Анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры» (С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Т. В. Володина)
1.
|
Каждый педагог, начинающий профессиональную деятельность, сталкивается с различными затруднениями. Из приведённых ниже вариантов отметьте три, которые могут вызывать у вас наибольшие сложности:
|
А)
|
подготовка урока
|
Б)
|
проведение урока
|
В)
|
подготовка внеурочного мероприятия
|
Г)
|
проведение внеурочного мероприятия
|
Д)
|
отношения и общение с учащимися
|
Е)
|
отношения и общение с коллегами
|
Ж)
|
отношения и общение с администрацией
|
З)
|
отношения и общение с родителями
|
И)
|
собственные состояния, самочувствие, переживания
|
К)
|
другое (напишите, что)
|
2.
|
При подготовке урока или внеурочного мероприятия значительными трудностями для вас являются (отметьте не более трёх вариантов ответа):
|
А)
|
недостаток теоретических знаний
|
Б)
|
дефицит предметной и методической литературы, готовых разработок уроков и внеурочных мероприятий
|
В)
|
сложности в поиске и подготовке презентационных материалов
|
Г)
|
распределение времени на различные виды работы
|
Д)
|
ограниченный репертуар методических приёмов, техник, способов работы
|
Е)
|
нехватка времени на подготовку
|
Ж)
|
опасение допустить теоретическую или методическую ошибку
|
З)
|
отсутствие возможности обратиться за советом и помощью к коллегам
|
И)
|
другое (напишите, что)
|
3.
|
При проведении урока или внеурочного мероприятия вы часто сталкиваетесь (отметьте не более трёх вариантов ответа):
|
А)
|
с отсутствием у детей желания учиться
|
Б)
|
с нарушениями школьниками дисциплины
|
В
|
с конфликтными взаимоотношениями школьников между собой
|
Г)
|
с отсутствием контакта с ребёнком
|
Д)
|
со сложностью выстраивания оптимальной дистанции в общении с учащимися
|
Е)
|
с провокациями и агрессией школьников в адрес педагога
|
Ж)
|
с собственным волнением, тревожностью, растерянностью, злостью и т.д.
|
З)
|
с трудностями проведения самоанализа занятия
|
И)
|
с оцениванием результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся
|
К)
|
с организационными затруднениями: началом и завершением занятия, переходом от одного этапа к другому, «лишним» временем
|
4.
|
В организационной работе больше всего сил и времени у вас требуют (отметьте не более трёх вариантов ответа):
|
А)
|
подготовка и проведение родительских собраний
|
Б)
|
подготовка и проведение мероприятий (семинаров, методических объединений, конференций, выставок, смотров и конкурсов)
|
В)
|
планирование работы (составление поурочных, тематических, календарных и иных планов), подготовка отчётов
|
Г)
|
классное руководство
|
Д)
|
ведение журнала и электронного дневника
|
Е)
|
выполнение поручений администрации
|
Ж)
|
другое (напишите, что)
|
5.
|
Во взаимоотношениях с коллегами вам больше всего не хватает (отметьте не более трёх вариантов ответа):
|
А)
|
доступности коллег для общения
|
Б)
|
компетентных профессиональных рекомендаций
|
В_
|
принятия, эмоциональной поддержки и дружелюбия
|
Г)
|
оптимальной дистанции в общении с коллегами
|
Д)
|
уважительного отношения к себе
|
Е)
|
ощущения себя частью педагогического коллектива, своей включённости в него
|
Ж)
|
другое (напишите, что)
|
6.
|
Со стороны администрации наибольшие сложности возникают в связи (отметьте не более трёх вариантов ответа):
|
А)
|
со стилем руководства
|
Б)
|
с отсутствием возможности поделиться своими проблемами и быть выслушанным
|
В)
|
с недостаточным содействием в решении профессиональных трудностей
|
Г)
|
с ограничением ваших инициатив
|
Д)
|
с излишней бюрократизацией деятельности образовательной организации
|
Е)
|
с нагрузкой, вызванной большим количеством заданий и поручений
|
Ж)
|
с составлением графика работы: расписания, дежурств, отпусков и т. д.
