Модификация опросника SVF 120 В. Янке, Г. Эрдман Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС) Н. Водопьянова
Цель: диагностика типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий). Инструкция: Почтите внимательно каждое преодоление и оцените, поставив крестик в соответствующую графу, насколько то, что в каждом из них утверждается, соответствует тому, что вы обычно думаете, делаете, переживаете, когда кто-то или что-то вывело вас из состояния равновесия или вам что-либо вредит.
№
|
Когда мне кто-либо или что-либо вредит (наносит ущерб, стесняет), выводит из состояния психического равновесия, то я...
|
никогда
|
редко
|
часто
|
очень часто
|
всегда
|
1
|
Пытаюсь сконцентрировать свою мысль на чет-то другом
|
|
|
|
|
|
2
|
Говорю себе: «не смиряйся», «бороться и побеждать»
|
|
|
|
|
|
3
|
Ищу того, кто бы поддержал меня
|
|
|
|
|
|
4
|
Чувствую беспомощность
|
|
|
|
|
|
5
|
Говорю себе, что мне упрекать себя не в чем
|
|
|
|
|
|
6
|
Избегаю контактов с другими
|
|
|
|
|
|
7
|
Начинаю курить или курю намного больше обычного
|
|
|
|
|
|
8
|
Впредь избегаю подобных ситуаций
|
|
|
|
|
|
9
|
Постоянно спрашиваю себя, что я снова сделал(а) неправильно
|
|
|
|
|
|
10
|
Говорю себе: «Ничего страшного»
|
|
|
|
|
|
11
|
Тщательно обдумываю свое дальнейшее поведение
|
|
|
|
|
|
12
|
Повышаю свою физическую (мышечную) нагрузку
|
|
|
|
|
|
13
|
Жалею себе (чувствую жалость к себе), обиду на других
|
|
|
|
|
|
14
|
Пытаюсь уйти от решения проблемы
|
|
|
|
|
|
15
|
Говорю себе, что я преодолею
|
|
|
|
|
|
16
|
Не могу долгое время думать ни о чем другом
|
|
|
|
|
|
17
|
Быстрее, чем другие, справляюсь с ситуацией
|
|
|
|
|
|
18
|
Пытаюсь разобраться в деталях ситуации
|
|
|
|
|
|
19
|
Принимаю успокоительные средства
|
|
|
|
|
|
20
|
Начинаю заниматься чем-то другим (переключаюсь на другую деятельность)
|
|
|
|
|
|
21
|
Советуюсь с другими, как мне себя вести
|
|
|
|
|
|
22
|
Ем что-либо вкусное
|
|
|
|
|
|
23
|
После того, как что-то случилось, долгое время анализирую, почему это произошло
|
|
|
|
|
|
24
|
Думаю: «Надо как можно быстрее уйти из ситуации»
|
|
|
|
|
|
25
|
Стыжусь случившегося
|
|
|
|
|
|
26
|
Говорю себе: «Ты должен(а) собраться с силами»
|
|
|
|
|
|
27
|
Избегаю людей
|
|
|
|
|
|
28
|
Стараюсь дышать совершенно спокойно и равномерно
|
|
|
|
|
|
29
|
В будущем при появлении первых же признаков ссоры избегаю подобной ситуации
|
|
|
|
|
|
30
|
Говорю себе: «Тебе нечего стыдиться»
|
|
|
|
|
|
31
|
Говорю себе: «Это забудется со временем»
|
|
|
|
|
|
32
|
Стремлюсь быстрее решить проблему
|
|
|
|
|
|
33
|
Стремлюсь к общению с другими людьми
|
|
|
|
|
|
34
|
Сознательно начинаю думать о своих успехах
|
|
|
|
|
|
35
|
Я не доволен(а) собой
|
|
|
|
|
|
36
|
Смотрю что-нибудь приятное по телевизору или читаю увлекательную художественную литературу
|
|
|
|
|
|
37
|
Думаю: «Только не сдавайся»
|
|
|
|
|
|
38
|
Радуюсь, что отношусь ко всему спокойнее, чем другие
|
|
|
|
|
|
39
|
Принимаю меры для того, чтобы устранить причину
|
|
|
|
|
|
40
|
Мне на ум приходят мысли о «побеге»
|
|
|
|
|
|
41
|
Завидую другим, с которыми такое не происходит
|
|
|
|
|
|
42
|
Должен(на) рассказать другим о случившемся
|
|
|
|
|
|
43
|
Говорю себе: «Я ничего не могу поделать»
|
|
|
|
|
|
44
|
Чувствую потребность чем-то ударить по стене или что-то бросить
|
|
|
|
|
|
45
|
Занимаюсь чем-либо, что меня отвлекает от случившегося
|
|
|
|
|
|
46
|
Не знаю, как себя вести в данной ситуации
|
|
|
|
|
|
47
|
Постараюсь преуспеть в чем-либо другом
|
|
|
|
|
|
48
|
Намереваюсь в будущем избегать подобных ситуаций
|
