Ольга Пронина, методист инфор-мационно-методического отдела МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск В статье – рекомендации, которые помогут вам провести собеседование с ребенком в легкой для него и его родителей форме. Для тестирования первоклассников воспользуйтесь готовой таблицей с заданиями
Собеседование будущих первоклассников с психологом проводят с целью подобрать к каждому учащемуся индивидуальный подход в обучении. Если руководитель попросил вас провести обследование детей, обратите внимание на форму организации беседы.
Пригласите ребенка с родителями на собеседование
Предложите родителям пройти вместе с детьми обследование индивидуального развития будущих первоклассников. Объясните им, что собеседование необходимо самим детям. Даже если родители откажутся проходить собеседование или дошкольник не справится с заданиями, это не значит, что его не примут в первый класс. Вы может е только порекомендовать родителям не отдавать ребенка в школу в этом году и подождать еще год, но окончательное решение остается за ними. На собеседование ребенок приходит обязательно вместе с одним из родителей. Так будущему первокласснику будет легче справиться с волнением.
Совет Предлагайте ребенку задания теста как игру. Дошкольник не должен испытывать ощущение, что вы оцениваете его знания
|
Определите на собеседовании уровень познавательной готовности к школе
Перед началом тестирования расположите ребенка к себе. Побеседуйте с ним, задайте сначала простые вопросы: как его зовут, как зовут маму и папу, сколько ему лет, кем работают родители, в каком городе он живет. Не превращайте беседу в сухой опрос. Постарайтесь проявить реальный интерес к ребенку. Во время беседы включите диктофон, чтобы потом легче было заполнить карту диагностики ребенка. Когда ребенок разговорится, переходите к заданиям из теста. Выучите вопросы наизусть. Так вы смо- жете при беседе смотреть в глаза первокласснику. Если вы будете отмечать ответы в протоколе при ребенке и его маме, то это может их смущать. Сохраняйте непринужденный характер диалога.
Выявите уровень мотивационной готовности ребенка к школе
В первый класс могут привести детей от 6,5 до 8 лет. Уровень мотивационной готовности ребенка восьми лет отличается от готовности шестилетнего. Родители задают ему вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» - и получают ответ: «Очень хочу!». Но это не значит, что он готов сидеть на одном месте весь урок, слушать учителя и выполнять его задания. Поговорите с ребенком о школе. Спросите, знает ли он, чем там занимаются школьники. Попросите его объяснить, почему он хочет или не хочет пойти в первый класс. Ребенка считают мотивационно готовым к школьному обучению, если его привлекает не здание школы и портфель, а возможность получать новые знания. Проведите для будущего первоклассника тестирование по методике Н.А. Степановой «Угадай настроение школьника»
Задания для тестирования ребенка
Номер задания
|
Содержание
|
Материал
|
1-я часть диагностики «Познавательная готовность к школе» Цель: определить уровень сформированности психических процессов, необходимый для начала освоения школьной программы (память, внимание, воображение), логического мышления, основ грамотности, словарного запаса, связной речи, звукового восприятия, элементарных математических представлений
|
1
|
Найти и назвать, какие необходимые детали в изображении предметов на картинке отсутствуют. Например, у дома отсутствует дверь или труба
|
Картинки с изображением предметов с отсутствующими деталями
|
2
|
Найти и назвать отличия в изображении одинаковых предметов на картинке
|
Картинки с изображением одинаковых предметов с отличающимися деталями
|
3
|
Разложить картинки в логической последовательности
|
Серия картинок, которые отражают выполнение действия в логической последовательности
|
4
|
Прослушать три раза и повторить пословицу или поговорку
|
Словесный материал: пословицы и поговорки из 5–6 слов
|
5
|
Четко определить и назвать местоположение любой фигуры на листе бумаги. Правильно назвать фигуру и ее местоположение. Например, в центре страницы, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, у правой стороны, у левой стороны и т. д.
