Классификация стрессоров
Психология для всех - Психосоматика

Классификация психосоциальных стрессоров по Н.А. Корнетову (1993)

1. Мягкие психосоциальные стрессоры: ссора с родителями; смена работы; конфликтные отношения с супругом.
2. Средние психосоциальные стрессоры: увольнение; тяжелая болезнь значимого человека; побег ребенка из дома.
3. Тяжелые психосоциальные стрессоры: острые психические нарушения у супруга; смерть супруга (актуального родственника); развод; супружеская неверность (измена); внебрачные разрывы интимных отношений; жертва агрессивного насилия; дорожная катастрофа; судебно-следственная ситуация.
4. Катастрофические психосоциальные стрессоры: внезапная смерть всех членов семьи; смерть ребенка.

Смптомы стресса

Психовегетативные
симптомы

 

Проявления в когнитивной сфере

 

Проявления в сфере эмоций

 

Проявления на уровне поведения

 

Головные боли.
Расстройство желудка.
Сердцебиение.
Одышка.
Тошнота.
Мышечные спазмы.
Повышенная утомляемость («хроническая
усталость»).
Неопределенные боли в различных частях тела.
Подверженность аллергическим реакциям.
Повышенная
потливость.
Повышенный
мышечный тонус
(непроизвольно сжатые кулаки, челюсти и т.п.).
Обмороки.
Частые простудные
заболевания.
Возобновление болезней, имевших место ранее.
Быстрое увеличение или снижение массы тела.

 

 

Субъективное
ощущение
«ослабления памяти».
Потеря концентрации
внимания.
Легкая
отвлекаемость.
«Туннельное» зрение.
Ночные кошмары.
Нечеткое видение
предметов.
Ошибочные
действия.
Потеря инициативы.
Постоянные
негативные мысли.
Нарушение
суждений.
Импульсивность
мышления.
Склонность к
принятию
поспешных решений.

 

Нерешительность.
Раздражительность.
Подозрительность.
Мрачное настроение, вплоть до депрессии.
Ощущение
«внутреннего
напряжения».
Истощенность,
отсутствие
энтузиазма.
Циничный,
неуместный юмор.
Ощущение
боязливости,
тревоги.
Потеря
уверенности.
Сниженная
самооценка.
Неудовлетворенность работой.
Снижение удовлетворенности жизнью в целом.

 

Беспокойство.
Суетливость, не
позволяющая
сконцентрироваться на
определенной
задаче.
Потеря аппетита
или переедание.
Утрата интереса к
противоположном
у полу.
Нарушение речи.
Дрожание голоса.
Рост семейных
проблем.
Нерациональное
распределение
времени.
Избегание
поддерживающих
отношений.
Антисоциальное поведение (у подростков).

 

События тяжело контролировать, вплоть до полной невозможности контроля. Такая ситуация в литературе описана как неконтролируемый стресс (Жуков, 2007). Стрессовое событие становиться неконтролируемым при наличии хотя бы одного из следующих условий:
• невозможность приспособиться к его воздействию;
• невозможность избавиться от его воздействия;
• невозможность избежать воздействия;
• невозможность предсказать начало воздействия;
• невозможность предсказать конец воздействия.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.