На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика экспресс-диагностики нравственной направленности личности
Методика экспресс-диагностики нравственной направленности личности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Игнацкая О.Е.

В основу теста положена методика незаконченных предложений Сакса и Леви.

Данная проективная методика исследует нравственную сферу личности, ее направленность, как систему смысловых отношений человека к миру, людям, себе, представленную на трех уровнях: эгоцентрическом, группоцентрическом, просоциальном.
Эгоцентрическая направленность отражает потребительское отношение к окружающей среде как к объекту удовлетворения собственных потребностей, исходным моментом при котором является личное удобство, выгода.

Следующая группоцентрическая направленность характеризует расширение собственных границ до близкого окружения (семья, группа). Критерием деления отношения в данном случае является принадлежность к категории «своих» либо «чужих».
При выраженной просоциальной направленности личности границы между «ближними» и «дальними» стираются, в своих поступках, отношении человек ориентируется, прежде всего, на нужды, потребности всех: других, себя. Для него характерна внутренняя устремленность на благо человечества в целом.

Инструкция: «Вам необходимо закончить следующие предложения одним или несколькими словами».

1. В общении с людьми...
2. Для человека важно...
3. Я хотел бы, чтобы мой отец.
4. Главное в жизни это - ...
5. Окружающим людям.
6. Я был бы счастлив, если бы.
7. Проблемы других .
8. Когда человек поступает неправильно по отношению к другим.
9. Мой девиз:
10. Я хотел бы, чтобы мама.
11. Быть честным в наше время.
12. Я бы хотел.
13. Когда я сталкиваюсь с несправедливостью.
14. Я бы хотел, чтобы в моем характере были такие качества как.

Обработка результатов.

За вариант ответа, соответствующего эгоцентрической направленности, начисляется -1 балл, группоцентрической - +1 балл, просоциальной - +2 балла. В случае неопределенных, нейтральных ответов - 0 баллов. Все значения суммируются, после чего выводится итоговый показатель в Z-оценках.
Распределение значений в пределах от -14 до - 1 свидетельствует о преобладании эгоцентрической направленности личности; чем ниже показатель, тем характеристика более выражена.

От 1 до 14 - группоцентрической, от 15 до 28 - просоциальной. В последних двух случаях более высокие значения соответствуют выраженной направленности данного типа. Итоговый показатель, стремящийся к нулю, будет характерен для недостаточно определенных, связанных со включением защитных механизмов, ответов. Возможен дальнейший перевод Z-оценок в стены.

Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.