1. Метод оценочного шкалирования
Предлагаемая ниже оценочная шкала может- быть использована для выяснения уровня самооценки коммуникативных умений. Степень выраженности коммуникативных умений оценивается по пятибалльной системе.
Балл «5» означает, что это умение проявляется постоянно, «4» - иногда не проявляется, «3» - периодически проявляется, «2» - проявляется в единичных случаях, «1» - не проявляется. Шкала бланка самооценки содержит 12 показателей от 12 до 60 баллов.
Обработка данных, полученных в результате использования метода самооценки, производится путем определения интегрального среднего балла как частного отношения суммы реально набранных баллов к количеству пунктов (формулировок) бланка самооценки. Затем на основе сравнения данных, полученных в начале, середине и конце исследования, педагог (студент) судит об уровне развития у себя умений педагогического общения. Условно выделяются три развития умений педагогического общения: высокий - в пределах 5-3,7 баллов; средний - в пределах 3, б - 2, 3; низкий - менее 2,2 баллов.
Бланк самооценки
Фамилия Дата
Инструкция: уровень самооценки измеряется по пятибалльной шкале. Коммуникативные умения оцениваются при этом 5-ю баллами, если проявляются постоянно 4-мя, если иногда не проявляются 3-мя периодически проявляются 2-мя - в единичных случаях проявляются одним - не проявляются.
Коммуникативные умения
|
Оценка в баллах
|
- Умеете ли вы управлять своим поведением и настроением?
- Умеете ли вы понимать чувство и настроение партнера по общению?
- Умеете ли вы в процессе разговора видеть и слушать себя и своего собеседника?
- Умеете ли вы в конфликтной ситуации сохранить выдержку и чувство юмора?
- Планируете ли вы свою беседу: с чего начать, чем закончить? '
- Умеете ли вы стимулировать собеседника на беседу с вами?
- Умеете ли вы за счет эмоциональности оказывать влияние на точку зрения, позицию партнера?
- Умеете ли вы устанавливать правильное отношение с детьми?
- Умеете ли четко, ясно, убедительно выразить свои мысли?
- Умеете ли вы смотреть на мир глазами своих воспитанников?
- Умеете ли регулировать внутриколлективные отношения в детской группе?
- Умеете ли моделировать предстоящее общение с детьми?
|
|
II. Методом рейтинга
Рейтинг - один из методов оценивания педагогических явлений. Это метод косвенного наблюдения: исследователь сам не изучает интересующего его человека, а использует знания о нем лиц, участвующих в совместной с оцениваемым деятельности. Компетентными лицами могут быть: В институте - куратор, преподаватель, сокурсник, хорошо знающие студента; В детском саду, школе - коллега, старший воспитатель, руководитель дошкольного учреждения, школы, хорошо знающие педагога. Им предлагается заполнить бланк оценки, включающий профессионально значимые коммуникативные умения. Условия заполнения те же, что и при самооценке. При заполнении бланка оценки каждым компетентным лицом оценивание проводится самостоятельно, предыдущее оценивание не показывается. Оценке придается большое значение, так как учитывается, что каждое компетентное лицо хорошо знает и адекватно оценивает стиль общения с детьми в коллективе. Степень выраженности коммуникативных умений выявляется через показатели среднего балла коллективных оценок и коэффициента. Средний балл «рейтинга компетентных судей» определяется по формуле отношения суммы реально набранных баллов к произведению, полученному от умножения количества пунктов бланка оценки на число компетентных лиц минус единица по формуле
КО = А / 12 (Б— 1) А — сумма реально набранных баллов; 12 - число формулировок коммуникативных умений бланка оценки; Б - число «компетентных лиц».
Так же как и при самооценке, выделяется три уровня развития коммуникативных умений: высокий - в рамках 5-4; средний - в пределах 4-3; низкий - ниже 2 баллов.
Рейтинг
Дата Инструкция: по пятибалльной системе оценивается, насколько педагог владеет данными коммуникативными умениями. При этом балл «5» означает, что умение проявляется постоянно; «4» - иногда проявляется; «3» - периодически проявляется; «2» - проявляется в единичных случаях, «bine проявляется.
Коммуникативные умения
|
Оценка в баллах
|
- Умение управлять своим поведением и настроением.
- Умение стать на позицию партнера по общению.
- Умение в процессе разговора слышать и видеть своих собеседников.
- Умение в конфликтной ситуации сохранять чувство юмора, выдержку.
- Умение завязать беседу, закончить разговор.
- Умение стимулировать собеседника на разговор.
- Умение за счет эмоциональности оказывать влияние на точку зрения, позицию партнера.
- Умение устанавливать педагогически правильные взаимоотношения с детьми, коллегами.
- Умение четко и убедительно выражать свои мысли.
- Умение смотреть на мир глазами детей.
- Умение регулировать внутриколлективные отношения в детской группе.
- Умение моделировать предстоящее общение с детьми.
|
|
|