На главную Подросток Психологические особенности возраста Общение в подростковом возрасте: роль и особенности
Общение в подростковом возрасте: роль и особенности
Подросток - Психологические особенности возраста

Малахова Марианна Рустамовна бакалавр, студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассматривается довольно актуальная на сегодняшний день тема коммуникации в один из наиболее важных периодов жизни человека - отрочестве.

Целью является выявление всех возможных психических новообразований, претерпеваемых ребенком на данном этапе. Основное внимание в работе акцентируется на том, какие процессы развития переживает подросток. Рассматривается термин общения с точки зрения психологии. Также в материале большое внимание уделяется взаимоотношениям сверстников, родителей и детей.


Ключевые слова: общение, личность, воспитание, конфликт, подростковый период.


Подростковый период является одним из наиболее важных периодов в цикле развития человека. Он занимает особое положение в связи с важностью и сложностью происходящих в нем процессов. При переходе от детства к взрослости все составляющие личности подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, формируются социальные установки, закладываются основы сознательного поведения. Именно этот период перехода от детства к взрослости составляется основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития: физического, нравственного, умственного и социального. Данный процесс преобразований определяет основные особенности поведения и личности в подростковом возрасте [2].
В Психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга [7].
Зачастую в подростковый период общение с родителями, учителями и другими взрослыми формируется под влиянием возникающего чувства взрослости. Отечественные психологи вслед за Л.С. Выготским единогласно считают специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности, важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста. Первоначально эта взрослость для подростка вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных его положению. Именно поэтому, очень часто, поведение подростка характеризуется бурной и драматической «переоценкой ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями.
Однако, несмотря на противостояние, которое подросток оказывает взрослому, он, безусловно, испытывает потребность в поддержке и понимании. Ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга, является наиболее благополучной как для самого подростка, так и для его родителей. В этом случае взрослый может в значительной степени облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, а также лучше познать себя. Особое внимание следует уделить совместному времяпрепровождению, так как общая деятельность и беседы с родителями помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых, что в дальнейшем обязательно приведет к созданию более глубоких эмоциональных и духовных контактов, которые поддержат подростка в жизни. Вследствие того, что подросток очень раним на данном этапе своего развития для взрослого очень важно найти формы, которые помогут налаживать и поддерживать эти контактов. Очень часты случаи, когда подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями и рассказать о событиях, происходящих в его жизни, однако самостоятельно ему довольно трудно начать столь близкое общение.
Общение подростка во многом характеризуется изменчивостью его настроения. На протяжении короткого промежутка времени оно может резко меняться на прямо противоположное. Подобная изменчивость настроений ведет к неадекватности его реакций. Например, реакция эмансипации, которая проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Чрезмерный контроль и опека, которые зачастую, по мнению родителей просто необходим, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности проявлять самостоятельность, вследствие чего ему будет тяжело научиться пользоваться свободой во взрослой жизни. В подобных ситуациях у подростка часто активизируется стремление к самостоятельности и обособленности от взрослых. Однако взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией ребенка от его сверстников и друзей. В результате противостояние подростка и родителей лишь увеличивается.
Также в случаях чрезмерного покровительства и стремления освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации и неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.
Однако в большинстве своем подростки стремятся избегать конфликтов, тем самым пытаясь скрыть свои проступки. Стремление к явным конфликтам с родителями и другими взрослыми проявляется довольно редко. В большинстве подростки используют внешние формы отстаивания своей независимости, например, такие как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы и независимости от родителей.
Тяга к общению со сверстниками является отличительной особенностью детей подросткового возраста. Также подростку присуща некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически обособленные от взрослых, подростки образуют, именно потому, что их чрезвычайно волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме своих сверстников, они по многим причинам не могут обсудить открыто. Однако именно через подобное общение, организованное сверстниками, подростки усваивают жизненные цели и ценности, контактируя друг с другом, в различных ролях, что формирует у них деловые качества. Но, к сожалению, восполнение информации со стороны таких же подростков очень часто несет в себе крайне негативные последствия как следствие искаженности этих сведений. Формирование у подростка в процессе общения чувства солидарности, взаимопомощи не только облегчает ему «автономизацию от взрослых», возможность самостоятельной деятельности, но и создает для него фон эмоционального благополучия и устойчивости. Известно, что неформальное общение на улице, во дворе, в стихийно возникающих группах, несмотря на их временный характер, оказывает более сильное влияние на подростка, чем в официально оформленной группе - классе, школе [4].
Таким образом, к началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования, то есть стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание, так называемое «чувство Мы», которое играет весьма существенную роль в самоопределении подростка, а также в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам и быть признанным в компании друзей - именно эти цели подросток часто выводит на первый план. Согласно исследованиям, дети, находящиеся на этапе отрочества, но не имеющие друзей и не входящие в какою-либо компанию сверстников, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества и плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Список литературы
1. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М., 2002.
2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999.
4. Ночевник М.Н. Человеческое общение / М.Н. Ночевник. - М., 2000.
5. Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998.
6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М., 1998.
7. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
8. Лебедева Л.А. Психологические особенности общения в подростковом возрасте / Л.А. Лебедева, Н.В. Ковшова [Электронный ресурс].
9. Особенности общения подростков со сверстниками и родителями [Электронный ресурс].
10. Особенности общения подростков [Электронный ресурс].
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.