Для определения доминирующего (интеллектуального или аффективного) подхода к решению проблем Н. А. Аминов предлагает использовать «Анкету преференций» Аминова — Шалвен. Она представляет собой модифицированный вариант дополненного Мари-Жозеф Шалвен теста Рольфа В. Штерна. Инструкция: «Ниже попарно представлены различные утверждения о характерных чертах вашего поведения, успеваемости в школе и т. д. В каждой паре одному из утверждений постарайтесь отдать предпочтение. Например, если в паре — снобизм (одиночество) / общительность Вы выбираете общительность, то обведите это слово в регистрационном бланке. Аналогичный выбор сделайте в каждой паре утверждений».
Регистрационный бланк
№ вопроса
|
Вариант ответа
|
а
|
б
|
Характерные черты вашего поведения
|
1
|
Снобизм
|
Общительность
|
2
|
Воображение
|
Рассудительность
|
3
|
Организованность
|
Независимость
|
4
|
Эмоциональность
|
Методичность
|
5
|
Упорядоченность
|
Беспорядочность
|
6
|
Спокойствие
|
Тревога
|
7
|
Расточительность
|
Жадность
|
8
|
Щедрость
|
Экономность
|
По каким дисциплинам в школе вы успевали лучше всего
|
9
|
Математика
|
Рисование
|
10
|
Сочинение
|
Физика - химия
|
11
|
Иностранный язык
|
Биология
|
12
|
История
|
Родной язык
|
Как вы предпочитаете отдыхать.
|
13
|
Гольф
|
Путешествие
|
14
|
Фотокиносъемка
|
Поделки
|
15
|
Игра в карты
|
Чтение
|
|
|
|
|
16
|
Теннис
|
Музыка
|
Какую профессию вы имеете или хотели бы иметь
|
17
|
Бухгалтер
|
Преподаватель
|
18
|
Инженер
|
Художник
|
19
|
Продавец
|
Управленец
|
Какие качества вы цените в друзьях
|
20
|
Надежность
|
Чувственность
|
21
|
Компетентность
|
Творческое начало
|
22
|
Открытость
|
Верность
|
23
|
Оригинальность
|
Ум
|
Какой пост вы хотели бы занять в правительстве
|
24
|
Министр соцобеспечения
|
Министр внутренних дел
|
25
|
Министр машиностроения
|
Министр культуры
|
26
|
Министр бюджета
|
Министр образования
|
Обработка результатов
С помощью следующей таблицы определите степень выраженности каждого из 4 типов. Выраженность типа определяется по количеству совпадений выбора позиций (а или б) для каждой пары утверждений с предложенным ключом. Затем определите суммы показателей 1 и 3 типов и соответственно 2 и 4. Если сумма 1 + 3 > 2 + 4, то для вас характерно преобладание интеллектуального подхода (над аффективным подходом) к решению проблем.
Типы церебральных преференций
|
Ключ
|
1. Экспертный левый кортикальный тип
|
1а, 2б, 5а, 8б, 9а, 10б, 13а, 14б, 17б, 19б, 22а, 24б, 26а
|
2. Организаторский левый ретикулярный тип
|
3а, 4б, 6б, 7б, 11б, 12а, 15а, 16а, 18б, 20б, 21а, 23б, 25б
|
|
|
3. Коммуникационный правый кортикальный тип
|
2а, 3б, 5б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14а, 17а, 19а, 22б, 24б, 26б
|
4. Тактический правый лимбический тип
|
1б, 4а, 6а, 7а, 11а, 12б, 15б, 16б, 18а, 20а, 21б, 23а, 25а
|
В структуре интеллекта принято выделять невербальный, вербальный и общий интеллект. Доминирующий вид интеллекта позволяет судить о вкладе биологических и социальных факторов в детерминацию его развития, о роли школьного образования или о педагогической запущенности обучающегося.
Представляет интерес биполярная типология видов интеллекта М. А. Холодной. Она выделяет четыре конструкта: 1. Общий интеллект (успешность в разных видах деятельности), обусловленный способностью к научению, — частные интеллектуальные способности (успешность в одном виде интеллектуальной деятельности), обусловленные способностями в овладении специальными навыками. 2. Репродуктивный интеллект (способность к воспроизведению усвоенного), проявляющийся в возможности актуализировать информацию, — продуктивный интеллект (успешность обнаружения соотношения и связей), как способность преобразовывать информацию. 3. Текучий интеллект (определяющийся уровнем невербальных функций), проявляющийся в оперативной переработке информации, — кристаллизованный интеллект, определяюoийся уровнем развития вербальной функции и заключающийся в накоплении и организации информации. 4. Конвергентный интеллект, определяющийся способностью достигать заданную цель в условиях задачи с одним правильным ответом, — дивергентный интеллект, проявляющийся в способности создавать альтернативные цели и множественные способы решения задачи.
Литература
Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. - М., 1997.
Холодная, М. , Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - 2-е изд. - СПб., 2002. |