Опросник построен на основе экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности В.И. Панова, которая описывает этапы становления субъектности: 1. Субъект мотивации (существует потребность освоить новое учебное действие (действие-образец); 2. Субъект восприятия (Наблюдатель) (способен сформировать в уме модель (образ) действия-образца); 3. Субъект подражательного действия (Подмастерье) (способен воспроизвести действие-образец, подражая педагогу); 4. Субъект произвольного выполнения действия-образца, но еще с опорой на внешний контроль со стороны педагога (Ученик);
5. Субъект произвольного выполнения действия с опорой на внутренний контроль (Мастер) (способен к самостоятельному выполнению действия-образца, в т.ч. контролю и коррекции правильности его выполнения); 6. Субъект внешнего контроля за выполнением действия-образца другими (Эксперт) (способен заметить ошибки при выполнении действия-образца другими); 7. Субъект продуктивного развития (Творец) (способен использовать освоенное действие-образец в качестве субъективного средства для дальнейшего развития самого себя, в том числе для творческого самовыражения).
Профессиональная деятельность педагога предполагает активное становление собственной субъектности как эффективного условия становления учащегося - субъекта учебной деятельности (иметь представления о стадиальности, уметь выявлять поведенческие проявления каждой стадии, устанавливать количественно, с помощью педагогических условий и образовательных технологий целенаправленно развивать субъектные качества учащихся).
Инструкция.
В каждом из шести блоков представлено по 6 утверждений. Выберите из шести то, что наиболее соответствует вам, и оцените это утверждение в 6 баллов, поставив цифру в столбце «Ранг», затем из оставшихся, выберите еще одно, и присвойте ему 5 баллов. Таким образом, наиболее характеризующее вас утверждение получит 6 баллов, наименее характеризующее - 1 балл.
Текст методики
Критерии
|
Ранг
|
1. На занятиях, выполняя задания, вы
|
Н - наблюдаете, как это задание выполняется другим студентом на доске;
|
|
П - смотрите, как это делают другие (сосед по парте), и повторяете за ними не задумываясь;
|
|
У - просите преподавателя проверить, спрашиваете «У меня правильно?);
|
|
М - выполняете задание самостоятельно
|
|
Э - всегда замечаете ошибки в выполнении этого задания у того, кто отвечает у доски;
|
|
Т - все время стараетесь что-то предложить, сделать по своему, неожиданное
|
|
2. Во время контрольной работы
|
Н - наблюдаете, как задания выполняются другими студентами
|
|
П - пытаетесь списать решение у других или подсмотреть шпаргалку
|
|
У - самостоятельно выполняете задания и ждете, что после проверки преподаватель укажет на допущенные ошибки
|
|
М - самостоятельно выполняете и проверяете свое задание
|
|
Э - замечаете ошибки, которые допускает сосед по парте
|
|
Т - на контрольных любите работать с нестандартными заданиями;
|
|
3. Подготовка к выступлению, презентации
|
Н - вам необходимо посмотреть, как это делают другие ;
|
|
П- готовите его по заданному образцу (шаблону, схеме, алгоритму)
|
|
У - готовите свое сообщение и просите преподавателя проверить его правильность
|
|
М - самостоятельно составляете план сообщения и излагаете его в соответствии с этим планом
|
|
Э - анализируете выступления других, находите неточности
|
|
Т - демонстрируете нестандартный подход, интегрируете знания из разных областей
|
|
4. Решаете нестандартный вопрос, проблему, готовите проект
|
Н - стараетесь найти подсказку, способ решения в справочной литературе
|
|
П - стараетесь узнать, как ее решают другие, чтобы сделать также
|
|
У - предлагаете свой вариант для проверки педагогу
|
|
М - ищите вариант решения и следуете ему
|
|
Э - критически оцениваете предложенные другими способы решения
|
|
Т - ищите нестандартный способ решения
|
|
5. Взаимодействие с одногруппниками
|
Н - наблюдаете, как взаимодействуют между собой другие, не вступаете в общение
|
|
П - ведете себя в отношении других стандартно, привычно, однотипно
|
|
У - в отношениях возникают случаи взаимного непонимания, готовы исправлять ошибки
|
|
М - взаимодействует конструктивно
|
|
Э - испытываете интерес к анализу и оценке взаимоотношений
|
|
Т - прилагаете усилия для развития отношений в группе
|
|
6. Учебная мотивация
|
Н - нет ярко выраженных мотивов учиться, т.к. нужно учиться
|
|
П - социальный мотив: хожу в институт, как и мои друзья
|
|
У - нравится получать хорошие оценки и похвалу преподавателя
|
|
М - мотивация достижения: хочу получить знания, хорошее образование
|
|
Э - присутствуют конкурентные мотивы, критичный ум, оцениваю свои возможности, целесообразность обучения
|
|
Т -ярко выраженная познавательная активность, интерес к новому, нестандартному
|
|
Обозначения: Н - наблюдатель; П - подмастерье; У - ученик; М - мастер; Э - эксперт; Т - творец
|
|
Ключ к методике
В соответствии с указанными буквами по каждому высказыванию подсчитать сумму баллов по каждому уровню: Н=; П=; У=; и т.д.
Результаты занести в итоговую таблицу.
Результаты методики «Диагностика уровня проявления субъектности»
Наблюдатель
|
Подмастерье
|
Ученик
|
Мастер
|
Эксперт
|
Творец
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.
|