Шкала личностной тревожности для учащихся (А.М. Прихожан)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет.


Инструкция


На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.


Форма «А»

 

 

Нет

Не
много

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4

1.

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2.

Оказаться среди незнакомых ребят

0

1

2

3

4

3.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4.

Слышать заклятия

0

1

2

3

4

5.

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

6.

Сравнивать себя с другими

0

1

2

3

4

7.

Учитель смотрит по журналу, кого спросит

0

1

2

3

4

8.

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

9.

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

0

1

2

3

4

10.

Видеть плохие сны

0

1

2

3

4

 

 

Нет

Не
много

Достаточно

Значительно

Очень

11.

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

0

1

2

3

4

12.

После контрольной, теста учитель называет отметки

0

1

2

3

4

13.

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

14.

Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

0

1

2

3

4

15.

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

16.

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

17.

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

18.

Слышать смех за своей спиной

0

1

2

3

4

19.

Не понимать объяснений учителя

0

1

2

3

4

20.

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

0

1

2

3

4

21.

Слышать предсказания о космических катастрофах

0

1

2

3

4

22.

Выступать перед зрителями

0

1

2

3

4

23.

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

0

1

2

3

4

24.

С тобой не хотят играть

0

1

2

3

4

25.

Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

26.

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

 

 

Нет

Не
много

Достаточно

Значительно

Очень

27.

На экзамене тебе достался 13 билет

0

1

2

3

4

28.

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

29.

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

30.

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

31.

Засыпать в темной комнате

0

1

2

3

4

32.

Не соглашаешься с родителями

0

1

2

3

4

33.

Берешься за новое дело

0

1

2

3

4

34.

Разговаривать со школьным психологом

0

1

2

3

4

35.

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

0

1

2

3

4

36.

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

37.

Слушать страшные истории

0

1

2

3

4

38.

Спорить со своим другом (подругой)

0

1

2

3

4

39.

Думать о своей внешности

0

1

2

3

4

40.

Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

0

1

2

3

4


Обработка результатов


Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1. Ключ является общим для обеих форм.


Таблица 2. Ключ к шкале личностной тревожности

Субшкала

Пункты шкалы

Школьная тревожность

1

5

7

11

12

16

19

28

30

34

Самооценочная тревожность

3

6

8

13

17

20

25

29

33

39

Межличностная тревожность

2

9

15

18

22

24

26

32

36

38

Магическая тревожность

4

10

14

21

23

27

31

35

37

40


При обработке результатов ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблицы 3-7). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам - отдельных видов тревожности.
Перевод «сырых» баллов в стандартные оценки («стены»).


Таблица 3. Общая тревожность

10-11 лет

Стены

Девочки

Мальчики

1

0-33

0-26

2

34-40

27-32

3

41-48

33-39

4

49-55

40-45

5

56-62

46-52

6

63-70

53-58

7

71-77

59-65

8

78-84

66-71

9

85-92

72-77

10

93 и более

78 и более

 

Таблица 4. Самооценочная тревожность

10-11 лет

Стены

Девочки

Мальчики

1

0-10

0-7

2

11

8-9

3

12-13

10

4

14

11-12

5

15-16

13

6

17-18

14-15

7

19

16-17

8

20-21

18

9

22-23

19-20

10

24 и более

21 и более


Таблица 5. Школьная тревожность

10-11 лет

Стены

Девочки

Мальчики

1

0-8

0-7

2

9-11

8-10

3

12-13

11-12

4

14-16

13-14

5

17-18

15-16

6

19-20

17-18

7

21-22

19-20

8

23-25

21-22

9

26-27

23-24

10

28 и более

25 и более



Таблица 6. Межличностная тревожность

10-11 лег

Стены

Девочки

Мальчики

1

0-8

0-7

2

9

8

3

10

9

4

11

10

5

12-13

11-12

6

14

13

7

15

14

8

16-17

15

9

18

16

10

19 и более

17 и более



Таблица 7. Магическая тревожность

10-11 лет

Стены

Девочки

Мальчики

1

0-7

0-6

2

8

7

3

9-10

8-9

4

11 12

10

5

13-14

11-12

6

15-16

13

1

17-18

14

8

19-20

15-16

9

21 22

17

10

23 и более

18 и более

На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Таблица 8. Характеристика уровней тревожности

Стены

Характеристика

Примечания

1-2

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь или не иметь защитного характера

3-6

Нормальный уровень тревожности

Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

7-8

Несколько повышенная тревожность

Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

9

Явно повышенная тревожность

Обычно носит «разлитой», генерализованный характер

10

Очень высокая тревожность

Группа риска

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.