СМИЛ - Метод цветовых выборов
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Исследуемый должен быть в возрасте не моложе 15 лет, быть в ясном сознании, иметь нормальный интеллект. Необходимо добровольное согласие испытуемого на проведение исследования.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков.

СМИЛ

Автоматизированный способ обработки данных исключает зависимость получаемых результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора, что создает хорошие предпосылки для использования электронно-вычислительной техники или микропроцессорных аппаратов психологического тестирования.
Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу.  Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически  заостренными состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратическим отклонением. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической патологии, с которыми сравнивалась группа нормы. Однако длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий. При использовании методики в целях дифференциальной диагностики  психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологической целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическим нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания,  которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических расстройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением личности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве патогенного фактора.
Параллельное изучение контингента нормы также показало, что возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных по профессиональной занятости группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, в сфере  педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов и т.д.). В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков ("психопатия", "паранойя", "шизофрения" и др.), введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы,"импульсивность", "эмоциональная лабильность", "ригидность", "индивидуалистичность" и т.д. Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как "верные" или "неверные" по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых айтемами (утверждениями) методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности. В процессе ревалидизации и рестандартизации теста на русской популяции некоторые утверждения оказались невалидными и исключены из опроса. Для сохранения структуры подсчета они при тестировании пропускаются и автоматически заменяются ответами "не знаю".
В процессе подсчета результата ответы испытуемого сравниваются с ключами - списками валидных утверждений по каждой из шкал, в результате чего получаются "сырые", или "первичные" баллы, представляющие собой количество учитываемых ответов по каждой из шкал. Затем первичные результаты сравниваются со среднестатистической нормой и переводятся в T-баллы. Среднее арифметическое в популяции принято за значение, равное 50 T-баллов, среднеквадратическое отклонение - за 10 T-баллов. Таким образом, если за норму принимать отклонение от среднего в ту или другую сторону на два среднеквадратических отклонения, то нормальные значения по шкалам колеблются в пределах 30-70T. Причем колебания в пределах 40-60T являются статистически незначимыми отклонениями от среднего значения.
Результаты исследования представлены в виде трех оценочных шкал, десяти базисных (основных) диагностических и ряда дополнительных шкал. Величины оценочных и основных шкал для большей наглядности принято изображать графически в виде "профиля личности" (см. "Основные типы профилей СМИЛ"). Интерпретация профиля, построенного с помощью 10 базисных шкал, дает несравненно больше, чем все оставшиеся дополнительные шкалы. Если профиль создает определенный образ, то каждая дополнительная шкала добавляет к этому образу какое-либо определенное качество,  которое, преломляясь через этот личностный образ, может приобретать то или иное звучание.
При оценке профиля СМИЛ выявляются определенные критерии, позволяющие отнести данные актуального исследования к константным личностным свойствам или к особенностям ситуативно обусловленного состояния. Для более точного ответа на этот вопрос существует также лонгитюдное исследование, ретроспективный анализ и возможности сопоставления данных исследования СМИЛ с результатами других методик и данными объективного наблюдения.
Ниже перечислены основные (базисные) шкалы в порядке их нумерации.
1-я шкала. Повышение в пределах 70 Т-показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации (т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70·Т выявляются ипохондрические черты). Низкие показатели-50 Т-имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.
2-я шкала - пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70·Т выявляют депрессивное состояние.
3-я шкала-"эмоциональной лабильности"-при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах (выше 70 Т) вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.
4-я шкала-"шкала импульсивности", отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т - импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения.
5-я шкала-"женственности-мужественности", показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуальной адаптированности.
6-я шкала-"ригидности", в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала к стеническому (при значительном повышении к гиперстеническому) типу реагирования.
7-я шкала-"тревожности". Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых (гипостенических) черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.
8-я шкала-шкала "индивидуалистичности", бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.
9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50·Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.
0-я шкала-интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний (повышение до 70 Т) вплоть до замкнутости и аутичности (выше 70 Т), а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности (показатели ниже 50 Т) или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем (если показатели  ниже 40 Т).

