Диагностика общения методом наблюдения (Модифицированный вариант Чирковой)
Косвенное влияние
|
1. Понимание воспитанников. Принимает тон воспитанников спокойно.
2. Поощрение. Хвалит или поощряет действия или поведение ребенка, шутит.
3. Принимает или использует идеи детей. Разъясняет или разрабатывает идеи, предложения воспитанников. Если воспитатель больше использует свои идеи, пользуйтесь категорией 5.
4. Задает вопрос, ожидая ответа ребенка:
а) вопросы методически целесообразные;
б) методически нецелесообразные.
|
Прямое влияние
|
5. Читает лекции. Приводит факты или соображения, выражает свои собственные мысли, задает риторические вопросы
а) указания, необходимые в данной ситуации, в спокойной форме;
б) распоряжения в резкой категоричной форме и педагогически нецелесообразные.
6. Дает указания, команды или приказы.
7. Критикует или оправдывает, дает указания, предназначенные для изменения поведения детей.
|
|
8. Речь ребенка в ответ на речь воспитателя. 9. Речь, которую ученик начинаег самостоятельно.
|
|
10. Молчание или замешательство. Паузы. Короткие периоды замешательства, где наблюдатель не может понять коммуникацию.
|
При изучении взаимодействия воспитателя применяется модифицированный вариант.
Категории взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях
Высказывания детей
|
Высказывания воспитателя
|
Собственная инициатива
|
Реакция на действия детей
|
1. Ответы на 4-ую категорию обращения: высказывания по собственной инициативе (сам задает вопрос, просит пояснения, что-то уточняет, задает тему разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации, проявляет творчество).
|
- Вопросы методически целесообразные и нецелесообразные.
- Рассказ. Информация.
- Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:А) спокойная форма: указания, необходимые в данной ситуации; Б) резкая, категорическая форма: указания, нецелесообразные в данной ситуации
- Критические замечания. Цель - пресечь, изменить действия ребенка: отрицательная оценка, язвительное замечание, недовольный жест, гневный взгляд.
|
Высказывания, направленные на создание рабочей обстановки, тишины, внимания, сделанные в мягкой доброжелательной форме. Похвала или одобрение действий детей, их ответов, поведения (одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление). Принятие и использование представлений, высказываний детей: уточнение или разработка высказанных ими мыслей, дополнений, уточнений.
|
Технология использования метода Фландерса. Диалог воспитателя с детьми молено записать на магнитофон или провести в форме традиционного хронометража (вербального протокола наблюдения). Указывается вид занятия, группа, дата, время, фамилия, имя, отчество воспитателя.
№№ категории взаимодействий
|
Обращение к детям
|
Общее количество обращений
|
1
|
+ +
|
. 2
|
2
|
+ + +
|
3
|
3
|
+
|
1
|
4 а
|
+ + + + + +
|
6
|
4 б
|
++++++++
|
8
|
5
|
+ + + +
|
4
|
6 а
|
+ + + + + + +
|
7
|
6 б
|
+ +++++++
|
8
|
7
|
++++++++
|
8
|
8
|
+++++++++++
|
11
|
9
|
++++
|
4
|
10
|
+++
|
3
|
Проанализировать запись занятия в зависимости от цели можно несколькими способами.
Первый, самый простой: посмотреть, как категории сменяются во временной последовательности. Например, если па занятии (первые 10 минут) используются только 4, 5, 6 категории и ист категорий 3, 9, то это говорит о том, что в этой части занятия воспитатель нс стимулирует самостоятельную активность детей. Желательно чередование активности педагога и детей, использование различных категорий взаимодействий, а не засилье одной вариации типа 5 (сообщение информации), 4 (вопрос к ребенку), 8 (ответ на вопрос) на протяжении длительного времени занятия. Этот путь анализа позволяет выявит типы деятельности, которые преобладают во время занятия и наоборот.
Второй способ анализа позволяет определить уровень речевой активности детей на занятии. Так, в зарубежной психопедагогике оптимальным уровнем для школьного урока считают соотношение два к трем (два ре чевая активность учителя; три - речевая активность детей).
Третий способ анализа категорий взаимодействия позволяет оценивать деятельность воспитателя с точки зрения создания мотивационной основы учебной деятельности детей. Использование первых трех категорий на занятии ( принятие настроя детей, одобрение) формирует положительное отношение, развивает нпте рес, создает благожелательное настроение. Шестая и седьмая категории говорят о том, что воспитатель требует от детей на занятии только псион нительности, забывая, что тем самым создается атмосфера напряженности и страха, неуверенности в своих действиях, полная зависимость от опеньн педагога. А это уже свидетельство дискомфортного состояния, что отрицательно сказывается на формировании мотивационной сферы учебной деятельности. Распоряжения, приказы, указания (6-я категория), применяемые на занятии, определяются, с одной стороны, уровнем профессиональной квалификации воспитателя (легче всего давать словесные указания), с другой - содержанием и видом деятельности детей (например, на физкультурном занятии, при разучивании упражнений, естественно, необходима 6-я категория или на занятии по формированию математических представлений, когда следует соответственно условию задачи выполнить те или иные действия). Однако общее ко всему ходу занятия соотношение 6-й категории с категориями 1, 3, 9, без всякого сомнения, не должно быть в пользу шестой категории. Ведь речь идет о реализации модели развивающего общения, о гуманном подходе к ребенку, о развитии у него творческого, самобытного начала деятельности. Все вместе взятые способы анализа категорий взаимодействия позволяют сделать вывод о стиле педагогического общения воспитателя с детьми на занятиях. Для авторитарного стиля общения характерны в основном категории 4, 5, 6, 7. В речевой активности детей при этом появляется только 8-я категория. Для демократического стиля - 1,2, 3,4, 5 категории. Особенно валено то, что процент высказываний по собственной инициативе детей(9-я категория) и их ответов на вопросы (8-я категория) больше, нежели процент замечаний самого воспитателя. Либерально-попустительский стиль характеризуется неустойчивостью использования всех категорий, более того, проявляется чаще всего в действиях 10, 7,2-й категорий.
|