СПОСОБЫ СЛОВЕСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ГРУБОСТЬ ПРИ АГРЕССИИ (Ю.В. Щербинина) Данные приёмы можно рассматривать одновременно в трёх аспектах: - как средства целенаправленного речевого воздействия на ребёнка, проявляющего в данный момент вербальную агрессию; - как способы коммуникативной самозащиты взрослого от агрессии в детской речи; - как меры предупреждения собственной речевой агрессии в сложных ситуациях педагогического общения.
Способы и приёмы преодоления / контроля речевой агрессии
Таблица 3
Способы и приёмы преодоления / контроля речевой агрессии
|
эффективные
|
неэффективные
|
1. Игнорирование — не реагировать на грубость, не принимать словесный вызов, демонстрировать внешнюю незаинтересованность, «красноречиво молчать» в ответ на агрессивные высказывания (в случаях, когда подобное «контролируемое попустительство» не несёт непосредственной угрозы окружающим)
|
1. Нотации, абстрактное морализаторство («Разве можно так себя вести?!»)
|
2. Приём «контролируемой глупости»: выражение притворного непонимания намерений агрессора с целью разрушения «негативного сценария» речеповедения («Когда ты так разговариваешь, я тебя не понимаю...»; «ТАКИХслов я не знаю!»; «Ну и что ты этим хотел сказать?»; «Интересно, что это сейчас было...» и т.п.)
|
2. Назойливое выспрашивание, «допрос» («Нет, ты всё-таки скажи»; «Что же всё-таки случилось? Я всё равно узнаю»; «Ну почему же ты молчишь?»)
|
3. Указание на положительные результаты выполнения требования («Если не будешь обзываться, все станут с тобой дружить»)
|
3. Неаргументированные приказы, команды («Сейчас же перестань!»; «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!»)
|
4. Переключение внимания: неожиданный вопрос («А что ты думаешь о...?»); интересное предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии»); конструктивный совет («В следующий раз стоит поступить (сказать, сделать)...»; «Можно попробовать... (указание на желаемое поведение)») и т.п.
|
4. Предупреждения-угрозы («Смотри, как бы не было хуже!»; «Ещёраз это повторится - я возьмусь за ремень!»; «Опоздаешь на занятие - пеняй на себя!»)
|
5. Косвенное порицание-, неодобрение без осуждения, замечание в форме вопроса, акцентирующего внимание на нежелательном действии («Ребята, чем вы сейчас заняты?», «Маша, ты чем-то недовольна?», «Тебе это понятно, Миша?» - обращения к отвлекающимся во время занятия)
|
5. Резкая критика, выговоры («На что это похоже!»; «Опять всё сделано не так!»; «Надо было аккуратнее!»)
|
6. Юмор, шутка, самоирония. Гипотеза несовместимых реакций: юмор и вызываемый им смех не совместимы с открытой агрессией. Но: отличать юмор (добродушный смех без оскорбления личности, направленный на себя (самоирония) или на комические обстоятельства ситуации) от сарказма (злая, язвительная насмешка)!
|
6. Высмеивание («Какой же ты лентяй!») или имитирование нежелательных высказываний и действий, воспроизведение в смешном, гротескном виде («Ой, каки-и-е мы капри-и-из- ные-е-е!!!» и т.п.)
|
7. Приёмы «подзадоривания» и «тактического сомнения» - апелляция к самолюбию, лучшим чувствам и побуждениям, вызов способностям и амбициям (ср. выражение «взять на слабо»): напоминание («Ты же умная, взрослая, рассудительная девочка (терпеливый и способный мальчик)!»); выражение уверенности («Уверен, что именно ты легко справишься с этим заданием»); вопрос, требующий заведомо отрицательного ответа («Значит, тебе очень нравится обзываться?»); выражение мнимого недоверия («Слабо первому подойти мириться?»); выражение удивления («Никак не ожидал от тебя такого!»); имитация разочарования («А я-то думал...»)
|
7. Противоречивые и неконкретные требования («отойти в сторону», «не отвечать на насмешки» и, одновременно, «давать сдачи», «достойно отвечать на грубость»)
|
8. Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций, зная «сильные» стороны личности, положительные качества характера ребёнка (усидчивость, отзывчивость, скромность и т.д..), мы должны просто актуализировать (словесно обозначить, публично напомнить) эти качества в конкретной ситуации с помощью различных по содержанию высказываний, подчёркивающих неожиданность и случайность проступка
|
8. Ложные догадки, ошибочные интерпретации, заведомо негативные оценки («Я точно знаю: это всё из-за того, что ты...»; «Небось, опять подрался»; «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь...»)
|
9. Амортизация: согласие с обвинениями как с «доблестями» > разрушение «агрессивного сценария» (Ты плохой человек! - Да, конечно! Полностью с тобой согласен! От меня вообще люди на улице шарахаются)
|
9. Формальное сочувствие («Ну ничего, пустяки...»; «Да брось ты...»; «Не обращай внимания!»)
|
10. «Смена ролей»: словесное моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности речевого поведения через эмпатию: провокационный риторический вопрос (« А тебе самому было бы приятно...?»); словесное рисование («Представь, что ты оказался на месте...»); призыв задуматься («Подумай, как бы ты поступил на месте...)
|
10. Ложная «апелляция к жалости»: заискивание, «мольбы», «причитания» - в ответ на явную дерзость. Неоправданное расширение сферы запретов («И это нельзя, и то нельзя!»)
|
11. Частичное согласие (приём «Да, но...»): внимательно выслушать претензии, сомнения, возражения и по возможности в определённых пределах удовлетворить их, в целом же сохранив избранную линию требований («Да, Серёжа поступил плохо - он тебя обозвал. Но ведь ты же сам только что отнял у него карандаш! Так что вы оба виноваты и должны помириться. Согласен?»)
|
11. Убеждение в недоступном (например, в том, что «больше никогда не надо ссориться», «всегда необходимо подходить мириться первому», «на занятиях всегда надо сидеть молча», «никогда не надо спорить» и т.п.)
|
12. Использование формы «Я-сообщения» («Я недоволен (мне не нравится), когда мне мешают!»; «Меня утомляет громкий крик!» и т. п.)
|
12. Использование формы «Ты-сообщения» («Ты мне мешаешь!»; «Опять ты громко кричишь!» и т. п.)
|
Верная указка - не кулак, а ласка.
Составители: Габидуллина Н.Г., Норкина О.Г., Ходырева Т.С. Коммуникативно-педагогические и психологические приемы и способы создания благоприятной атмосферы на уроках: учеб.-практ. пособие : [Электрон. ресурс] - Ижевск : Удмуртский университет, 2023. |