Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет.
Инструкция
На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4. Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Форма «А»
|
|
Нет
|
Не много
|
Достаточно
|
Значительно
|
Очень
|
Пример. Перейти в новую школу
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Отвечать у доски
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2.
|
Оказаться среди незнакомых ребят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3.
|
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4.
|
Слышать заклятия
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5.
|
Разговаривать с директором школы
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6.
|
Сравнивать себя с другими
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7.
|
Учитель смотрит по журналу, кого спросит
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8.
|
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9.
|
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10.
|
Видеть плохие сны
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Нет
|
Не много
|
Достаточно
|
Значительно
|
Очень
|
11.
|
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12.
|
После контрольной, теста учитель называет отметки
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13.
|
У тебя что-то не получается
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14.
|
Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15.
|
На тебя не обращают внимания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16.
|
Ждешь родителей с родительского собрания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17.
|
Тебе грозит неуспех, провал
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18.
|
Слышать смех за своей спиной
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19.
|
Не понимать объяснений учителя
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20.
|
Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
21.
|
Слышать предсказания о космических катастрофах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22.
|
Выступать перед зрителями
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23.
|
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24.
|
С тобой не хотят играть
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25.
|
Проверяются твои способности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
26.
|
На тебя смотрят как на маленького
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Нет
|
Не много
|
Достаточно
|
Значительно
|
Очень
|
27.
|
На экзамене тебе достался 13 билет
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
28.
|
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
29.
|
Оценивается твоя работа
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
30.
|
Не можешь справиться с домашним заданием
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
31.
|
Засыпать в темной комнате
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
32.
|
Не соглашаешься с родителями
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
33.
|
Берешься за новое дело
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
34.
|
Разговаривать со школьным психологом
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
35.
|
Думать о том, что тебя могут «сглазить»
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
36.
|
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
37.
|
Слушать страшные истории
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
38.
|
Спорить со своим другом (подругой)
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
39.
|
Думать о своей внешности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
40.
|
Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обработка результатов
Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1. Ключ является общим для обеих форм.
Таблица 2. Ключ к шкале личностной тревожности
Субшкала
|
Пункты шкалы
|
Школьная тревожность
|
1
|
5
|
7
|
11
|
12
|
16
|
19
|
28
|
30
|
34
|
Самооценочная тревожность
|
3
|
6
|
8
|
13
|
17
|
20
|
25
|
29
|
33
|
39
|
Межличностная тревожность
|
2
|
9
|
15
|
18
|
22
|
24
|
26
|
32
|
36
|
38
|
Магическая тревожность
|
4
|
10
|
14
|
21
|
23
|
27
|
31
|
35
|
37
|
40
|
При обработке результатов ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку. Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблицы 3-7). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам - отдельных видов тревожности. Перевод «сырых» баллов в стандартные оценки («стены»).
Таблица 3. Общая тревожность
10-11 лет
|
Стены
|
Девочки
|
Мальчики
|
1
|
0-33
|
0-26
|
2
|
34-40
|
27-32
|
3
|
41-48
|
33-39
|
4
|
49-55
|
40-45
|
5
|
56-62
|
46-52
|
6
|
63-70
|
53-58
|
7
|
71-77
|
59-65
|
8
|
78-84
|
66-71
|
9
|
85-92
|
72-77
|
10
|
93 и более
|
78 и более
|
Таблица 4. Самооценочная тревожность
10-11 лет
|
Стены
|
Девочки
|
Мальчики
|
1
|
0-10
|
0-7
|
2
|
11
|
8-9
|
3
|
12-13
|
10
|
4
|
14
|
11-12
|
5
|
15-16
|
13
|
6
|
17-18
|
14-15
|
7
|
19
|
16-17
|
8
|
20-21
|
18
|
9
|
22-23
|
19-20
|
10
|
24 и более
|
21 и более
|
Таблица 5. Школьная тревожность
10-11 лет
|
Стены
|
Девочки
|
Мальчики
|
1
|
0-8
|
0-7
|
2
|
9-11
|
8-10
|
3
|
12-13
|
11-12
|
4
|
14-16
|
13-14
|
5
|
17-18
|
15-16
|
6
|
19-20
|
17-18
|
7
|
21-22
|
19-20
|
8
|
23-25
|
21-22
|
9
|
26-27
|
23-24
|
10
|
28 и более
|
25 и более
|
Таблица 6. Межличностная тревожность
10-11 лег
|
Стены
|
Девочки
|
Мальчики
|
1
|
0-8
|
0-7
|
2
|
9
|
8
|
3
|
10
|
9
|
4
|
11
|
10
|
5
|
12-13
|
11-12
|
6
|
14
|
13
|
7
|
15
|
14
|
8
|
16-17
|
15
|
9
|
18
|
16
|
10
|
19 и более
|
17 и более
|
Таблица 7. Магическая тревожность
10-11 лет
|
Стены
|
Девочки
|
Мальчики
|
1
|
0-7
|
0-6
|
2
|
8
|
7
|
3
|
9-10
|
8-9
|
4
|
11 12
|
10
|
5
|
13-14
|
11-12
|
6
|
15-16
|
13
|
1
|
17-18
|
14
|
8
|
19-20
|
15-16
|
9
|
21 22
|
17
|
10
|
23 и более
|
18 и более
|
На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.
Таблица 8. Характеристика уровней тревожности
Стены
|
Характеристика
|
Примечания
|
1-2
|
Состояние тревожности испытуемому не свойственно
|
Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь или не иметь защитного характера
|
3-6
|
Нормальный уровень тревожности
|
Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
|
7-8
|
Несколько повышенная тревожность
|
Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
|
9
|
Явно повышенная тревожность
|
Обычно носит «разлитой», генерализованный характер
|
10
|
Очень высокая тревожность
|
Группа риска
|
|