На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика Э.Ф. Замбицявичене для определения уровня умственного развития детей 7 - 9 лет
Методика Э.Ф. Замбицявичене для определения уровня умственного развития детей 7 - 9 лет
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест - выявление умения обобщать.

Предпочтительнее использовать тест в индивидуальной работе с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

Текст методики

1 субтест. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
В теплых краях обитает ... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
В году ... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
Месяц зимы ... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
Вода всегда ... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
У дерева всегда есть ... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
Город России ... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).


2 субтест. В каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Река, озеро, море, мост, болото.
Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
Владимир, Курск, Москва, Лондон, Новосибирск.
Тополь, береза, орешник, липа, осина.
Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.


3 субтест. Внимательно прочитайте примеры. Слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа (перед чертой) - одно слово (например: библиотека) и пять слов за чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Нужно выбрать одно слово из пяти за чертой, которое связано со словом перед чертой (библиотека). Точно также, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья).
Примеры:
Лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.
Бежать/стоять = кричать, молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
Таким образом, нужно установить во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.
Огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля.
Учитель/ученик = врач/кашель, лекарство, палата, больной, термометр
Огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы.
Цветок/ваза = птица/клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья.
Перчатка/рука = сапог/чулки, подошва, кожа, нога, щетка.
Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный.
Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной,
Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная.
Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди.


4 субтест. Эти пары слов можно назвать одним названием. Например: брюки, платье - одежда; треугольник, квадрат - фигура. Придумайте общее название к каждой паре.
Метла, лопата ... (инструменты)
Окунь, карась ...(рыбы)
Лето, зима ...(времена года)
Огурец, помидор ...(овощи)
Сирень, шиповник ... (кустарники, цветущие кустарники)
Шкаф, диван ...(мебель)
День, ночь ...(время суток)
Слон, муравей ... (живые организмы)
Июнь, июль ... (месяцы года)
Дерево, цветок ... (растения)

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.