На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Психодиагностический тест (ПДТ) В.Мельникова, Л.Ямпольского
Психодиагностический тест (ПДТ) В.Мельникова, Л.Ямпольского
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Тест ПДТ разработан Мельниковым В.М., Л. Т. Ямпольским. Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов.
Описание. Методика относится к опросным методам исследования, состоит из 174 пунктов в виде утверждений типа: "Кое-кто настроен против меня", "Я человек твердых убеждений и др.
Пункты опросника сгруппированы в 14 шкал.

Шкалы нижнего уровня, их 10, описывают: невротизм, психотизм, депрессию, совестливость, эстетическую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую активность, робость (стеснительность), общительность.
Шкалы верхнего уровня характеризуют: психическую неуравновешенность (группируются на базе 1, 2 и 3 шкал нижнего уровня), асоциальность (4 и 5 шкалы), интроверсию (6, 7 и 8 шкалы) и сензитивность (9 и 10 шкалы).

Краткая характеристика шкал теста


А. Шкалы нижнего уровня
1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизации. Содержательно фактор "невротизм" близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоциональной зрелости. К характеристикам астенического типа подростка относят: неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения. (В. В. Ковалев, 1979).

2. Психотизм. Шкала предназначена для измерения степени психической адекватности личности. Данная шкала фиксирует аутичность личности, которая характеризуется своеобразной отчужденностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п.

3. Депрессия. Шкала предназначена для измерения глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении доминирующего фона настроения. Под депрессией М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев понимают "угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями".
Содержательные утверждения, собранные в шкале "депрессия", отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.
4. Совестливость. Предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.
5. Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, социализированности поведения. Шкала фиксирует уровень социальной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.
6. Общая активность. Предназначена для измерения общего уровня активности, энергичности и астеничности личности. Шкалы аналогичного содержания имеются в большинстве тестов для исследования темперамента. Диагностирует лидерские способности подростков, поскольку высокая активность, как правило, сопровождается умением сплотить коллектив, правильно распределить обязанности. Таких людей хорошо слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.
7. Робость, стеснительность. Предназначена для измерения робости, стеснительности, скованности в интерперсональных отношениях. Шкала фиксирует такие биполярные качества личности, как решительность — пассивность, уверенность — неуверенность, смелость — робость в межличностных отношениях. Данный фактор положительно коррелирует с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, и отрицательно — с деятельностью, требующей организаторских способностей.
8. Общительность. Данная шкала направлена на измерение широты и интенсивности общения. Наши эксперименты зафиксировали положительную корреляционную связь между этой шкалой и социометрическим статусом в учебных группах ПТУ и школьных классах и отрицательную — в группах спец. ПТУ. Данный фактор измеряет богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткость отношения к людям.
9. Эстетическая впечатлительность. Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Вероятно, отмечает Л. Т. Ямпольский, — этот фактор может быть соотнесен с представлениями И. П. Павлова о "художественном" и "мыслительном" типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать художественному типу с чувственным, конкретно-образным мышлением, с выраженным восприятием действительности, а область низких значений — мыслительному типу с относительным преобладанием второй сигнальной системы, характеризующейся гипертрофией абстрактного мышления.
10. Женственность. Измеряет степень идентификации испытуемого с женской ролью, предписываемой культурой и обществом. Шкала фиксирует склонность к волнениям, к самооценке и самоанализу, скромность в поведении, погруженность в личные проблемы. Однако фиксация погруженности в личные проблемы и переживания не несет невротической и инфантильной природы.
Б. Шкалы верхнего уровня
11. Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор "психическая неуравновешенность" указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потерю контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения.
12. Асоциальность. Оценивает социальную приспособленность. Шкала сформировалась из вопросов двух шкал третьего уровня — "совестливость" и "расторможенность". Данная шкала была подвергнута экспертной проверке. Эксперты-учителя в школе, педагоги и мастера в профтехучилищах ранжировали учащихся по следующим признакам: дисциплинированность", "степень идентификации с социальными нормами", "совестливость". Статический анализ (ранговая корреляция) зафиксировал тесную связь между результатами тестирования и оценками экспертов, что позволяет не согласиться с некоторыми утверждениями о том, что фактор "асоциальность" фактически не что иное, как шкала "лжи", особенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экспертизы. Можно предположить правомерность такого допущения для взрослой выборки (лицам старше 20 лет), а не для подросткового и юношеского возраста. Фактор "асоциальность" описывает "социопатическую личность", характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и труднокорригируемыми асоциальными реакциями.
13. Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной контактности личности. Аналогичные по содержанию факторы имеются в моделях личности Г. Айзенка и Р. Б. Кэттелла. В настоящем опроснике оценка по шкале "интроверсия" получена путем обобщения трех шкал нижнего уровня: "общая активность", "робость" и "общительность". Фактор "интроверсия" измеряет уровень активности личности в коллективе, степень включенности в общественные виды деятельности.
14. Сензитивность. Шкала предназначена для измерения тонкости эмоциональных переживаний. Она является шкалой, обобщающей информацию от шкал нижнего уровня: "эстетической впечатлительности" и "женственности". Данная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное восприятие окружающего, учтивость, вежливость, деликатность, эмоциональную зрелость. Диагностирует широту интересов и духовные ценности.
Таким образом, все четыре фактора верхнего уровня выступают как "воедино связанная совокупность внутренних условий", модифицирующих социальное поведение индивида, т. е. реакция подростка на социальную ситуацию микросоциального окружения зависит от степени выраженности анализируемых черт личности.
Предъявление методики. Перед началом исследования испытуемым (количество которых при групповом тестировании не должно превышать 25—30 человек) предоставляется возможность ознакомиться с текстом инструкции, самого опросника и бланка ответов (Приложение 2). Психолог должен ответить на все вопросы испытуемых, касающиеся процедуры обследования.
Обработка результатов. Обработка результатов производится с помощью ключей. Ответу, совпадающему с ключом, присваивается 1 "сырой" балл.