|
Лист бумаги с нарисованными геометрическими фигурами
|
6
|
Дорисовать изображение
|
Недорисованные фигуры или неполные изображения предметов (допускается точечный контур для дорисовки)
|
7
|
Подобрать картинку с изображением детали, которая отсутствует на главном изображении предмета
|
Картинки с неполным изображением предметов, картинки с изображением недостающих деталей предметов
|
8
|
Продолжить начатый геометрический узор
|
Изображение начала простого геометрического узора
|
9
|
Нарисовать человека, соблюдая пропорции, максимально детализировав (одежда, лицо)
|
Нет
|
10
|
Соединить линией предметы в лабиринте. Например, найти выход из лабиринта, найти «домик»
|
Изображение предметов в лабиринте
|
11
|
Графический диктант. На основе словесной инструкции выполнить геометрический узор
|
Лист бумаги в клетку
|
12
|
Назвать одним словом все изображения на картинках или группу однородных предметов на слух Например, вилка, ложка, чашка
|
Картинки с изображением однородных предметов. Словесный материал
|
13
|
Правильно повторить слова со звонкими и глухими согласными (например, коза – коса, шар – жар и т. д.)
|
Словестный материал
|
14
|
Правильно повторить слова с твердыми и мягкими согласными. Например, лук – люк, эхо – ехал
|
Словестный материал
|
15
|
Составить рассказ по серии картинок
|
Серия картинок
|
16
|
Пересчитать предметы с 1 до 10, соотне- сти количество предметов с цифрами, вы- строить правильную последовательность цифр, сравнить количество предметов и определить где «больше/больше на 1», «меньше/меньше на 1», «столько же». Смоделировать простое математическое действие по условиям задачи (сложение и вычитание) с использованием знаков >, <, =
|
Стимульный материал, изобра- жение цифр
|
Номер задания
|
Содержание
|
Материал
|
17
|
Определить местоположение звука в слове, слоге (в начале, в середине, в конце), выделить слоги в слове, определить количество слов в предложении, составить предложение с заданными словами, назвать буквы алфавита по картинкам
|
Словесный материал, алфавит
|
2-я часть диагностики. «Мотивационная готовность (личностная, социально-психологическая)» Цели: определить вид сформированной мотивации ребенка к школьному обучению (внешняя, учебная, игровая, позиционная мотивация); сформированность психологической и социальной позиции школьника на основе объективных и правильных представлений о школе; уровень эмоционально-волевой готовности ребенка к школе
|
18.1
|
Авторский тест Н.А. Степановой «Угадай настроение школьника». С ребенком проводится беседа о школе, спрашивают, хочет ли он идти в школу, просят объяснить свой ответ
|
7 карточек с изображением безликих школьников, участвующих в различных школьных ситуациях: – ученик идет в школу; – ученики подрались; – ученик выполняет задание учителя; – ученица получила пятерку; – ученица получила двойку; – ученик возвращается из школы домой; – ученик разбил окно. Дополнительно прилагаются карточки с изображением трех эмоциональных состояний: радость, серьезность и грусть
|
18.2
|
Дорисовать лица, настроения школьников (предварительно с ребенком повторяются виды возможных эмоциональных состояний). Беседа по карточкам с изображением различных школьных ситуаций. Примерные вопросы: «Что здесь нарисовано? Что здесь самое главное? Какое настроение у школьника? Расскажи о его портфеле: какого он цвета, формы? Какие у мальчиков лица? Расскажи об их одежде. Какая она? Какое у девочки настроение? Расскажи о ее платье. Какое настроение у школьницы? Почему?
