Тема: Методика проведения родительского собрания. |
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов |
План. 1. Понятие «родительское собрание», его цели. 1. Понятие «родительское собрание», его цели. 2. Виды родительских собраний: Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации. Собрания, совместные с учениками и родителями. Собрания, на которых учитель отвечает на вопросы родителей. Общешкольные родительские собрания проводятся 1-2 раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство родителей с целями и задачами работы школы, с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями и итогами работы учебного заведения. Собрания родителей параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, которая касается только учащихся данных классов( например, собрание родителей выпускных классов; родителей первоклассников). Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в учебном году. Может проводиться один раз в месяц. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги выполненной работы. 3. Подготовка родительского собрания. 2. Тщательно продумать сценарий родительского собрания – необходимо написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей. Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, журналов, газет, общения с учителями-предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией. Продумать, кто встретит родителей и проводит их в класс. 3. Следует заранее договориться с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинским работником, с родительским комитетом о выступлениях, которые помогут провести собрание. Обговорить основные тезисы и направления их выступления. Беречь время людей приглашенных на собрание, с этой целью установить регламент и следить за его соблюдением. 4.Необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, раздаточный материал для родителей (правила учащихся, устав школы). 5. Информация о времени и месте проведения родительского собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учащихся, позвонить родителям, можно придумать различные формы приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. 6. Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель может заранее попросить родителей и детей заполнить анкеты, которые помогут учителю составить более конкретное представление о том предмете, который предполагается обсудить. 7. Продумать оформление класса, чтобы создать определенную настроенность родителей (можно оформить выставку работ учащихся, отображающую классную и внеклассную деятельность детей, выпустить стенгазету «раскладушку», видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса). 8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог – только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Подготовить вопросы, которые зададим родителям. 9. Помещение должно быть убрано и проветрено. 10. Подумать нужно заранее и о том, чтобы родителям было удобно снять верхнюю одежду, поставить сумки, чтобы они чувствовали себя комфортно. 11. Особое внимание обратить на размещение родителей в классе. Вошло в традицию рассаживать родителей на те же места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место своего ребенка, может познакомиться с родителями соседа по парте. А это очень важно, т.к. сидящие за одной партой часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной. Можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга. 12. На парту перед каждым родителем положить тетради ребенка, дополнительную литературу, лист бумаги с ручкой. Можно положить папку с работами ученика, в которой также даются советы, ставятся вопросы, которые имеют отношение только к данному учащемуся и его семье. Эти записи как бы молчаливая индивидуальная беседа учителя с родителями во время коллективного общения. Совершенно ясно, что родителей интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому разумно подготовить сводные листы успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу, классному руководителю стоит особо подчеркнуть ряд оценок (маркером). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, т.к. известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика в уч.процессе не дает. 13. Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении учащихся, стараясь не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения. Подбирая и демонстрируя работы детей, учитель преследует цель наглядно показать родителям рост и совершенствование ЗУН каждого ребенка. 14.Собрание не должно превышать 1,5 часов. 15. Обращаться к родителям по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положить перед собой список с их именами. 16. Помнить о «золотом правиле» пед.анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. 17. Заранее подготовить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах. 4. Примерный порядок проведения родительского собрания. 2. Сообщение классного руководителя, членов родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей на педагогическую тему (в форме лекции, беседы). Сообщение могут сделать: учителя-предметники, классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, участковый, медицинский работник и т.д. 4. Выступление родителя об опыте семейного воспитания по определенному вопросу. 5. Обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу. 6. А) Анализ учебных достижений учащихся класса. Б) Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. 7.Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.), т.е. информирование родителей о предстоящих делах. Причем финансовые вопросы лучше заранее обсудить с родительским комитетом. 8.Разное. 9. Подведение итогов родительского собрания. После проведения родительского собрания предметом пед.анализа кл.руководителя может стать: Денисова Н.А., Россия, 2011 |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |