На главную Психология для всех Психосоматика Способы эффективного управления стрессами в общении 
Способы эффективного управления стрессами в общении 
Психология для всех - Психосоматика

Методы стресс-менеджмента и профилактики выгорания многочисленны и разнообразны. Частично они находятся в компетенции руководителей организации и в то же время зависят от усилий, прилагаемых самими работниками. В каждом конкретном случае возможен индивидуальный подбор средств и методов, наиболее доступных и эффективных.

  • Проведение тренингов по стресс-менеджменту, которые включают в себя:

-  методики релаксации, аутотренинга;
-  упражнения на раскрепощение, снятие напряжения;
- упражнения, направленные на актуализацию позитивных представлений о себе, самоидентичность,  формирование уверенного поведения, адекватной самооценки;
- игры на совершенствование  коммуникативных умений;
- упражнения на формирование навыков управления стрессами, обучение способам отреагирования негативных эмоций: обиды, гнева, раздражения, усталости;
- обучение техникам быстрого восстановления.

2.  Организационно – управленческие рекомендации:
- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
- оптимизация режима работы и отдыха;
- привитие навыков конструктивных моделей преодолевающего поведения;
- рациональная организация времени, учет биологических часов сотрудников;
- владение навыками делегирования полномочий;
- постановка целей и доведение целей и миссии работы организации для всех сотрудников.

3. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

4. Ведение здорового образа жизни и удовлетворение физиологических потребностей сотрудников, для чего им рекомендуется:
- принимать пищу регулярно (завтрак, обед, ужин);
- делать зарядку;
- проходить медицинский осмотр у врачей;
- брать больничный лист на время болезней;
- пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж);
- достаточно спать;
- носить одежду, которая нравится;
- брать отпуск;
- ограничить время телефонных разговоров;
- удовлетворять сексуальные потребности;
- вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.).

5. Удовлетворение психологических потребностей, для чего необходимо:
- выделять время для саморефлексии;
- читать литературу, не относящуюся к работе;
- иметь хобби;
- умение говорить «нет»;
- проявлять любопытство;

  • обращаться за помощью к другим в случае необходимости;
  • посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования;

-прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям).

6. Удовлетворение эмоциональных потребностей:
- проводить время с людьми, которые симпатичны;
- поддерживать отношение со значимыми людьми;
- поощрять и награждать себя;
- любить себя;
- перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы;
- позволять себе иногда плакать;
- играть с детьми;
- смеяться и улыбаться;
- осознавать свои потребности;
- научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно.

7. Удовлетворение духовных потребностей:
- проводить время на природе;
- поддерживать в себе оптимизм и надежду;
- ориентироваться не только на материальные ценности;
- не брать на себя ответственность за все;
- быть открытым новому и неизвестному;
- участвовать в осуществлении того, во что вериться;
- медитировать, молиться или петь.

8. Создание благоприятных условий работы:
- делать перерывы в работе в течение дня;
- позволять себе поболтать с сотрудниками;
- уметь отстаивать свои принципы;
- распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок;
- выделять время для завершения определенной работы;
- уделять время профессиональному росту;
- заботиться о своих финансовых интересах;
- создать себе удобное рабочее место.

9. Обретение жизненного баланса:
- стремиться к балансу в своей профессиональной жизни  в пределах каждого рабочего дня;
- стремиться к балансу между работой, семьей, общением  с людьми, игрой и отдыхом.

10. Использование ароматерапии, музыкотерапии и цветотерапии.

11. Помощь себе в адаптации.
Рекомендации по управлению адаптационным стрессом.

  • Старайтесь быть «позитивными». Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте, как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь,  и все получится хорошо».
  • Учитесь ставить реальные цели.
  • Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.
  • Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.
  • Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.
  • Расслабьтесь, сделайте перерыв: переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.
  • Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства, мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовывая или изменяя картинку на более позитивную.
  • Постарайтесь выговориться.  Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.
  • Примите душ или ванну.  Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.
  • Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.
  • Посидите в тишине с закрытыми глазами.
  • Посмотрите свои фотографии.
  • Дайте себе право на ошибку.
  • Подумайте о чем – нибудь хорошем и приятном.
  • Вспомните 10 ситуаций своего успеха, когда Вам удалось добиться своей цели.

