Библиотерапия
Саморегуляция - Способы саморегуляции

Библиотерапия

Библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции.
Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Психолог, в зависимости от цели занятия, подбирает художественное произведение, которое, должно соответствовать следующим требованиям:


1. Оно должно быть высокого художественного уровня.
2. Герои произведения должны быть духовно близки читателю.
3. Ситуации, описанные в книге, должны быть близки переживаниям клиента, должны побуждать к действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил.
4. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных, путаных философских книг, не рекомендуется сентиментальная литература и литература ужасов.
5. Рекомендуемые писатели: Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин,  Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький,   В. Шекспир, Р. Киплинг, Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма, Э. 3оля, О. Бальзак, религиозная литература. Не стоит выбирать слишком объемные произведения, а также произведения, изучаемые в школе.

6. Особо рекомендуется научно-популярная литература, призванная дать общее представление об областях знания, проблемы в которых испытывает клиент.
7. Самой большой популярностью пользуются морально-бытовые повести, приключенческая литература, исторические романы, книги о путешествиях.
8. Хороший лечебный эффект дает серия "Жизнь замечательных людей", потому что в ней описаны жизненные трудности и их преодоление выдающимися людьми, а клиент идентифицирует себя с героем.
9. Рекомендуется использовать сатирическую и юмористическую литературу, она помогает укрепить уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции.
10. Нельзя забывать о том, что читатели неодинаково реагируют на литературу. Поэтому возбужденных, неспокойных следует успокоить, сосредоточить, а людей с подавленным настроением, безразличных - наоборот, заинтересовать, взволновать, активизировать.

Каждый клиент получает индивидуальный план чтения. В план включаются примерно 7 книг для чтения в течение 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время которых проводится коррекция понимания читателем содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для обратившегося.
Книга может даваться клиенту совершенно чистой, без пометок, а можно в тексте выделить места, над которыми клиент должен подумать, уделить им особое внимание. Можно раскрасить текст разноцветными карандашами, например красным - все, что касается чувств, которые испытывают герои; зеленым - те места, где говорится о действиях, которые предпринимают герои, и т. д.
Перед чтением книги дается инструкция: «Прочтите и отметьте те места, которые произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания. Выделите особо те места, которые явились для вас необычными, непонятными».
Ориентировочный план чтения рекомендуемой литературы может состоять из четырех частей.
В первую часть рекомендуется включать литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настроиться на работу, заинтересовать клиента.
Вторая часть плана - основная, чаще всего это 2-3 книги. Конкретные рекомендации трудно предложить, поскольку многое зависит от интеллектуального уровня клиента, от способностей и изобретательности психолога).
Третья часть плана работы над рекомендуемой литературой должна закрепить полученный эффект.
Четвертая - дополнительная часть плана - поддержка духовной уравновешенности и оптимизма в клиенте.
В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает анализировать динамику личностного роста и может помочь диагностировать улучшения или ухудшения эмоционального состояния клиента.
Книги для чтения не должны быть слишком объемными (50-70 страниц), витиеватыми и дидактичными. Если занятия происходят в группе, то это должны быть 5-7 человек с общими литературными вкусами, общим уровнем культуры. Групповое обсуждение дает возможность говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять свои эмоции, сравнивая их с эмоциями героев и участников занятия, услышать об альтернативных способах переживаний, обсудить альтернативы выхода из сложной ситуации.

(Следующий материал из книги: Ю.Н.Дрешер "Библиотерапия")


Исследователи библиотерапии А.Е. Алексейчик, А.М. Миллер разработали классификацию литературы, применяемой в клинических условиях.