|
|
|
|
|
49
|
Изолирую себя от своего окружения
|
|
|
|
|
|
50
|
Говорю себе: «Время лечит»
|
|
|
|
|
|
51
|
Думаю, что судьба несправедлива ко мне
|
|
|
|
|
|
52
|
Говорю себе: «Другие не смогли бы так легко пережить»
|
|
|
|
|
|
53
|
Испытываю потребность в алкоголе
|
|
|
|
|
|
54
|
Пытаюсь перебороть свое возбужденное состояние
|
|
|
|
|
|
55
|
Это еще долго беспокоит меня
|
|
|
|
|
|
56
|
Говорю себе: «Ты ни в коем случае не должен сдаваться»
|
|
|
|
|
|
57
|
Упрекаю (обвиняю) себя
|
|
|
|
|
|
58
|
Пытаюсь расслабиться, отдохнуть от всех дел
|
|
|
|
|
|
59
|
Обращаюсь к делам, успех которых мне обеспечен
|
|
|
|
|
|
60
|
Мне кажется все безнадежно
|
|
|
|
|
|
61
|
Срываю зло (недовольство) на других людях
|
|
|
|
|
|
62
|
У меня одно желание: как можно быстрее «убежать» от этой проблемы
|
|
|
|
|
|
63
|
Прошу кого-нибудь помочь мне
|
|
|
|
|
|
64
|
Делаю что-либо приятное для себя
|
|
|
|
|
|
65
|
Думаю: «Я несу ответственность за сложившуюся ситуацию»
|
|
|
|
|
|
66
|
Подготавливаю план действий по преодолению трудностей
|
|
|
|
|
|
67
|
Говорю себе: «Все вскоре образуется»
|
|
|
|
|
|
68
|
Пытаюсь сохранить самообладание
|
|
|
|
|
|
69
|
Думаю: «В будущем не хочу опять попасть в такую ситуацию»
|
|
|
|
|
|
70
|
Хочу немедленно выпить что-нибудь спиртное
|
|
|
|
|
|
71
|
Говорю себе: «Только не падай духом»
|
|
|
|
|
|
72
|
Я еще долго думаю о случившемся
|
|
|
|
|
|
73
|
Пытаюсь избежать ситуации
|
|
|
|
|
|
74
|
Покупаю себе что-то, что я давно хо- тел(а) иметь
|
|
|
|
|
|
75
|
Говорю себе: «В конце концов, это была моя ошибка»
|
|
|
|
|
|
76
|
Не хочу никого видеть
|
|
|
|
|
|
77
|
Владею собой намного лучше, чем другие в такой ситуации
|
|
|
|
|
|
78
|
Пускаю в ход все лучшие качества, умения
|
|
|
|
|
|
79
|
Могу согласиться с тем, что всегда именно мне не везет
|
|
|
|
|
|
80
|
Ищу то, что может меня обрадовать
|
|
|
|
|
|
81
|
Отдыхаю и расслабляюсь
|
|
|
|
|
|
82
|
Испытываю ярость
|
|
|
|
|
|
83
|
Решаю, какие у меня есть возможности для преодоления ситуации
|
|
|
|
|
|
84
|
Должен(а) услышать чье-либо мнение по этому поводу
|
|
|
|
|
|
85
|
Пытаюсь проконтролировать свое поведение
|
|
|
|
|
|
86
|
Ухожу с головой в работу
|
|
|
|
|
|
87
|
Пытаюсь понять, в чем моя вина
|
|
|
|
|
|
88
|
Думаю: «Завтра наверняка обо всем забуду»
|
|
|
|
|
|
89
|
Решаю, что все это не имеет никакого значения
|
|
|
|
|
|
90
|
Принимаю снотворные средства
|
|
|
|
|
|
91
|
Активно начинаю изменять ситуацию
|
|
|
|
|
|
92
|
Больше всего мне хочется побыть одно- му(ой)
|
|
|
|
|
|
93
|
Меня все раздражает
|
|
|
|
|
|
94
|
Думаю: «Не миновало меня ничего»
|
|
|
|
|
|
95
|
Пытаюсь разобраться в проблеме с использованием других источников
|
|
|
|
|
|
96
|
Говорю себе: «Ты справишься с этим»
|
|
|
|
|
|
97
|
Успокаиваюсь быстрее, чем другие
|
|
|
|
|
|
98
|
Внимательно слежу за тем, чтобы в такую ситуацию больше не попадать
|
|
|
|
|
|
99
|
Думаю о чем-то, что меня расслабляет
|
|
|
|
|
|
100
|
Вновь и вновь мысленно проигрываю всю ситуацию
|
|
|
|
|
|
101
|
Пытаюсь отвлечься от случившегося
|
|
|
|
|
|
102
|
Пытаюсь обсудить проблему с кем-либо
|
|
|
|
|
|
103
|
Исполняю какое-либо свое заветное желание
|
|
|
|
|
|
104
|
Думаю я не виновен(на)
|
|
|
|
|
|
105
|
Решаю покориться судьбе
|
|
|
|
|
|
106
|
Убеждаю себя, что все это не важно
|
|
|
|
|
|
107
|
Мне все мешают и раздражают
|
|
|
|
|
|
108
|
Принимаю какие-либо лекарства
|
|
|
|
|
|
109
|
Говорю себе: «Не теряй самообладания»
|
|
|
|
|
|
110
|
Никак не могу освободиться от мысли о случившемся
|
|
|
|
|
|
111
|
Каким-либо образом отвлекаю себя от произошедшего
