На главную Психология для всех Психосоматика Фазы травматического процесса по М. Горовицу
Фазы травматического процесса по М. Горовицу
Психология для всех - Психосоматика

1. Фаза отчаяния. Согласно концепции М. Горовица [Horowitz, 1986; Солдатова, 2002], сразу после события, вызвавшего психическую травму, человек обычно переживает короткий период отчаяния, сопровождающийся сильными эмоциями, чаще всего страхом.
Патологическим проявлением травматического процесса в этой фазе Горовиц считает панику, неконструктивный гнев или другие реакции, при которых человек настолько охвачен эмоциями, что игнорирует возможные адаптивные действия.

2. Фаза отрицания. Для фазы отрицания характерны потеря чувства реальности и связи с окружающим миром, ограниченность сознания (характерен взгляд в одну точку), уход в мир фантазий.
На эмоциональном уровне наблюдаются стертость аффектов, оцепенение, «онемение». Пытаясь хоть в какой-то мере обрести утраченное чувство самоконтроля, человек избегает стимулов, каким-либо образом связанных с травматическим событием.
Соматически фаза отрицания проявляется в постоянном чувстве усталости, головных и мышечных болях, тошноте. Нарушается нормальный сон (пострадавший может спать слишком много или, наоборот, слишком мало).


3. Фаза навязчивости. В противоположность фазе отрицания, фаза навязчивости характеризуется гиперактивностью, взрывными агрессивными реакциями, повышенной бдительностью и пугливостью, часто выражающейся в реакции испуга на относительно безвредные стимулы, которые воспринимаются как повторение
травматического события.
Во время фазы навязчивости травмированный человек часто непродуктивно, снова и снова мысленно «пережевывает» тему негативного события, испытывая при этом чувство спутанности, беспорядка мыслей.


Факторы, повышающие вероятность развития стресс-зависимых заболеваний

стресс-зависимые состояния


СИМПТОМАТИКА


Критериями, позволяющими поставить пациенту диагноз расстройства адаптации, принято считать:
• наличие четко установленного психотравмирующего события или череды длительно существующих психотравмирующих обстоятельств, а также субъективно значимого внутри- или межличностного конфликта;
• невротический уровень расстройств;
• кататимно окрашенные переживания со «звучащей темой» психической травмы;
• наличие депрессивной симптоматики, не достигающей уровня депрессивного эпизода, а также нередко сопровождающейся тревожными симптомами, гневом и/или дезорганизацией поведения;
• относительно благоприятный прогноз при условии разрешения конфликтной ситуации, прекращения воздействия неблагоприятных обстоятельств (Павлова, 2003).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.