Методика самоооценки достигнутого уровня субъектности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Опросник построен на основе экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности В.И. Панова, которая описывает этапы становления субъектности:
1. Субъект мотивации (существует потребность освоить новое учебное действие (действие-образец);
2. Субъект восприятия (Наблюдатель) (способен сформировать в уме модель (образ) действия-образца);
3. Субъект подражательного действия (Подмастерье) (способен воспроизвести действие-образец, подражая педагогу);
4. Субъект произвольного выполнения действия-образца, но еще с опорой на внешний контроль со стороны педагога (Ученик);

 


5. Субъект произвольного выполнения действия с опорой на внутренний контроль (Мастер) (способен к самостоятельному выполнению действия-образца, в т.ч. контролю и коррекции правильности его выполнения);
6. Субъект внешнего контроля за выполнением действия-образца другими (Эксперт) (способен заметить ошибки при выполнении действия-образца другими);
7. Субъект продуктивного развития (Творец) (способен использовать освоенное действие-образец в качестве субъективного средства для дальнейшего развития самого себя, в том числе для творческого самовыражения).


Профессиональная деятельность педагога предполагает активное становление собственной субъектности как эффективного условия становления учащегося - субъекта учебной деятельности (иметь представления о стадиальности, уметь выявлять поведенческие проявления каждой стадии, устанавливать количественно, с помощью педагогических условий и образовательных технологий целенаправленно развивать субъектные качества учащихся).


Инструкция.

В каждом из шести блоков представлено по 6 утверждений. Выберите из шести то, что наиболее соответствует вам, и оцените это утверждение в 6 баллов, поставив цифру в столбце «Ранг», затем из оставшихся, выберите еще одно, и присвойте ему 5 баллов. Таким образом, наиболее характеризующее вас утверждение получит 6 баллов, наименее характеризующее - 1 балл.


Текст методики

Критерии

Ранг

1. На занятиях, выполняя задания, вы

Н - наблюдаете, как это задание выполняется другим студентом на доске;

 

П - смотрите, как это делают другие (сосед по парте), и повторяете за ними не задумываясь;

 

У - просите преподавателя проверить, спрашиваете «У меня правильно?);

 

М - выполняете задание самостоятельно

 

Э - всегда замечаете ошибки в выполнении этого задания у того, кто отвечает у доски;

 

Т - все время стараетесь что-то предложить, сделать по своему, неожиданное

 

2. Во время контрольной работы

Н - наблюдаете, как задания выполняются другими студентами

 

П - пытаетесь списать решение у других или подсмотреть шпаргалку

 

У - самостоятельно выполняете задания и ждете, что после проверки преподаватель укажет на допущенные ошибки

 

М - самостоятельно выполняете и проверяете свое задание

 

Э - замечаете ошибки, которые допускает сосед по парте

 

Т - на контрольных любите работать с нестандартными заданиями;

 

3.       Подготовка к выступлению, презентации

Н - вам необходимо посмотреть, как это делают другие ;

 

П- готовите его по заданному образцу (шаблону, схеме, алгоритму)

 

У - готовите свое сообщение и просите преподавателя проверить его правильность

 

М - самостоятельно составляете план сообщения и излагаете его в соответствии с этим планом

 

Э - анализируете выступления других, находите неточности

 

Т - демонстрируете нестандартный подход, интегрируете знания из разных областей

 

4. Решаете нестандартный вопрос, проблему, готовите проект

Н - стараетесь найти подсказку, способ решения в справочной литературе

 

П - стараетесь узнать, как ее решают другие, чтобы сделать также

 

У - предлагаете свой вариант для проверки педагогу

 

М - ищите вариант решения и следуете ему

 

Э - критически оцениваете предложенные другими способы решения

 

Т - ищите нестандартный способ решения

 

5.    Взаимодействие с одногруппниками

Н - наблюдаете, как взаимодействуют между собой другие, не вступаете в общение

 

П - ведете себя в отношении других стандартно, привычно, однотипно

 

У - в отношениях возникают случаи взаимного непонимания, готовы исправлять ошибки

 

М - взаимодействует конструктивно

 

Э - испытываете интерес к анализу и оценке взаимоотношений

 

Т - прилагаете усилия для развития отношений в группе

 

6. Учебная мотивация

Н - нет ярко выраженных мотивов учиться, т.к. нужно учиться

 

П - социальный мотив: хожу в институт, как и мои друзья

 

У - нравится получать хорошие оценки и похвалу преподавателя

 

М - мотивация достижения: хочу получить знания, хорошее образование

 

Э - присутствуют конкурентные мотивы, критичный ум, оцениваю свои возможности, целесообразность обучения

 

Т -ярко выраженная познавательная активность, интерес к новому, нестандартному

 

Обозначения: Н - наблюдатель; П - подмастерье; У - ученик; М - мастер; Э - эксперт; Т - творец

 

Ключ к методике

 

В соответствии с указанными буквами по каждому высказыванию подсчитать сумму баллов по каждому уровню: Н=; П=; У=; и т.д.

 

Результаты занести в итоговую таблицу.


Результаты методики «Диагностика уровня проявления субъектности»

Наблюдатель

Подмастерье

Ученик

Мастер

Эксперт

Творец

 

 

 

 

 

 


Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.