|
18.3
|
Все картинки убираются. Вопросы ребенку: «Понравились картинки? А теперь постарайся вспомнить все, что ты увидел на картинках. Расскажи обо всем, что запомнил»
|
Карта диагностики будущего первоклассника
Ф. И. ребенка: Потапова Вероника Дата проведения диагностики: 10.07. 2018 Возраст ребенка: 7 полных лет 3 мес. 1-я часть диагностики «Познавательная готовность»
Номер задания
|
Балл за выполненное задание (базовая оценка)
|
Оценка индивидуального уровня готовности к школьному обучению
|
Самостоятельность (1 балл)
|
Работоспособность (1 балл)
|
Высокий уровень произвольности психических процессов (1 балл)
|
1
|
3
|
1
|
1
|
1
|
2
|
3
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
<...>
|
|
|
|
|
17
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Общий
|
балл: 59
|
|
2-я часть диагностики «Мотивационная готовность»
Номер задания
|
Протокол ответов ребенка
|
Балл
|
Сумма баллов
|
18.1
|
Я хочу ходить в школу, как другие ребята. Буду ходить в школу и узнаю много нового
|
3 + 2
|
5
|
18.2
|
Ученик идет в школу, у него дорисую радостное лицо. Ему радостно, что у него новый портфель, его в школе ждет учитель <...>
|
3
|
24
|
18.3
|
Ученик бежит радостный в школу с новым портфелем, ему там будет весело и интересно <...>
|
3
|
16
|
Как заполнять карту диагностики будущего первоклассника
Оценка индивидуального уровня готовности к школьному обучению – это дополнительная оценка, которая формируется по результатам педагогических наблюдений за ребенком в процессе диагностики. В графе «Самостоятельность» поставьте +1 балл, если ребенок выполнил задание самостоятельно. Добавьте 1 балл в графу «Работоспособность», если при выполнении задания у ребенка отсутствовали признаки переутомления, сохранялась высокая работоспособность до окончания диагностики. В графе «Высокий уровень произвольности психических процессов» зачислите еще один балл, если ребенку не требовалось повторять инструкцию, делать замечания, он не отвлекался и не нарушал дисциплину, уложился в отведенное время.
Критерии оценки для диагностики познавательной готовности
Ребенок качественно и самостоятельно выполнил задание, не допустил ни одной ошибки – 3 балла. Ребенок в основном справляется с заданием, допустил одну–две ошибки – 2 балла. Ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого – 1 балл. Ребенок не справился с заданием – 0 баллов.
Интерпретация результатов диагностики «Познавательная готовность»
40 баллов и более – высокий уровень познавательной готовности, который характеризуется развитием мыслительных процессов ребенка в соответствии с возрастными нормами, ребенок умеет обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять существенные признаки и делать обоснованные выводы. Диагностируются признаки наглядно-образного мышления. Развита пространственная ориентировка. Ребенок обладает широтой представлений об окружающем мире, у него сформированы начала грамотности и элементарные математические представления. Речевое развитие и познавательная активность соответствуют возрастным нормам. У ребенка сформирован достаточный кругозор для успешного начала освоения школьной программы, ребенок владеет планомерным и поэлементным восприятием, основными логическими операциями, смысловым запоминанием. У ребенка наблюдаются начальные умения учебной деятельности, развиты произвольные познавательные действия. От 20 до 39 баллов – средний уровень познавательной готовности. От 8 до 19 баллов – уровень познавательной готовности к школе ниже среднего. Менее 8 баллов – низкий уровень познавательной готовности к школе.
Критерии оценки для диагностики мотивационной готовности
Задание № 18.1: за положительное отношение, желание идти в школу ребенок получает 3 балла; за преобладание познавательного мотива («хочу учиться») ребенок получает еще 2 балла. Максимальное число в изучении мотивацион-ной готовности составляет 5 баллов. Задание № 18.2: за каждую верно названную ситуацию, эмоцию, предмет – по 1 баллу (3 балла за карточку в целом). Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 балла. Задание № 18.3: за каждую воспроизведенную карточку (ситуацию) – по 1 баллу. Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 балла.
Интерпретация результатов диагностики «Мотивационная готовность»
45 баллов и более – высокий уровень мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, который характеризуется готовностью к активному и эффективному участию в новой системе социальных отношений, свойственных для образовательной среды школы, сформирована психологическая готовность к выполнению новой социальной роли «ученика». У ребенка в целом позитивное восприятие своего «школьного будущего», отсутствует тревожность или страх школьной ситуации. Желание пойти в школу у ребенка основывается на внутренних познавательных мотивах. От 28 до 44 баллов – средний уровень мотивационной готовности будущего первоклассника к школьному обучению. От 13 до 27 баллов – уровень мотивационной готовности ребенка к школьному обучению ниже среднего. Менее 13 баллов – низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению. Источник: справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2018г |