Тест сортировки объектов Р.Гарднера в модификации В.Колги
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Тест предназначен для диагностики умственного развития и когнитивного стиля «узкий — широкий диапазон эквивалентности». Он состоит из 75 реальных предметов, в модификации В. Колги — 2 наборов по 35 слов. Подчеркивается, что задания не имеют единственно правильного решения, каждый человек раскладывает группы по-своему.
Методика основана на теории понятийной дифференциации Р. Гарднера. Показатели диапазона эквивалентности входят в единый фактор «эффективный уровень абстракции» (0,60 и 0,66), а также приводятся данные о корреляции узкого диапазона эквивалентности («аналитичность») с низкими значениями произвольного и непроизвольного запоминания, познавательной ригидностью и низкой успеваемостью подростков (Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ум / М. А. Холодная. - М., 2002).

Испытуемому предлагается инструкция: «Сейчас Вам будет предложен набор карточек с написанными на них словами. Надо будет разложить их на группы. Тест не имеет единственно правильного решения. Каждый человек сортирует карточки по-своему. Делать это надо наиболее естественным, логичным и удобным образом с Вашей точки зрения. Количество групп и число карточек в них может быть любым».

 

Обработка результатов: показатели узости / широты диапазона эквивалентности: количество выделенных групп, количество объектов в наибольшей выделенной группе, количество групп, состоящих из одного объекта. Чем больше выделенных групп, тем более узкий диапазон эквивалентности (соответственно выше понятийная дифференциация).


Интерпретация результатов: испытуемые разделяют объекты на много групп, имеющих малый объем (узкий диапазон эквивалентности) или на мало групп, имеющих большой объем (широкий диапазон эквивалентности). Узкий диапазон эквивалентности предполагает более детализированную категоризацию впечатлений и использование более точных стандартов в оценке различий между объектами. Он соотносится со следующими особенностями интеллектуальной деятельности: близостью свободных ассоциаций к слову-стимулу, буквальностью воспроизведения и меньшей оригинальностью в рассказах по ТАТ, тенденцией приближать свои оценки к некоторой средней величине, а также склонностью предлагать однообразные ответы и низкой креативностью в тестах Дж. Гилфорда. Другими словами, суть когнитивного стиля заключается в наличии многого или малого количества категорий в индивидуальном понятийном опыте. В. Колга интерпретирует данный когнитивный стиль как аналитичность — склонность ориентироваться на различия в ряду объектов и синтетичность — склонность ориентироваться на сходства между ними. По Р. Гарднеру, аналитики опираются в основном на явные физические свойства объектов, синтетики — на скрытые, дополнительные значения.
Качественный анализ содержания выделенных групп может опираться на типологию ответов Р. Гарднера. Испытуемые, как правило, используют концептуальные, функциональные и конкретные группировки. Уровень актуального абстрагирования определяется наличием концептуальных обобщений.
Стимульный материал включает два набора слов.


Набор слов «Время»


Декада, мгновение, эра, сегодня, квартал, неделя, момент, завтра, минута, скоро, семестр, полдень, месяц, столетие, эпоха, вчера, вечность, тысячелетие, год, час, миг, смена, полночь, сумерки, век, сейчас, секунда, вечер, четверть, день, рассвет, ночь, сутки, утро, миллисекунда.


Набор слов «Черты характера»


Скрытность, ироничность, пунктуальность, отрешенность, циничность, чуткость, педантичность, интеллектуальность, эмоциональность, активность, самоуверенность, небрежность, беспечность, демократичность, бережливость, созерцательность, аккуратность, тактичность, тревожность, сентиментальность, бестактность, принципиальность, мелочность, замкнутость, ответственность, требовательность, щедрость, деловитость, черствость, общительность, серьезность, душевность, грубость, наивность, пассивность.

Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.