Методика предназначена для диагностики интеллектуального развития (продуктивной и репродуктивной способности, общего интеллекта, g-фактора) детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Черно-белый вариант теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (А, В, С, D, Е) по 12 возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Методика предполагает наличие специального буклета, бланков и ключей.
Коэффициент надежности теста варьирует от 0,70 до 0,89. Средняя трудность заданий теста — 32,12 %, показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) — 0,72. Данные, полученные с помощью ПМР, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Так, коэффициенты корреляции между результатами теста и WISC-R составляют 0,70—0,74; для испытуемых в возрасте 9—10 лет — 0,91; шкалы умственного развития Стэнфорд — Бине — 0,66; теста Выготского — Сахарова — 0,54. Наиболее высока корреляция оценок методики с группой арифметических тестов (0,74—0,87). Существуют модификации теста. Одна из таких модификаций предложена автором (Дж. Равен в сотрудничестве с Д. Кортом). Оригинальный материал теста претерпел значительные изменения (усложнение заданий, введение новых серий). Существенной особенностью является дополнение теста вербальной шкалой (Mill-Hill Vocabulary Scales), что, по мнению разработчиков, в немалой степени способствует расширению области применения теста. Методика основана на двух теориях: разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм и теории неогенеза Ч. Спирмена. В соответствии с теорией перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.
Ход работы: обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам. Серия А. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали. Серия D. Задания составлены по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтали и вертикали. Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).
Выполнять задание необходимо в максимальном темпе. Время ограничено 30 минутами (полный вариант теста — 1 час). Обработка результатов: каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны. Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в стандартный IQ-показатель. Существенным этапом количественной обработки результатов обследования с помощью ПМР является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из пяти серий. Варианты распределений решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Например, при общей оценке в 26 «сырых» баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А — 10; В — 7; С — 5; D — 3; Е — 1. Табличное распределение сравнивают с пот ученным результатом в конкретном случае. Разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является «индексом вариабельности». Нормальные значения индекса в пределах 0—4 свидетельствуют о достоверности результат, исследования [Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб, 2000.].
Ключ
Номер задания
|
Правильный ответ
|
Балл
|
Номер здания
|
Правильный ответ
|
Балл
|
1
|
5
|
1
|
16
|
1
|
6
|
2
|
2
|
3
|
17
|
6
|
6
|
3
|
3
|
1
|
18
|
2
|
5
|
4
|
2
|
5
|
19
|
4
|
5
|
5
|
3
|
3
|
20
|
7
|
7
|
6
|
4
|
5
|
21
|
6
|
7
|
7
|
6
|
2
|
22
|
4
|
8
|
8
|
2
|
3
|
23
|
2
|
6
|
9
|
3
|
5
|
24
|
6
|
7
|
10
|
6
|
4
|
25
|
6
|
4
|
11
|
3
|
6
|
26
|
2
|
7
|
12
|
5
|
6
|
27
|
5
|
8
|
13
|
2
|
4
|
28
|
4
|
7
|
14
|
8
|
7
|
29
|
6
|
8
|
15
|
4
|
3
|
30
|
5
|
6
|
Интерпретация результатов
Количество набранных баллов суммируется, и полученный результат соотносится со шкалой станайнов (таблица 1.1) или нормативной оценкой в IQ-показателях (таблица 1.2).
Таблица 1.1 - Перевод IQ-показателей в стандартные станайны
Ста- найн
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
IQ
|
143
|
129-142
|
115-128
|
101-114
|
87-100
|
73-86
|
59-72
|
45-58
|
44
|
Таблица 1.2 - Соотношение различных оценок тестирования
IQ
|
Оценка результата
|
Примечание
|
Выше 140
|
Исключительно высокий
|
Больше 95 %
|
Выше 120
|
Высокий
|
От 75 до 95 %
|
110-120
|
Выше среднего
|
Выше средней арифметической для данного возраста
|
100-110
|
Средний
|
От 25 до 75 %
|
90-100
|
Ниже среднего
|
Ниже средней арифметической для данного возраста
|
80-90
|
Слабый
|
От 5 до 25 %
|
Ниже 80
|
Очень слабый
|
5 % и ниже
|
Другое описание теста Прогрессивные матрицы Равена
Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с. |