  1. Классическая художественная литература, в том числе русская (обладает огромным потенциалом, обеспечивающим разнообразные варианты воздействия, поэтому очень хорошо подходит для практического использования. Часто приходится отказываться от использования наиболее популярных произведений, учитывая, что они были ранее прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные.и ассоциации, которые трудно преодолеть.
    В библиотерапевтической практике, в отличие от традиционного подхода к литературе, из произведений классиков выбираются такие отрывки, где, например, "ощущается простота жизненных форм, их законченность, устойчивость, уравновешенность. Современную западную беллетристику целесообразно рекомендовать людям, которым чужда классическая литература. Особенно полезны проблемные, критические произведения, указывающие человеку на его ошибки, заблуждения и способствующие их преодолению.
  2. Критическая литература и публицистика. Используются в библиотерапии для того, чтобы помочь индивидууму связать литературу с актуальными событиями личной и общественной жизни. Критика, отличающаяся четкостью и наглядностью отношения к явлениям действительности, помогает правильно воспринимать события, устраняет зависимость от чужих авторитетов.
    Многие библиотерапевты отдают предпочтение классическому лигературоведению и публицистике, которые прошли проверку временем, доказали правильность своих позиций и поэтому оказывают
    сильное воздействие даже на скептиков, растерянных людей. В числе предпочитаемых называют произведения В. Розова, В. Солоухина, А. Озерова, Ю. Нагибина и др.
  3. Юмористическая и сатирическая литература. Успешно прививает читателю более широкий, объективный взгляд на себя и других людей, учит своеобразной психологической защите. Суть юмора — обнаружение смешных сторон в любых явлениях, даже неприятных. Юмор позволяет людям более открыто и свободно выражать себя в сложных ситуациях самого разнообразного характера, учит технике более свободного общения (например, полушутливое выражение своей просьбы с целью избежать чувства неловкости при отказе дает возможность подшутить над собой и тем самым укрепляет уверенность в своих силах).
  4. Сборники афоризмов. Содержат наиболее ясные образы, отточенные идеи, нередко парадоксальные. Часто используются в библиотерапии, помогая людям повышать психическую устойчивость. Читая их, человек привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, жизненным катаклизмам.
  5. Фольклор (в том числе сказки). Достаточно широко используется в библиотерапевтическом процессе. В течение многовекового существования эти произведения прошли особый отбор. Новому поколению из уст в уста передавались лини, те, которые принимались большинством и удовлетворяли основным духовным потребностям человека. Утверждением идеалов добра и справедливости, правды и оптимизма фольклор (сказки) стимулирует необходимые психические реакции. Особое значение данный вид литературы имеет в работе с детьми: позволяет им осознать основные жизненные проблемы, улучшать контакты с родителями и сверстниками. Обращение к сказке свойственно людям, переживающим нравственные конфликты. Мир народных сказок, как отмечает И.Е. Вольпер "запечатляется" в сознании людей с раннего детства. Отношения сказочных героев воплощают нравственные представления, созданные народным опытом на протяжении веков, образы сказочных героев отличаются поэтичностью, яркостью, типологической определенностью. Сказка наивна и одновременно драматична. В то же  время в ней выражена народная мудрость". При чтении сказки у пациента повышается интерес к окружающему миру, он отвлекается от своих проблем, невротических фиксаций на пережитом. Сказка способствует удовлетворению коммуникативных потребностей, приглушает чувство неполноценности и т.д.
  6. Научно-фантастическая литература. Отличается от других жанров выходом за пределы привычного, что часто необходимо при проведении библиотерапии. Доводя до крайности некоторые свойства человека, ситуации, взаимоотношения людей, авторы фантастических произведений позволяют индивидууму лучше понять и принять экстремальность своих ощущений, чувств, влечений, стимулируя продуктивность его поведения.
  7. Детективная и приключенческая литература. Занимает значительное место в библиотерапевтической рецептуре благодаря ряду своих особенностей, в первую очередь — популярности и доходчивости.
    В детективе конденсируются, "высвечиваются" многие обыденные явления жизни. Библиотерапевтов привлекают следующие специфические черты этого жанра: повышенное внимание к негативным чувствам, тренировка интуиции, раскрытие тайны как способ познания действительности, "обязанность" читателя подозревать всех, разоблачение романтического восприятия жизни, фальшивых, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом часто скрываются грязь и корысть. Такие произведения побуждают читателя принимать смелые решения, рисковать, учат находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей детективной и приключенческой литературы. Близки по характеру воздействия к детективам мемуары и произведения из серии военных приключений.
  8. Драматургия. На некоторых людей она оказывает особенно сильное влияние благодаря большой концентрации, координированных действий, наглядности. При чтении пьесы человеку проще отождествлять себя с действующим лицом, чем, например, при чтении романа. Пьеса оставляет больше свободы для самостоятельной работы, учит диалогу, правилам общения.
  9. Специальная научная литература. Дает объективную картину окружающего мира, позволяет лучше понять собственную психологию, осознать потребность психосоматической помощи, стимулирует естественные психические процессы.
  10. Специальная медицинская литература. Является разновидностью научной и наиболее важна при библиотерапии, так как способна дать индивидууму знания, которые ему особенно необходимы для стимуляции психотерапевтических процессов, самоуспокоения и самоконтроля. Поэтому, по мнению многих библиотерапевтов, желательно, чтобы она использовалась достаточно широко, особенно книги по проблемам психотерапии и психиатрии. Основные задачи этой литературы: давать достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления об имеющихся у индивидуума психических нарушениях, стимулировать общую активность читателя.
  11. Научно-популярная литература. Может выполнять те же функции, что и научная, но используется в отношении менее подготовленных читателей, давая им более общие и необходимые представления.
  12. Педагогическая литература. Ее можно применять наряду с другой научной литературой с целью тренировки, коррекции и развития различных личностных качеств, в том числе самоконтроля и самоадаптации.
  13. Юридическая литература. Дает индивидууму возможность разобраться в причинах многих проблем, возникающих в результате неправильных действий — как собственных, так и окружающих. Данный вид литературы помогает читателю оценить степень опасности девиантного поведения.
  14. Философская литература. Помогает получить разносторонние представления о себе, других людях, окружающем мире в целом. Дает возможность понять неизбежность определенного конфликта между внешним миром и внутренним. Осознание этого приносит человеку облегчение, спокойствие, вносит элемент конструктивности в его деятельность. К данному виду литературы можно от нести и часть литературной публицистики, работы по истории литературы и философии.
 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.