|
|
|
|
|
|
112
|
Становлюсь раздраженным(ой)
|
|
|
|
|
|
113
|
Воспринимаю случившееся легче, чем другие
|
|
|
|
|
|
114
|
Закрываю глаза и пытаюсь расслабиться
|
|
|
|
|
|
115
|
Добиваюсь признания в других областях
|
|
|
|
|
|
116
|
Пытаюсь как следует выяснить причины, которые привели к данной ситуации
|
|
|
|
|
|
117
|
Спрашиваю себя: «Почему именно со мной должно было это произойти?!
|
|
|
|
|
|
118
|
Размышляю над тем, как я впредь смогу избежать подобного
|
|
|
|
|
|
119
|
Думаю: «Не во мне причина того, что произошло»
|
|
|
|
|
|
120
|
Мне больше всего хочется просто убежать
|
|
|
|
|
|
Обработка
Анализ результатов проводится, с одной стороны, по отдельным шкалам (сумма набранных баллов), с другой - по вторичным оценкам (Установление общей суммы позитивных и негативных стратегий, а также оценок, которые относятся к группам: Положительный 1, Положительный 2, Положительный 3. Полученные результаты вносятся в протокол профиля. В том случае, когда оценки необходимо сравнить с оценками других лиц или соответствующей группы, полезно использовать стандартизированные оценки. Для стандартных оценок может использовать протокол профиля стандартных оценок. Это подходит и для представления результатов в сравнении с составленными сами пользователем групповых данных
Протокол профиля
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
10
|
|
17
|
|
5
|
|
1
|
|
22
|
|
32
|
|
12
|
|
11
|
|
26
|
|
2
|
|
31
|
|
38
|
|
30
|
|
20
|
|
36
|
|
34
|
|
28
|
|
18
|
|
54
|
|
15
|
|
50
|
|
52
|
|
65
|
|
45
|
|
64
|
|
47
|
|
58
|
|
39
|
|
68
|
|
37
|
|
67
|
|
77
|
|
89
|
|
59
|
|
74
|
|
83
|
|
81
|
|
66
|
|
78
|
|
56
|
|
88
|
|
97
|
|
10 4
|
|
10 1
|
|
80
|
|
91
|
|
99
|
|
95
|
|
85
|
|
71
|
|
10 6
|
|
11 3
|
|
11 9
|
|
11 1
|
|
10 3
|
|
11 5
|
|
11 4
|
|
11 6
|
|
10 9
|
|
96
|
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
Поз. 1: X =
|
Поз. 2 X =
|
Поз. 3 X =
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
3
|
|
8
|
|
14
|
|
6
|
|
16
|
|
4
|
|
13
|
|
9
|
|
44
|
|
7
|
|
33
|
|
29
|
|
24
|
|
27
|
|
23
|
|
21
|
|
41
|
|
25
|
|
61
|
|
19
|
|
42
|
|
48
|
|
40
|
|
49
|
|
55
|
|
43
|
|
51
|
|
35
|
|
82
|
|
53
|
|
63
|
|
69
|
|
62
|
|
76
|
|
72
|
|
46
|
|
79
|
|
57
|
|
93
|
|
70
|
|
84
|
|
98
|
|
73
|
|
86
|
|
10 0
|
|
60
|
|
94
|
|
75
|
|
10 7
|
|
90
|
|
10 2
|
|
11 8
|
|
12 0
|
|
92
|
|
11 0
|
|
10 5
|
|
11 7
|
|
87
|
|
11 2
|
|
10 8
|
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
X =
|
|
|
Негат.: X =
|
|
|
|
|
Позит.: X =
|
|
|
Шкалы 1-10 касаются действий, которые направлены на уменьшение (снижение) стресса и принципиально пригодны для этого. Они обозначены кратко как «позитивные стратегии» Шкалы 13-18 касаются путей преодоления стресса, которые могут усилить стресс, кратко - «негативные стратегии». Шкалы 11 - «социальная необходимость поддержки», 12 - «избегание», 19 - «агрессия», 20 - «прием лекарств» не могут быть отнесены однозначно к одной из этих категорий. В то время как негативные стратегии в целом относительно гомогенны, внутри позитивных стратегий дифференцируются три диапазона. Положительный 1 - охватывает шкалы 1-3, которые касаются когнитивных стратегий преодоления стресса в смысле снижения его значимости (защита), Положительный 2 - шкалы 4-7, которые показывают тенденцию к отвлечению от стресса, то есть обращению к позитивным ситуациям, состояниям, исключающим стресс; Положительный 3 - шкалы 8-10, которые касаются действий по контролю стрессовой ситуации, вызванных ею собственных реакций и необходимого в этом случае приписывания себе способностей для его определения.
