Прогрессивные матрицы Равена» (ПМР)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика предназначена для диагностики интеллектуального развития (продуктивной и репродуктивной способности, общего интеллекта, g-фактора) детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет.
Черно-белый вариант теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (А, В, С, D, Е) по 12 возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Методика предполагает наличие специального буклета, бланков и ключей.

Коэффициент надежности теста варьирует от 0,70 до 0,89. Средняя трудность заданий теста — 32,12 %, показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) — 0,72. Данные, полученные с помощью ПМР, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Так, коэффициенты корреляции между результатами теста и WISC-R составляют 0,70—0,74; для испытуемых в возрасте 9—10 лет — 0,91; шкалы умственного развития Стэнфорд — Бине — 0,66; теста Выготского — Сахарова — 0,54. Наиболее высока корреляция оценок методики с группой арифметических тестов (0,74—0,87). Существуют модификации теста. Одна из таких модификаций предложена автором (Дж. Равен в сотрудничестве с Д. Кортом). Оригинальный материал теста претерпел значительные изменения (усложнение заданий, введение новых серий). Существенной особенностью является дополнение теста вербальной шкалой (Mill-Hill Vocabulary Scales), что, по мнению разработчиков, в немалой степени способствует расширению области применения теста.
Методика основана на двух теориях: разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм и теории неогенеза Ч. Спирмена. В соответствии с теорией перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.


Ход работы: обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.


Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
Серия А. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.
Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.
Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.
Серия D. Задания составлены по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтали и вертикали.
Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).


Выполнять задание необходимо в максимальном темпе. Время ограничено 30 минутами (полный вариант теста — 1 час).
Обработка результатов: каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны. Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в стандартный IQ-показатель.
Существенным этапом количественной обработки результатов обследования с помощью ПМР является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из пяти серий. Варианты распределений решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Например, при общей оценке в 26 «сырых» баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А — 10; В — 7; С — 5; D — 3; Е — 1. Табличное распределение сравнивают с пот ученным результатом в конкретном случае. Разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является «индексом вариабельности». Нормальные значения индекса в пределах 0—4 свидетельствуют о достоверности результат, исследования [Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб, 2000.].

Ключ

Номер
задания

Правильный
ответ

Балл

Номер
здания

Правильный
ответ

Балл

1

5

1

16

1

6

2

2

3

17

6

6

3

3

1

18

2

5

4

2

5

19

4

5

5

3

3

20

7

7

6

4

5

21

6

7

7

6

2

22

4

8

8

2

3

23

2

6

9

3

5

24

6

7

10

6

4

25

6

4

11

3

6

26

2

7

12

5

6

27

5

8

13

2

4

28

4

7

14

8

7

29

6

8

15

4

3

30

5

6



Интерпретация результатов

Количество набранных баллов суммируется, и полученный результат соотносится со шкалой станайнов (таблица 1.1) или нормативной оценкой в IQ-показателях (таблица 1.2).

Таблица 1.1 - Перевод IQ-показателей в стандартные станайны

Ста-
найн

9

8

7

6

5

4

3

2

1

IQ

143

129-142

115-128

101-114

87-100

73-86

59-72

45-58

44

Таблица 1.2 - Соотношение различных оценок тестирования

IQ

Оценка результата

Примечание

Выше 140

Исключительно высокий

Больше 95 %

Выше 120

Высокий

От 75 до 95 %

110-120

Выше среднего

Выше средней арифметической для данного возраста

100-110

Средний

От 25 до 75 %

90-100

Ниже среднего

Ниже средней арифметической для данного возраста

80-90

Слабый

От 5 до 25 %

Ниже 80

Очень слабый

5 % и ниже

Другое описание теста Прогрессивные матрицы Равена

Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.