Способы словесного реагирования на грубость при агрессии
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

СПОСОБЫ СЛОВЕСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ГРУБОСТЬ ПРИ АГРЕССИИ
(Ю.В. Щербинина)
Данные приёмы можно рассматривать одновременно в трёх аспектах:
- как средства целенаправленного речевого воздействия на ребёнка, проявляющего в данный момент вербальную агрессию;
- как способы коммуникативной самозащиты взрослого от агрессии в детской речи;
- как меры предупреждения собственной речевой агрессии в сложных ситуациях педагогического общения.


Способы и приёмы преодоления / контроля речевой агрессии


Таблица 3

Способы и приёмы преодоления / контроля речевой агрессии

эффективные

неэффективные

1. Игнорирование — не реагировать на грубость, не принимать словесный вызов, демонстрировать внешнюю незаинтересованность, «красноречиво молчать» в ответ на агрессивные высказывания (в случаях, когда подобное «контролируемое попустительство» не несёт непосредственной угрозы окружающим)

1. Нотации, абстрактное морализаторство («Разве можно так себя вести?!»)

2. Приём «контролируемой глупости»: выражение притворного непонимания намерений агрессора с целью разрушения «негативного сценария» речеповедения («Когда ты так разговариваешь, я тебя не понимаю...»; «ТАКИХслов я не знаю!»; «Ну и что ты этим хотел сказать?»; «Интересно, что это сейчас было...» и т.п.)

2. Назойливое выспрашивание, «допрос» («Нет, ты всё-таки скажи»; «Что же всё-таки случилось? Я всё равно узнаю»; «Ну почему же ты молчишь?»)

3. Указание на положительные результаты выполнения требования («Если не будешь обзываться, все станут с тобой дружить»)

3. Неаргументированные приказы, команды («Сейчас же перестань!»; «Чтобы больше я этого не слышал!»,
«Замолчи!»)

4. Переключение внимания: неожиданный вопрос («А что ты думаешь о...?»); интересное предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии»); конструктивный совет («В следующий раз стоит поступить (сказать, сделать)...»; «Можно попробовать... (указание на желаемое поведение)») и т.п.

4. Предупреждения-угрозы («Смотри, как бы не было хуже!»; «Ещёраз это повторится - я возьмусь за ремень!»; «Опоздаешь на занятие - пеняй на себя!»)

5. Косвенное порицание-, неодобрение без осуждения, замечание в форме вопроса, акцентирующего внимание на нежелательном действии («Ребята, чем вы сейчас заняты?», «Маша, ты чем-то недовольна?», «Тебе это понятно, Миша?» - обращения к отвлекающимся во время занятия)

5. Резкая критика, выговоры («На что это похоже!»; «Опять всё сделано не так!»; «Надо было аккуратнее!»)

6. Юмор, шутка, самоирония. Гипотеза несовместимых реакций: юмор и вызываемый им смех не совместимы с открытой агрессией. Но: отличать юмор (добродушный смех без оскорбления личности, направленный на себя (самоирония) или на комические обстоятельства ситуации) от сарказма (злая, язвительная насмешка)!

6. Высмеивание («Какой же ты лентяй!») или имитирование нежелательных высказываний и действий, воспроизведение в смешном, гротескном виде («Ой, каки-и-е мы капри-и-из- ные-е-е!!!» и т.п.)

7. Приёмы «подзадоривания» и «тактического сомнения» - апелляция к самолюбию, лучшим чувствам и побуждениям, вызов способностям и амбициям (ср. выражение «взять на слабо»): напоминание («Ты же умная, взрослая, рассудительная девочка (терпеливый и способный мальчик)!»); выражение уверенности («Уверен, что именно ты легко справишься с этим заданием»); вопрос, требующий заведомо отрицательного ответа («Значит, тебе очень нравится обзываться?»); выражение мнимого недоверия («Слабо первому подойти мириться?»); выражение удивления («Никак не ожидал от тебя такого!»); имитация разочарования («А я-то думал...»)

7. Противоречивые и неконкретные требования («отойти в сторону», «не отвечать на насмешки» и, одновременно,
«давать сдачи», «достойно отвечать на грубость»)

8. Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций, зная «сильные» стороны личности, положительные качества характера ребёнка (усидчивость, отзывчивость, скромность и т.д..), мы должны просто актуализировать (словесно обозначить, публично напомнить) эти качества в конкретной ситуации с помощью различных по содержанию высказываний, подчёркивающих неожиданность и случайность проступка

8. Ложные догадки, ошибочные интерпретации, заведомо негативные оценки («Я точно знаю: это всё из-за того, что ты...»; «Небось, опять подрался»; «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь...»)

9. Амортизация: согласие с обвинениями как с «доблестями» > разрушение «агрессивного сценария» (Ты плохой человек! - Да, конечно! Полностью с тобой согласен! От меня вообще люди на улице шарахаются)

9. Формальное сочувствие («Ну ничего, пустяки...»; «Да брось ты...»; «Не обращай внимания!»)

 

10. «Смена ролей»: словесное моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности речевого поведения через эмпатию: провокационный риторический вопрос (« А тебе самому было бы приятно...?»); словесное рисование («Представь, что ты оказался на месте...»); призыв задуматься («Подумай, как бы ты поступил на месте...)

10. Ложная «апелляция к жалости»: заискивание, «мольбы», «причитания» - в ответ на явную дерзость. Неоправданное расширение сферы запретов («И это нельзя, и то нельзя!»)

11. Частичное согласие (приём «Да, но...»): внимательно выслушать претензии, сомнения, возражения и по возможности в определённых пределах удовлетворить их, в целом же сохранив избранную линию требований («Да, Серёжа поступил плохо - он тебя обозвал. Но ведь ты же сам только что отнял у него карандаш! Так что вы оба виноваты и должны помириться. Согласен?»)

11. Убеждение в недоступном (например, в том, что «больше никогда не надо ссориться», «всегда необходимо подходить мириться первому», «на занятиях всегда надо сидеть молча», «никогда не надо спорить» и т.п.)

12. Использование формы «Я-сообщения» («Я недоволен (мне не нравится), когда мне мешают!»; «Меня утомляет громкий крик!» и т. п.)

12. Использование формы «Ты-сообщения» («Ты мне мешаешь!»; «Опять ты громко кричишь!» и т. п.)


Верная указка - не кулак, а ласка.

Составители: Габидуллина Н.Г., Норкина О.Г., Ходырева Т.С.
Коммуникативно-педагогические и психологические приемы и способы создания благоприятной атмосферы на уроках: учеб.-практ. пособие : [Электрон. ресурс] - Ижевск : Удмуртский университет, 2023.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.