На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика Выделение существенных признаков Э.Ф. Замбацявичене
Методика Выделение существенных признаков Э.Ф. Замбацявичене
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.


Форма проведения: письменный опрос


Возраст: младшие школьники.


Критерии оценивания:
высокий уровень - 6-7 (правильных ответов).
средний уровень - 3-5.
низкий уровень - 1-2.


Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла - за одно правильно выбранное слово.


Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.


Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».


Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.


Стимульный материал:


1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


Ключ


1. Растение, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Глаза, печать.
6. Бумага, редактор.
7. Игроки, правила.


Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
Источник: Мезенцева, И. А. Психодиагностическая деятельность в образовательной среде [Электронный ресурс]: практикум: для студентов очного и заочного обучения, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, А. В. Савин, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,8 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2023.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.