|
З)
|
с распределением материальных ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс: мебели, наглядностей, лабораторного оборудования
|
И)
|
с распределением стимулирующей части заработной платы
|
К)
|
другое (напишите, что)
|
7.
|
Во взаимоотношениях с родителями вас больше всего озадачивает (отметьте не более трёх вариантов ответа):
|
А)
|
убеждённость родителей, что их ребёнок самый лучший
|
Б)
|
непонимание и непринятие родителями существования проблем ребёнка в учёбе и поведении
|
В)
|
отношение к учителю как к специалисту, оказывающему услугу
|
D)
|
обвинение педагога в предвзятости по отношению к ребёнку
|
Д)
|
обвинение педагога в профессиональной некомпетентности
|
Е)
|
невосприимчивость к советам и рекомендациям педагога
|
Ж)
|
«выпрашивание» у педагога отметок своему ребёнку
|
З)
|
враждебность по отношению к педагогу
|
И)
|
отстранённость родителей от школьной жизни ребёнка
|
К)
|
другое (напишите, что)
|
8.
|
Отметьте три варианта форм работы Центра сопровождения молодых педагогов, которые лично для вас будут наиболее предпочтительны:
|
А)
|
лекционные и практические занятия
|
Б)
|
специализированная профессиональная образовательная программа
|
В)
|
тренинги профессиональных умений, личностного роста
|
D)
|
консультации (в т. ч. психологические)
|
Д)
|
супервизия профессиональной деятельности
|
Е)
|
встречи с коллегами в неформальной обстановке
|
Ж)
|
выпуск специализированной методической литературы
|
З)
|
сообщества молодых педагогов
|
И)
|
организация общения педагогов через социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Одноклассники и т. д.).
|
К)
|
виртуальная методическая копилка
|
Л)
|
другое (напишите, что)
|
9.
|
Укажите наиболее значимые для вас составляющие профессиональной деятельности, в которых вы хотели бы повысить свою компетентность:
|
А)
|
нормативно-правовая база образовательного процесса
|
Б)
|
организация образовательной деятельности в соответствии со ФГОС и Профессиональным стандартом педагога
|
В)
|
применение информационных технологий в образовании
|
Г)
|
культура речи педагога
|
Д)
|
психология субъектов образовательных отношений
|
Е)
|
современные педагогические технологии
|
Ж)
|
вопросы воспитания в современной школе
|
З)
|
реализация инклюзивного и специального образования
|
И)
|
современные методики преподавания учебного предмета
|
К)
|
другое (напишите, что)
|
Обработка результатов
По каждому варианту ответов подсчитывается доля (в %) выбравших его педагогов. После этого осуществляется ранжирование затруднений по степени актуальности (значимости) в соответствии со следующей шкалой (см. Таблица): • нулевой ранг присваивается затруднениям, набравшим до 10% выборов. Такие затруднения определяются как незначимые либо как неидентифицированные педагогами; • первый ранг (от 11 до 30% выборов) - затруднения являются вполне определёнными педагогами, но недостаточно актуальными для них; • второй ранг (от 31 до 50% выборов) - затруднения оцениваются как вполне определённые и достаточно актуальные для педагогов; • третий ранг (более 50% выборов) - затруднения являются высоко актуальными для педагогов.
Определение степени актуальности затруднений молодых педагогов
Ранг
|
% выборов
|
Степень актуальности затруднения
|
0
|
До 10%
|
затруднение либо не значимо, либо не идентифицировано, либо непонятна формулировка
|
1
|
11 - 30 %
|
затруднение определено, но недостаточно актуально
|
2
|
31 - 50 %
|
затруднение определено и актуально
|
3
|
Более 50 %
|
высокая степень актуальности затруднения
|
Источник: Мезенцева, И. А. Психодиагностическая деятельность в образовательной среде [Электронный ресурс]: практикум: для студентов очного и заочного обучения, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, А. В. Савин, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,8 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. |