На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Диагностика общения (поведенческий компонент взаимодействия)
Диагностика общения (поведенческий компонент взаимодействия)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

1. Метод оценочного шкалирования

Предлагаемая ниже оценочная шкала может- быть использована для выяснения уровня самооценки коммуникативных умений.
Степень выраженности коммуникативных умений оценивается по пятибалльной системе.

Балл «5» означает, что это умение проявляется постоянно, «4» - иногда не проявляется, «3» - периодически проявляется, «2» - проявляется в единичных случаях, «1» - не проявляется. Шкала бланка самооценки содержит 12 показателей от 12 до 60 баллов.


Обработка данных, полученных в результате использования метода самооценки, производится путем определения интегрального среднего балла как частного отношения суммы реально набранных баллов к количеству пунктов (формулировок) бланка самооценки. Затем на основе сравнения данных, полученных в начале, середине и конце исследования, педагог (студент) судит об уровне развития у себя умений педагогического общения.
Условно выделяются три развития умений педагогического общения: высокий - в пределах 5-3,7 баллов; средний - в пределах 3, б - 2, 3; низкий - менее 2,2 баллов.


Бланк самооценки


Фамилия                        Дата


Инструкция: уровень самооценки измеряется по пятибалльной шкале. Коммуникативные умения оцениваются при этом 5-ю баллами, если проявляются постоянно
4-мя, если иногда не проявляются
3-мя периодически проявляются 
2-мя - в единичных случаях проявляются
одним - не проявляются.

 

Коммуникативные умения

Оценка в баллах

  1. Умеете ли вы управлять своим поведением и настроением?
  2. Умеете ли вы понимать чувство и настроение партнера по общению?
  3. Умеете ли вы в процессе разговора видеть и слушать себя и своего собеседника?
  4. Умеете ли вы в конфликтной ситуации сохранить выдержку и чувство юмора?
  5. Планируете ли вы свою беседу: с чего начать, чем закончить? '
  6. Умеете ли вы стимулировать собеседника на беседу с вами?
  7. Умеете ли вы за счет эмоциональности оказывать влияние на точку зрения, позицию партнера?
  8. Умеете ли вы устанавливать правильное отношение с детьми?
  9. Умеете ли четко, ясно, убедительно выразить свои мысли?
  10. Умеете ли вы смотреть на мир глазами своих воспитанников?
  11. Умеете ли регулировать внутриколлективные отношения в детской группе?
  12. Умеете ли моделировать предстоящее общение с детьми?

 

 

II. Методом рейтинга


Рейтинг - один из методов оценивания педагогических явлений. Это метод косвенного наблюдения: исследователь сам не изучает интересующего его человека, а использует знания о нем лиц, участвующих в совместной с оцениваемым деятельности. Компетентными лицами могут быть:
В институте - куратор, преподаватель, сокурсник, хорошо знающие студента;
В детском саду, школе - коллега, старший воспитатель, руководитель дошкольного учреждения, школы, хорошо знающие педагога.
Им предлагается заполнить бланк оценки, включающий профессионально значимые коммуникативные умения. Условия заполнения те же, 
что и при самооценке. При заполнении бланка оценки каждым компетентным лицом оценивание проводится самостоятельно, предыдущее оценивание не показывается.
Оценке придается большое значение, так как учитывается, что каждое компетентное лицо хорошо знает и адекватно оценивает стиль общения с детьми в коллективе.
Степень выраженности коммуникативных умений выявляется через показатели среднего балла коллективных оценок и коэффициента.
Средний балл «рейтинга компетентных судей» определяется по формуле отношения суммы реально набранных баллов к произведению, полученному от умножения количества пунктов бланка оценки на число компетентных лиц минус единица по формуле

КО = А / 12 (Б— 1)
А — сумма реально набранных баллов;
12 - число формулировок коммуникативных умений бланка оценки;
Б - число «компетентных лиц».


Так же как и при самооценке, выделяется три уровня развития коммуникативных умений: высокий - в рамках 5-4; средний - в пределах 4-3; низкий - ниже 2 баллов.


Рейтинг


Дата
Инструкция: по пятибалльной системе оценивается, насколько педагог владеет данными коммуникативными умениями. При этом балл «5» означает, что умение проявляется постоянно; «4» - иногда проявляется; «3» - периодически проявляется; «2» - проявляется в единичных случаях, «bine проявляется.

Коммуникативные умения

Оценка в баллах

  1. Умение управлять своим поведением и настроением.
  2. Умение стать на позицию партнера по общению.
  3. Умение в процессе разговора слышать и видеть своих собеседников.
  4. Умение в конфликтной ситуации сохранять чувство юмора, выдержку.
  5. Умение завязать беседу, закончить разговор.
  6. Умение стимулировать собеседника на разговор.
  7. Умение за счет эмоциональности оказывать влияние на точку зрения, позицию партнера.
  8. Умение устанавливать педагогически правильные взаимоотношения с детьми, коллегами.
  9. Умение четко и убедительно выражать свои мысли.
  10. Умение смотреть на мир глазами детей.
  11. Умение регулировать внутриколлективные отношения в детской группе.
  12. Умение моделировать предстоящее общение с детьми.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.