Анкета преференций Аминова — Шалвен
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Для определения доминирующего (интеллектуального или аффективного) подхода к решению проблем Н. А. Аминов предлагает использовать «Анкету преференций» Аминова — Шалвен. Она представляет собой модифицированный вариант дополненного Мари-Жозеф Шалвен теста Рольфа В. Штерна.
Инструкция: «Ниже попарно представлены различные утверждения о характерных чертах вашего поведения, успеваемости в школе и т. д. В каждой паре одному из утверждений постарайтесь отдать предпочтение. Например, если в паре — снобизм (одиночество) / общительность Вы выбираете общительность, то обведите это слово в регистрационном бланке. Аналогичный выбор сделайте в каждой паре утверждений».

Регистрационный бланк

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

Характерные черты вашего поведения

1

Снобизм

Общительность

2

Воображение

Рассудительность

3

Организованность

Независимость

4

Эмоциональность

Методичность

5

Упорядоченность

Беспорядочность

6

Спокойствие

Тревога

7

Расточительность

Жадность

8

Щедрость

Экономность

По каким дисциплинам в школе вы успевали лучше всего

9

Математика

Рисование

10

Сочинение

Физика - химия

11

Иностранный язык

Биология

12

История

Родной язык

Как вы предпочитаете отдыхать.

13

Гольф

Путешествие

14

Фотокиносъемка

Поделки

15

Игра в карты

Чтение

 

 

 

 

16

Теннис

Музыка

Какую профессию вы имеете или хотели бы иметь

17

Бухгалтер

Преподаватель

18

Инженер

Художник

19

Продавец

Управленец

Какие качества вы цените в друзьях

20

Надежность

Чувственность

21

Компетентность

Творческое начало

22

Открытость

Верность

23

Оригинальность

Ум

Какой пост вы хотели бы занять в правительстве

24

Министр соцобеспечения

Министр внутренних дел

25

Министр машиностроения

Министр культуры

26

Министр бюджета

Министр образования

Обработка результатов


С помощью следующей таблицы определите степень выраженности каждого из 4 типов. Выраженность типа определяется по количеству совпадений выбора позиций (а или б) для каждой пары утверждений с предложенным ключом. Затем определите суммы показателей 1 и 3 типов и соответственно 2 и 4. Если сумма 1 + 3 > 2 + 4, то для вас характерно преобладание интеллектуального подхода (над аффективным подходом) к решению проблем.

Типы церебральных преференций

Ключ

1. Экспертный левый кортикальный тип

1а, 2б, 5а, 8б, 9а, 10б, 13а, 14б, 17б, 19б, 22а, 24б, 26а

2. Организаторский левый ретикулярный тип

3а, 4б, 6б, 7б, 11б, 12а, 15а, 16а, 18б, 20б, 21а, 23б, 25б

 

 

3. Коммуникационный правый кортикальный тип

2а, 3б, 5б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14а, 17а, 19а, 22б, 24б, 26б

4. Тактический правый лимбический тип

1б, 4а, 6а, 7а, 11а, 12б, 15б, 16б, 18а, 20а, 21б, 23а, 25а

 

В структуре интеллекта принято выделять невербальный, вербальный и общий интеллект. Доминирующий вид интеллекта позволяет судить о вкладе биологических и социальных факторов в детерминацию его развития, о роли школьного образования или о педагогической запущенности обучающегося.


Представляет интерес биполярная типология видов интеллекта М. А. Холодной. Она выделяет четыре конструкта:
1. Общий интеллект (успешность в разных видах деятельности), обусловленный способностью к научению, — частные интеллектуальные способности (успешность в одном виде интеллектуальной деятельности), обусловленные способностями в овладении специальными навыками.
2. Репродуктивный интеллект (способность к воспроизведению усвоенного), проявляющийся в возможности актуализировать информацию, — продуктивный интеллект (успешность обнаружения соотношения и связей), как способность преобразовывать информацию.
3. Текучий интеллект (определяющийся уровнем невербальных функций), проявляющийся в оперативной переработке информации, — кристаллизованный интеллект, определяюoийся уровнем развития вербальной функции и заключающийся в накоплении и организации информации.
4. Конвергентный интеллект, определяющийся способностью достигать заданную цель в условиях задачи с одним правильным ответом, — дивергентный интеллект, проявляющийся в способности создавать альтернативные цели и множественные способы решения задачи.

Литература

Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. - М., 1997.

Холодная, М. , Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - 2-е изд. - СПб., 2002.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.