это не важно

 

 

 

 

 

107

Мне все мешают и раздражают

 

 

 

 

 

108

Принимаю какие-либо лекарства

 

 

 

 

 

109

Говорю себе: «Не теряй самообладания»

 

 

 

 

 

110

Никак не могу освободиться от мысли о случившемся

 

 

 

 

 

111

Каким-либо образом отвлекаю себя от произошедшего

 

 

 

 

 

112

Становлюсь раздраженным(ой)

 

 

 

 

 

113

Воспринимаю случившееся легче, чем другие

 

 

 

 

 

114

Закрываю глаза и пытаюсь расслабиться

 

 

 

 

 

115

Добиваюсь признания в других областях

 

 

 

 

 

116

Пытаюсь как следует выяснить причины, которые привели к данной ситуации

 

 

 

 

 

117

Спрашиваю себя: «Почему именно со мной должно было это произойти?!

 

 

 

 

 

118

Размышляю над тем, как я впредь смогу избежать подобного

 

 

 

 

 

119

Думаю: «Не во мне причина того, что произошло»

 

 

 

 

 

120

Мне больше всего хочется просто убежать

 

 

 

 

 

Обработка

Анализ результатов проводится, с одной стороны, по отдельным шкалам (сумма набранных баллов), с другой - по вторичным оценкам (Установление общей суммы позитивных и негативных стратегий, а также оценок, которые относятся к группам: Положительный 1, Положительный 2, Положительный 3. Полученные результаты вносятся в протокол профиля.
В том случае, когда оценки необходимо сравнить с оценками других лиц или соответствующей группы, полезно использовать стандартизированные оценки. Для стандартных оценок может использовать протокол профиля стандартных оценок. Это подходит и для представления результатов в сравнении с составленными сами пользователем групповых данных

Протокол профиля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

 

17

 

5

 

1

 

22

 

32

 

12

 

11

 

26

 

2

 

31

 

38

 

30

 

20

 

36

 

34

 

28

 

18

 

54

 

15

 

50

 

52

 

65

 

45

 

64

 

47

 

58

 

39

 

68

 

37

 

67

 

77

 

89

 

59

 

74

 

83

 

81

 

66

 

78

 

56

 

88

 

97

 

10
4

 

10
1

 

80

 

91

 

99

 

95

 

85

 

71

 

10
6

 

11
3

 

11
9

 

11
1

 

10
3

 

11
5

 

11
4

 

11
6

 

10
9

 

96

 

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

Поз. 1: X =

Поз. 2 X =

Поз. 3 X =

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3

 

8

 

14

 

6

 

16

 

4

 

13

 

9

 

44

 

7

 

33

 

29

 

24

 

27

 

23

 

21

 

41

 

25

 

61

 

19

 

42

 

48

 

40

 

49

 

55

 

43

 

51

 

35

 

82

 

53

 

63

 

69

 

62

 

76

 

72

 

46

 

79

 

57

 

93

 

70

 

84

 

98

 

73

 

86

 

10
0

 

60

 

94

 

75

 

10
7

 

90

 

10
2

 

11
8

 

12
0

 

92

 

11
0

 

10
5

 

11
7

 

87

 

11
2

 

10
8

 

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

X =

 

 

Негат.: X =

 

 

 

 

Позит.: X =

 

 

Шкалы 1-10 касаются действий, которые направлены на уменьшение (снижение) стресса и принципиально пригодны для этого. Они обозначены кратко как «позитивные стратегии»
Шкалы 13-18 касаются путей преодоления стресса, которые могут усилить стресс, кратко - «негативные стратегии».
Шкалы 11 - «социальная необходимость поддержки», 12 - «избегание», 19 - «агрессия», 20 - «прием лекарств» не могут быть отнесены однозначно к одной из этих категорий.
В то время как негативные стратегии в целом относительно гомогенны, внутри позитивных стратегий дифференцируются три диапазона.
Положительный 1 - охватывает шкалы 1-3, которые касаются когнитивных стратегий преодоления стресса в смысле снижения его значимости (защита),
Положительный 2 - шкалы 4-7, которые показывают тенденцию к отвлечению от стресса, то есть обращению к позитивным ситуациям, состояниям, исключающим стресс;
Положительный 3 - шкалы 8-10, которые касаются действий по контролю стрессовой ситуации, вызванных ею собственных реакций и необходимого в этом случае приписывания себе способностей для его определения.


Ключ и характеристика шкал (стратегий)

Название стратегии

Значение стратегии

1

Снижение значения стрессовой ситуации
Вопросы: 10, 31,50, 67, 88, 106

Снижать значение силы, продолжительности или тяжести напряжения

2

Самоодобрение
Вопросы: 17, 38, 52, 77, 97, 113

Приписывать себе меньший стресс по сравнению с другими

3

Самооправдание
Вопросы: 5, 30, 65, 89, 104, 119

Подчеркивать отсутствие личной ответственности

4

Отвлечение
Вопросы: 1, 20, 45, 59, 101, 111

Отказываться от связанной со стрессами активности, отвлекаться от ситуаций

5

Замещение
Вопросы: 22, 36, 64, 74, 80, 103

Обращаться к позитивным ситуация, к активности, делать себе что- либо приятное

6

Самоутверждение Вопросы: 32, 34, 47, 83, 91, 115

Обеспечивать себе успех, признание и самоутверждение

7

Психомышечная релаксация
Вопросы: 12, 28, 58, 81, 99, 114

Расслабление полное или отдельных частей тела, отдых

8

Контроль над ситуацией Вопросы: 11, 18, 39, 66, 95, 116

Анализировать ситуацию, планировать и исполнять действия по контролю (решения проблемы)

9

Самоконтроль/ Самообладание
Вопросы: 26, 54, 68, 78, 85, 109

Контролировать собственные реакции, свое поведение, сохранять самообладание

10

Позитивная самомотивация
Вопросы:2, 15, 37, 56, 71, 96

Приписывать себе компетенцию и способность контроля

11

Поиск социальной поддержки
Вопросы: 3, 33, 42, 63, 84, 102

Искать беседу (дискуссию), социальную поддержку и помощь

12

Антиципирующее избегание
Вопросы: 8, 29, 48, 69, 98, 118

Намереваться предотвращать подобные стрессовые ситуации в будущем или избегать их

13

Бегство от стрессовой ситуации
Вопросы: 14, 24, 40, 62, 73, 120

Безропотная тенденция ухода от напряженной ситуации

14

Социальная замкнутость
Вопросы: 6, 27, 49, 76, 86, 92

Уединяться от других

15

«Заезженная пластинка»
Вопросы: 16, 23, 55, 72, 100, 110

Не уметь отвлекаться мысленно, постоянно раздумывать над ситуацией («ломать голову»)

16

Беспомощность
Вопросы: 4, 21, 43, 46, 60, 105

Сдаваться с чувством беспомощности, безнадежности, разочарованности

17

Жалость к себе
Вопросы: 13, 41, 51, 79, 94, 117

Сочувствовать самому себе, завидовать другим

18

Самообвинение
Вопросы: 9, 25, 35, 57, 75, 87

Приписывать напряжение собственным ошибочным действиям, обвинять во всем происходящем себя

19

Агрессия
Вопросы: 44, 61, 82, 93, 107, 112

Реагировать раздраженно, сердито, агрессивно

20

Прием лекарств
Вопросы: 7, 19, 53, 70, 90, 108

Принимать психотропные средства (лекарства, алкоголь, табакокурение)

Необходимо определить доминирующие копинг-стратегии, а также соотношение позитивных и негативных стратегий. Разработать рекомендации по коррекции.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.