12. Обучение управлению временем.
Психологам и менеджерам давно известна схема анализа моментов, на которых теряется время. Ниже приводится схема, позволяющая руководителю путем ответов на ряд вопросов проанализировать, где он теряет рабочее время, и продумать систему профилактики цейтнотов и стрессов из-за неэффективного использования рабочего времени.

1. Потери времени при постановке цели.

  • Имею ли я систематический обзор задач, возникающих в сфере моей деятельности?
  • Представляю ли я взаимосвязь моей работы с функционированием всего предприятия?
  • Соответствует ли моя нагрузка моим возможностям?
  • Соответствуют ли мои мелкие проблемы глобальной цели моей работы?

2. Потери времени при планировании.

  • Знаю ли я примерное распределение времени (в процентах), необходимого для выполнения предстоящих дел?
  • Готов ли я к возможным трудностям при выполнении работы?
  • Предусматриваю ли я резервное время для непредвиденных случаев, кризисов или помех (установка дисциплины, регулирование конфликты и т.д.)?
  • Принимаю ли я меры против помех, чтобы не отрываться от своей работы?

3. Потери времени при принятии решений.

  • Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности?
  • Уделяю ли я отдельным делам нужное количество времени в соответствии с их значением (важностью и срочностью)?
  • Работаю ли я над серьезными делами, уделяя мелочам не больше времени, чем это необходимо?
  • Могу ли я, когда это необходимо, освободить себя от рутинной работы (использую ли разнообразные формы и методы повседневной работы)?
  • Решаю ли я главный вопрос при выполнении поставленной передо мной задачи?
  • Соответствует ли моя деятельность поставленным целям и задачам?
  • Способен ли я не отвлекаться на частные разговоры в промежутках между выполнением отдельных дел?

4. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы.

  • Разумно ли я дозирую время работы над одной проблемой?
  • Делегирую ли я полномочия?
  • Располагаю ли я помощниками, которым мог бы поручить выполнение какой-либо задачи?
  • Порядок ли на моем рабочем месте?
  • Использую ли я технические средства, облегчающие и ускоряющие мою работу?
  • Способен ли я своевременно исправлять и не повторять ошибки?

5. Потери времени при начале работы.

  • Планирую ли я предстоящий рабочий день?
  • Занимаюсь ли я в первую очередь личными делами?
  • Требуется ли мне в начале дня время, чтобы приступить к работе?
  • Продумываю ли я дело, прежде чем начать его?
  • Забочусь ли о достаточной подготовке моей трудовой активности?
  • Откладываю ли я часто важные дела?
  • Занимаюсь ли трудными проблемами в конце рабочего дня?
  • Довожу ли я свои дела до конца?

6. Потери времени при составлении распорядка дня.

  • Знаю ли я свой личный трудовой ритм и график продуктивности?
  • Знаю ли я суточные закономерности своей производительности?
  • Соответствует ли мой рабочий распорядок этим ритмам?
  • Планирую ли я благоприятное время дня для важнейших дел?
  • Занимаюсь ли я в свои наиболее продуктивные часы не важными проблемами или рутиной?

7. Потери времени при обработке информации.

  • Выбираю ли я материал для чтения с учетом его важности?
  • Пробегаю ли я информацию чтобы «схватить» главное и лишь потом знакомиться с деталями?
  • Заканчиваю ли я беседу, звонок или совещание, если всякое продолжение кажется бесполезным?
  • Перед разговором проверяю ли я цели свои и собеседников, чтобы исключить напрасную трату времени?
  • Пишу ли я черновики своей корреспонденции?
  • Использую ли схемы для рутинной работы?

Все вышеперечисленные способы управления стрессом позволят руководителю повысить уровень эффективности работы организации. Стресс-менеджмент уверенно занимает свою нишу на рынке кадровых услуг. И хочется верить, что с его помощью удастся снизить уровень психологических нагрузок, которые испытывают руководители и сотрудники различных структур, наладить бесперебойную работу в компании, направленную на получение хорошего результата.

Источник: Конева Е.В., Луканина М.Ф. «Психология эффективного руководства». Практическое пособие для специалистов социальных учреждений молодежи. г.Ярославль, ООО «Издательство «Литера», 2008, - 199 стр.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.