Ключ методики ПДТ

Название шкалы

Группирование ответов по шкалам

Максимальный балл

Шкалы верхнего уровня

1.1

Невротизм

Верно: 2,3,4,31,32,33,34,61,32,91,92,
94,121,122,123,124,151,152,153,154,155
Неверно: 1,63,64,93

25

1.2

Психотизм

Верно: 5,6,7,8,36,37,38,65,66,67,68,95,96,97,98,125,126,127,128,
156,157,158,159
Неверно: 35

25

1.3

Депрессия

Верно: 9,10,12,39,40,41,42,69,70,71,7299,100,101,102,103,131,132,
133,160,162,163
Неверно: 11,161

25

1.4

Совестливость

Верно: 13,14,15,43,44,45,73,74,75,104,105,134,135,164,165

15

1.5

Расторможенность

Верно: 16,17,46,47,76,106,107,108,136,137,166,168
Неверно: 77,138,167

15

1.6

Общая активность

Верно: 18,19,48,50,78,79,80,108,109,
110,139,140,169170
Неверно: 49

 

15

1.7

Робость

Верно: 20,21,22,51,52,81,82,101,141,
142,143
Неверно: 53,83,111,113

15

1.8

Общительность

Верно: 23,24,25,53,54,84,85,86,114,
145
Неверно: 55,115,116,144,146

15

1.9

Эстетическая впечатли-
тельность

Верно: 26,28,56,57,58,87,88,89,117,
118,147,148,149
Неверно: 27,119

15

1.10

Женственность

Верно: 29,30,59,60,89,90,120,149,150
Неверно: 119

10

Шкалы нижнего уровня

2.1

Психическая неуравновешен-ность

Верно: 2,4,10,11,32,39,41,69,71,99,121124,151,153,154,155,162,173
Неверно: 161

20

2.2

Асоциальность

Верно: 16,17,106,107,166
Неверно: 13,15,43,44,45,73,77,136,165,
167

15

2.3

Интроверсия

Верно: 21,22,51,52,81,82,112,115,141,142,143
Неверно: 24,25,53,83,84,111,113,114,172

20

2.4

Сензитивность

Верно: 26,28,29,56,88,89,117,118,120,147,150,171
Неверно: 27,58,119

15

Полученные "сырые" баллы преобразовываются в стандартную форму путем перевода исходных тестовых оценок в 10-балльную равноинтервальную шкалу методом Р. Кэттелла. В таблице 1, в частности, приведены нормативные оценки, полученные в результате тестирования подростков 15—17 лет (объем выборки 1315 человек — школьников, учащихся ПТУ и спец. ПТУ).

Психологические нормы (в стенах)

Шкалы
Нижнего уровня

Стандартные оценки

Юноши

Девушки

средние

1

Невротизм

5,85± 2,06

6,03± 2,24

6,95 ± 2,13

2

Психотизм

5,38 ± 2,16

6,60 ± 1,55

5,97 ± 1,92

3

Депрессия

5,55 ± 2,03

6,39 ± 2,15

6,20 ± 1,97

4

Совестливость

5,53 ± 1,58

6,59 ± 1,87

5,83 ± 1,62

5

Расторможенность

5,87 ± 1,67

5,18 ± 1,87

5,57 ± 1,70

6

Общая активность

5,42 ± 0,83

5,03 ± 1,23

5,22 ± 0,98

7

Робость

5,08 ± 1,84

6,65 ± 2,07

6,01 ± 2,02

8

Общительность

6,33 ± 1,95

6,63 ± 2,39

6,47 ± 2,13

9

Эстетическая впечатлительность

5,37±  1,47

6,59 ± 1,49

5,92 ± 1,39

10

Женственность

5,04 ± 1,78

6,92 ± 1,93

6,30 ± 1,73

Таблица перевода "сырых" оценок ПДТ в стандартные единицы (стены)

Сырые баллы

Стандартные единицы

Н

П

Д

СВ

Р

ОА

РБ

О

ЭВ

Ж

ПН

АС

ИН

С

25

10

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

10

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

10

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

10

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

10

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

9

10

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

10

 

 

19

9

10

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

10

 

 

18

8

9

8

 

 

 

 

 

 

 

10

 

10

 

 

17

8

9

8

 

 

 

 

 

 

 

10

 

10

 

 

16

8

8

7

 

 

 

 

 

 

 

9

 

10

 

 

15

7

8

7

10

10

10

10

10

10

 

9

10

9

10

 

14

7

7

7

9

9

9

10

9

10

 

8

10

9

10

 

13

6

7

6

9

8

8

9

9

9

 

8

9

8

9

 

12

6

6

6

8

8

8

9

8

9

 

7

8

8

9

 

11

6

6

5

7

7

7

8

7

8

 

7

8

7

8

 

10

5

5

4

7

7

7

7

6

7

10

6

7

7

7

 

9

4

4

4

6

6

6

7

5

7

9

6

7

6

7

 

8

4

4

3

5

6

6

6

4

6

9

5

6

6

6

 

7

3

3

3

4

5

5

6

4

6

8

4

6

5

6

 

6

3

3

2

4

4

4

5

4

5

8

4

5

4

5

 

5

3

2

2

3

4

4

4

4

3

4

7

3

4

4

 

4

2

2

2

2

3

3

3

3

3

6

3

3

3

3

 

3

2

1

1

2

3

3

3

2

3

5

2

2

3

3

 

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

 

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

3

1

1

1

1

 

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Интерпретация ПДТ

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.