Ключ и характеристика шкал (стратегий)
№
|
Название стратегии
|
Значение стратегии
|
1
|
Снижение значения стрессовой ситуации Вопросы: 10, 31,50, 67, 88, 106
|
Снижать значение силы, продолжительности или тяжести напряжения
|
2
|
Самоодобрение Вопросы: 17, 38, 52, 77, 97, 113
|
Приписывать себе меньший стресс по сравнению с другими
|
3
|
Самооправдание Вопросы: 5, 30, 65, 89, 104, 119
|
Подчеркивать отсутствие личной ответственности
|
4
|
Отвлечение Вопросы: 1, 20, 45, 59, 101, 111
|
Отказываться от связанной со стрессами активности, отвлекаться от ситуаций
|
5
|
Замещение Вопросы: 22, 36, 64, 74, 80, 103
|
Обращаться к позитивным ситуация, к активности, делать себе что- либо приятное
|
6
|
Самоутверждение Вопросы: 32, 34, 47, 83, 91, 115
|
Обеспечивать себе успех, признание и самоутверждение
|
7
|
Психомышечная релаксация Вопросы: 12, 28, 58, 81, 99, 114
|
Расслабление полное или отдельных частей тела, отдых
|
8
|
Контроль над ситуацией Вопросы: 11, 18, 39, 66, 95, 116
|
Анализировать ситуацию, планировать и исполнять действия по контролю (решения проблемы)
|
9
|
Самоконтроль/ Самообладание Вопросы: 26, 54, 68, 78, 85, 109
|
Контролировать собственные реакции, свое поведение, сохранять самообладание
|
10
|
Позитивная самомотивация Вопросы:2, 15, 37, 56, 71, 96
|
Приписывать себе компетенцию и способность контроля
|
11
|
Поиск социальной поддержки Вопросы: 3, 33, 42, 63, 84, 102
|
Искать беседу (дискуссию), социальную поддержку и помощь
|
12
|
Антиципирующее избегание Вопросы: 8, 29, 48, 69, 98, 118
|
Намереваться предотвращать подобные стрессовые ситуации в будущем или избегать их
|
13
|
Бегство от стрессовой ситуации Вопросы: 14, 24, 40, 62, 73, 120
|
Безропотная тенденция ухода от напряженной ситуации
|
14
|
Социальная замкнутость Вопросы: 6, 27, 49, 76, 86, 92
|
Уединяться от других
|
15
|
«Заезженная пластинка» Вопросы: 16, 23, 55, 72, 100, 110
|
Не уметь отвлекаться мысленно, постоянно раздумывать над ситуацией («ломать голову»)
|
16
|
Беспомощность Вопросы: 4, 21, 43, 46, 60, 105
|
Сдаваться с чувством беспомощности, безнадежности, разочарованности
|
17
|
Жалость к себе Вопросы: 13, 41, 51, 79, 94, 117
|
Сочувствовать самому себе, завидовать другим
|
18
|
Самообвинение Вопросы: 9, 25, 35, 57, 75, 87
|
Приписывать напряжение собственным ошибочным действиям, обвинять во всем происходящем себя
|
19
|
Агрессия Вопросы: 44, 61, 82, 93, 107, 112
|
Реагировать раздраженно, сердито, агрессивно
|
20
|
Прием лекарств Вопросы: 7, 19, 53, 70, 90, 108
|
Принимать психотропные средства (лекарства, алкоголь, табакокурение)
|
Необходимо определить доминирующие копинг-стратегии, а также соотношение позитивных и негативных стратегий. Разработать рекомендации по коррекции. |