Оценка психологического здоровья учащихся
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья детей могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Ниже приведенные инструментарии могут быть проведены педагогами или психологами для осуществления такой оценки.

Анкета «Оценка напряженности»

Анкета может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Вопросы могут быть зачитаны вслух или школьникам раздаются листы с вопросами, а ответы записывают на отдельно листе. Нежелательно, чтобы данную анкету проводил учитель данного класса. Варианты ответов на каждый вопрос: «да», «нет», « не знаю».


Вопросы

1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах.
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой или устным ответом, даже если я не уверен в своих силах.
5. Я захожу в класс, где принимают зачет или экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
6. Мне не требуется время на обдумывание дополни-
тельного вопроса заданного учителем после моего ответа.
7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что спланировал.
11. Мне трудно бывает сосредоточить внимание на уроке.
12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамена.
14. Порой мне кажется, мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно « опускаю» руки.
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
17. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
18. Неожиданный вопрос учителя чаще всего приводит меня в замешательство.
19. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
21. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо занятии или работе, и это раздражает меня.
22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, зачетом и экзаменом.
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала.
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед всем классом.
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.
26. Во время выступления или ответа я от волнения могу начать заикаться.
27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом.
29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.


Обработка результатов

За каждый из ответов «нет» на вопросы 1-10 и ответов «да» на вопросы 11-30 начисляется по одному баллу, за каждый ответ « не знаю» дается половина балла. Затем все баллы суммируются.


Оценка результатов

- до 12 баллов - относительное благополучие
- 12- 19 баллов - зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста;
- 20 и более баллов - неблагополучие (повышенный уровень напряженности) необходима консультация специалиста.
Наряду с оценкой напряженности важным показателем психологического здоровья школьников является уровень тревожности. Для оценки могут быть использованы шкалы тревожности Сирса и методика оценки школьных ситуаций Кондаша.


Шкала тревожности Сирса


Оценку в качестве эксперта проводит учитель или знающий данного учащегося психолог.
Каждое утверждение оценивается одним из следующих баллов: 0 - признак отсутствует; 1 - признак слабо выражен; 2 - признак достаточно выражен; 3 - признак резко выражен.


Утверждения

1. Обычно я напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Легко пугается.
4. Плаксив.
5. Очень ко всему чувствителен.
6. Часто бывает агрессивным.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет или бледнеет.
10. Испытывает трудности с сосредоточением.
11. Суетлив.
12. Потеют руки.
13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.
14. С трудом реагирует громкость при ответе.


Оценка результата:


До 20 баллов - низкий уровень тревожности.
20-30 баллов - средний уровень тревожности.
Более 30 баллов - высокий уровень тревожности. Сумма менее 4 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.


Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша


Предназначена для учащихся с 7-го класса. Ученик должен оценить каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у него тревогу.
0 - ситуация не волнует;
1 - ситуация волнует незначительно;
2 - ситуация достаточно волнует;
3 - ситуация сильно волнует.


Ситуации
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором (завучем) школы.
3. Учитель решает кого спросить.
4. Тебя критикуют и в чем - то упрекают взрослые.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Непонимание объяснений учителя.
11. Неожиданный вопрос учителя.
12. Не получается домашнее задание.
13. Принятие важного, ответственного решения.
14. Тебя критикуют товарищи, одноклассники.

Оценка результата
До 20 баллов - низкий уровень тревожности.
20 - 30 - средний уровень тревожности.
Более 30 баллов - высокий уровень тревожности. Сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.

Источник: Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. - ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.