Профиль MMPI (СМИЛ) представляет собой графическое изображение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции.
Профиль называется "линейным" если все показатели его находятся в пределах между 40 и 60 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, т.е. у личностей гармоничных.
"Утопленный" профиль отличается от линейного тем, что показатели ряда шкал находятся ниже 40 Т, а большинство других-ниже 50 Т. Такой профиль чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и K, при низкой F.
"Пограничный" профиль своими наиболее высокими  точками достигает 70-75 Т, а остальные шкалы в большинстве своем не ниже 54·Т.
"Пикообразным" профиль называется тогда, когда, наряду с большинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или более расположены значительно выше других (на 15-20 Т и выше). В зависимости от количества таких контрастирующих "пиков" профиль называется одно-, двух- или трехфазным.
Если подъем значительно выражен по одной-двум шкалам, по другим же мало выражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как "широко-разбросанный".
Если пики профиля значительно превышают 70 Т, то это "высокорасположенный" профиль.
Если многие шкалы профиля значительно повышены и почти нет (не более одной) шкал, показатели которых находятся ниже 60·Т, то такой профиль называется "плавающим". Критерии выявления признаков плавающего профиля следующие: F находится между 60 и 90·Т, каждая из шкал-1, 2, 3-я-80 Т и выше, 7-я и 8-я шкалы-85 Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности.
"Выпуклый" профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям.
"Углубленный" профиль поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части.
Профиль с множеством пиков без резких понижений соседствующих, контрастирующих шкал называется "зубчатой пилой".
Наклон профиля показывает, какая часть профиля расположена более высоко.
"Невротическим" или негативным называется наклон в профиле с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах (шкалы невротической триады).
"Позитивный" наклон проявляется подъемом 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и довольно-таки безосновательно называвшихся ранее шкалами психотической тетрады.
Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 78 (семь-восемь).
Отмечен целый ряд особенностей профиля,  отражающих определенную установку обследуемого на тестирование. При выраженной тенденции избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается утопленный профиль. При аггравации, т.е. явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, образуется высокорасположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, отвечает на большинство утверждений "верно", или, наоборот, почти на все утверждения отвечает "неверно", то получаются достаточно характерные профили.

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это-шкала "лжи"-L, собственно шкала "достоверности" ("невалидности") -F и шкала "коррекции"-K. Кроме этого, имеется еще одна шкала, обозначенная вопросительным знаком-"?".

Шкала "?" регистрирует количество утверждений, на которые испытуемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы "?" превысит цифру 27, которая соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений. Если показатель шкалы "?" выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 30 с.б.-это нормально; результаты от 40 до 60 с.б. свидетельствуют о настороженности.

Шкала лжи "L" включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале "L" (65 Т и выше), т.е. более 10 с.б.,- указывают на умышленное стремление украсить себя, показать себя "в лучшем свете", отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку,- способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60-65 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем самообразования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречаются крайне редко. Умеренное повышение L-до 60·Т отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения. Низкие показатели по шкале L (0-2 с.б.) свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер. Профиль недостоверен, если L-65 Т и выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым.

Шкала невалидности F наряду с другими шкалами достоверности позволяет судить о надежности полученных результатов. Высокие показатели по данной шкале могут поставить под сомнение достоверность обследования, если показатели F выше 70 Т. Причины могут быть разными: чрезмерная взволнованность в момент обследования, повлиявшая на работоспособность и правильность понимания утверждений; небрежность при регистрации ответов; стремление наговорить на себя, ошеломить психолога своеобразием своей личности; подчеркнуть дефекты своего характера; тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения; попытка изобразить другое, выдуманное лицо, а не свои особенности; сниженная работоспособность в связи с переутомлением или болезненным состоянием.  Некоторое повышение F может быть результатом избыточной старательности, самокритичности и откровенности. У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта F может находиться на уровне 65-75 Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью. В отличие от других шкал, для шкалы F нормативный разброс на 10·Т выше, т.е. достигает 80 Т. Однако, показатели выше 70·Т, как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессов, так и нервно-психическими нарушениями не психогенного характера. Если данные профиля, несмотря на высокое F (выше 80 Т), по сведениям объективного наблюдения и результатам других методик все же отражают реально существующие переживания обследуемого (а так нередко бывает), они могут рассматриваться в контексте всей суммы имеющихся данных как заслуживающая серьезного внимания информация, но при статистической обработке и выведении усредненных результатов изученной группы эти профили не должны включаться, так как их статистическая достоверность низка.

Показатели шкалы коррекции K бывают умеренно повышены (55-60 Т) при естественной защитной реакции на попытку вторжения в мир сокровенных переживаний человека,т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение (выше 65 Т) указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо проблем и конфликтов. Высокие показатели K позитивно коррелируют с наличием защитных реакций по типу вытеснения. Профиль с высоким K (65 Т и  выше) нередко сопровождается повышением показателей по 3-й шкале и утопленными 4-й, 7-й и 8-й. Такой профиль свидетельствует о том, что испытуемый о себе откровенно рассказать не захотел и демонстрирует лишь свою социабельность и стремление произвести приятное впечатление. В связи с тем, что шкала K регистрирует намеренно скрытые или бессознательно вытесненные психологические проблемы (эмоциональную напряженность, антисоциальные тенденции и неконформность установок), определенная часть показателя данной шкалы, как уже говорилось выше, добавляется к сырым данным некоторых наиболее зависимых от нее шкал: 0.5-к 1-й шкале, 0.4-к 4-й, 0.2-к 9-й и по 1.0, т.е. целому K (в сырых баллах) - к 7-й и 8-й шкалам. Низкие показатели по шкале K обычно наблюдаются при повышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пониженное K характерно для лиц с невысоким интеллектом, но может быть также связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженности и личностной дезинтеграции.

[1] [2]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.