Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шкалы: жизнеобеспечение, комфорт, общение, общая активность, творческая активность, социальная полезность
Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов, одну из следующих оценок каждого утверждения:
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
a |
П |
П |
П |
Д |
П |
Д |
b |
П |
К |
К |
К,О |
К |
О,Д |
c |
О |
К |
О |
Д,ОД* |
К* |
К,О |
d |
Д |
С |
Д,ОД* |
Д |
ОД* |
С,Д* |
e |
ОД |
С,О |
ОД |
ДР |
ДР |
|
f |
С |
ДР |
|
П |
ДР |
ДР* |
g |
ДР |
ДР |
Д,ДР |
ОД |
ОД |
ОД |
h |
ДР |
ОД |
П,Д |
К |
П,Д |
П |
|
Ожид |
Рбид |
Ожре |
Рбре |
Ожид |
Рбид |
|
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
a |
К |
П |
К |
К,О |
П |
П |
аст |
аст |
b |
О |
О |
Д |
ОД |
К |
К |
аст |
аст |
c |
С |
С |
С |
П,Д |
К |
К,О |
аст |
аст |
d |
|
О |
С |
С |
О |
ДР* |
аст |
аст |
e |
П,Д |
ДР |
О |
П |
С,О |
С* |
ст |
ст |
f |
ДР |
ОД |
Сре |
ОД |
С,ОД |
С |
ст |
ст |
g |
ДР |
ДР |
Д,ОД |
ДР |
ОД |
ОД |
ст |
ст |
h |
Оид |
С |
К,О* |
|
ДР* |
П,Д |
ст |
ст |
|
Ожре |
Рбре |
Ожид |
Рбид |
Ожре |
Рбре |
Э |
Ф |
Примечание: * - звездочкой отмечены пункты методики, входящие в шкалу коррекции.
Шкалы мотивационного профиля:
• П- поддержание жизнеобеспечения;
• К - комфорт;
• С - социальный статус;
• О - общение;
• Д - общая активность;
• ДР - творческая активность;
• ОД - общественная полезность.
Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:
• Ож - общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности;
• Рб - рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
• ид - «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
• ре - «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.
Шкалы эмоционального профиля:
• Эст - направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
• Эаст - направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
• Фст - стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
• Фаст - астенический тип переживания фрустрации.
После обработки результаты каждого респондента могут быть представлены в таблице 6.
Таблица 6
|
П |
К |
С |
О |
Д |
ДР |
ОД |
Э |
Ф |
Ожид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рбид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рбре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для построения проверочной шкалы, «шкалы коррекции» в ряде пунктов, по которым существует вероятность для заполняющего приукрасить свой портрет, предусмотрена просьба уточнить свой ответ конкретными данными.
Например, если испытуемый положительно ответил на вопрос 3g - о «хобби», то в соответственном месте бланка заполнения он должен уточнить, в чем именно оно состоит. Если он этого не делает, или делает неубедительно, то оценка данного ответа корректируется экспериментатором: вместо 3 или 2 баллов ставится 1 или 0. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.
Интерпретация результатов теста
На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.
Типы мотивационного профиля
Прогрессивный - характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД) - (П+К+С) >— 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с социально направленной позицией.
Регрессивный - противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих учащихся.
Импульсивный - характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика - количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.
Экспрессивный - характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.
Уплощенный - характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность.
Типы эмоционального профиля
Стенический - характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.
Астенический - характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же - неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.
Смешанный стенический - характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.
Смешанный астенический - характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.
При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.
![]() |
Рис. 1. Профили житейской и рабочей мотивации
Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД - общественной полезности - очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» - поддержание жизнеобеспечения. При высоком «идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» - стремление к комфорту, - при этом «идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение.
Профиль, характеризующий учебную сферу («Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с 7 до 4, а показатель ОД с 6 до
3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим - в части Д, ДР, ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая - в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер. В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам - Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.
Источник. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990. - С.23-43.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |