На главную Психология для всех Психосоматика Роль психологических факторов в формировании компенсированного течения сахарного диабета II типа
Роль психологических факторов в формировании компенсированного течения сахарного диабета II типа
Психология для всех - Психосоматика

Кошанская А.Г.
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
сахарный диабет (СД) II типа является наиболее распространенным эндокринным заболеванием. число больных им с каждым годом возрастает, особенно среди лиц старше 65 лет, достигая 20%. Эффективность лечения СД II типа в значительной степени определятся адекватной психологической установкой больного на соблюдение терапевтического режима и, в большей степени, чем многие другие хронические соматические заболевания, требует от пациента изменения образа жизни.

 

У больных СД II типа могут возникать психологические трудности, которые проявляются в поведении, неадекватном состоянию в виде курения, злоупотребления алкоголем, сокращения частоты самоконтроля уровня гликемии, нарушения диеты, пропусков приема сахароснижающих препаратов и.т.д. для формирования компенсированного течения СД II типа необходимо знание эмоционально-личностных особенностей, оказывающих выраженное влияние на поведение пациента. многие больные склонны фиксировать свое внимание на сложностях своей жизни, систематически воспроизводя их в своем сознании, что блокирует способность к конструктивному мышлению и фактически останавливает процесс развития личности. необходимо определить характер отношения больного к трудностям в целом и к соматическому неблагополучию в частности, понять его способность к самостоятельному и конструктивному поведению, изучить опыт преодоления проблем в подобных ситуациях, определиться с возможностью формирования установки на приобретение нового опыта и знаний. одной из важных задач для специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь данной категории больных, является формирование ценностно-смысловой саморегуляции, позволяющей пациенту снижать уровень разнообразных стрессов, эффективно разрешать внутренние конфликты, повышать личностную идентичность и стабилизировать самооценку. Для этого необходимо снижать активность психологических защит, таких как вытеснение, рационализация, проекция, реактивные образования, которые препятствуют осознанию и осмыслению пациентом своей жизни [6]. использование больными данных видов защит способствует искажению реальности, препятствует адекватному осознанию и полноценному пониманию влияния их поведения на собственную жизнь. для решения психологических проблем необходимо ориентировать больных СД II типа на новые и конструктивные взгляды, решения и действия с установкой на результат. Обычно больные переживают ситуацию соматического неблагополучия эмоционально, не воспринимая проблемную ситуацию как умственную задачу. Поэтому важна коррекция эмоциональных нарушений, проявляющихся в виде высокого уровня алекситимии, депрессии, апатии, внешней и внутренней агрессии [1,3]. отмечено, что больные испытывают эмоции, сходные с реакциями горя и потерь. данное эмоциональное состояние возникает из-за множества ограничений, угрозы потери работы и профессионального роста, риска развития соматических осложнений, вызывающих ощущение потери контроля над собственной жизнью и будущим, что способствует формированию инвалидной жизненной позиции. При этом многие пациенты считают свое заболевание результатом воздействия внешних факторов, случайностей и практически не прилагают собственных усилий для его восстановления. смещение локуса контроля в сторону интернальности, повышение терапевтического комплайнса за счет повышения когнитивной сложности мышления больных способствуют компенсации диабета.
Психологическое сопровождение должно носить индивидуальный, системный характер, содержащий гибкий тактический подход с комплексом методов, направленных на мотивирование пациента в достижении адекватного контроля заболевания. Психотерапевт в форме побуждений и предложений помогает больному СД II типа думать, чувствовать и действовать. Особой формой вмешательств является ситуация терапевтического обучения. Процесс обучения в Школе диабета затрагивает не только биомедицинские, но и психолого-социальные аспекты жизни с диабетом. Общая терапевтическая стратегия определяется принципами гуманистической психотерапии, опирающейся на стремление человека к личностному росту, здоровью и адаптации. используется сочетание классических психотерапевтических техник: рациональной психотерапии, поведенческого «научения», экзистенциальной психотерапии. также важен корригирующий эмоциональный опыт, связанный с взаимной поддержкой больных, ощущением принятия, обмена личным опытом успешного или относительно успешного преодоления специфических для человека проблем с диабетом в рамках групповой проблемно-ориентированной психотерапии. групповая психотерапия позволяет корригировать коммуникативные нарушения, обусловленные личностными особенностями человека с диабетом, его самосознанием. одной из главных причин нарушения коммуникации является чувство неполноценности и страх отвержения со стороны окружающих. Многие пациенты полагают, что люди будут испытывать по отношению к ним чувства как жалость или презрение, и не желают этого, существенно сокращая объем и разнообразие своих социальных связей. Больные СД могут ощущать сильный дискомфорт при необходимости Сделать инъекцию инсулина в общественном месте и своевременно принять пищу. При общении с врачами и родственниками больные используют обман, пытаясь избежать порицания их стороны, связанного с нарушением режима питания, контроля гликемии и приема сахороснижающих препаратов. В отношениях с окружающими у больных СД возможно повышение уровня конфликтности и враждебности, что практически всегда создает вокруг зону постоянной напряженности. Причиной этого чаще выступает желание найти виноватых за свое неблагоприятное состояние и декомпенсацию диабета. Благодаря взаимодействию больных СД II типа в группе активизируются дополнительные резервы совладания с болезнью. следствием коммуникативной поддержки в группе является то, что больной испытывает эмоциональное сопереживание, рассчитывая на помощь других, существенно повышает собственные возможности по управлению ситуацией и самим собой.
таким образом, важную роль в формировании компенсированного течения СД играют психологические факторы, такие, как активизация собственных психологических ресурсов личности больных СД для выработки активной жизненной позиции, коррекция ценностных ориентаций, изменение системы отношений с окружающими, снятие эмоциональной напряженности, связанной с заболеванием, развитие способности регулировать свое эмоциональное состояние. Управление целесообразными изменениями в проблемном психологическом пространстве больного приводит к улучшению качества жизни, появлению устойчивых ориентиров и смысловых опор (новые цели и перспективы), навыков ориентировки в проблемной ситуации, навыков саморефлексии и самоорганизации, толерантности и психологической устойчивости к негативным факторам, что способствует компенсированному течению СД.

Литература
1. Балаболкин М.И. Состояние и перспективы борьбы с сахарным диабетом // Пробл. эндокринол. – 1997. – т.43. – №6. – C. 3–10.
2. Вассерман Л.И., Ванчакова Н.П., Астахов Ю.С., трифонова Е.А., Шадричев Ф.Е. Береговский В.Б., Холезова Н.Б. Психодиагностические критерии в оценке совладающего со стрессом болезни поведения у больных сахарным диабетом // Психиатрические аспекты общемедицинской практики. – СПб.: Санкт-Петербургский психоневрол. ин. им. В.М. Бехтерева, 2005. – с. 99–100.
3. Дробижев М.Ю., Анциферов М.Б., Суркова Е.В., Захарчук Т.А., Мельникова О.Г., Щеблецов В.В. отношение к лечению у больных сахарным диабетом. Влияние сопутствующих депрессивных и тревожно-фобических расстройств // Пробл. эндокринол. – 2002. – т. 48. – №5. – C. 37–39.
4. Кошанская А.Г. Взаимосвязи психологических и клинических характеристик у больных сахарным диабетом II типа при различных вариантах его течения. автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб, 2007.
5. Коркина М.В., Елфимова Е.В. Роль психогенного фактора в этиологии и патогенезе сахарного диабета // Российский психиатрический журнал. – 2004. – №3. – C. 15–18.
6. Мотовилин О.Г. Психологические аспекты сахарного диабета / О.Г. Мотовилин, Е.В. Суркова и др./ Вопросы психологии и психиатрии в практике лечения сахарного диабета – М., 2008. – с. 22-34.
7. Соловьева С. Л. Психологические особенности «психосоматической» личностной структуры // Вестник клинической психологии. – 2003. – т.1, № 2. – с. 199–204.
8. Wasserman L.I., Trifonova E.A. Diabetes Mellitus as a Model of Psychosomatic and Somatopsychic Interrelationships // The Spanish Journal of Psychology. – 2006. – Vol. 9, N.I. – P. 75–85.
Источник: Сборник научных статей
Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, декабрь, 2015 г. – Вып. XV. / Под общей редакцией акад. Ран Мазурова В.И – сПб.: изд-во «альта астра» – 2015. – 158 с. (Программа «Психосоматическая медицина»)

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.