Т.И. Смирнова Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимикопластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Технологические операции создания ситуаций успеха
Таблица 2
ОПЕРАЦИЯ
|
НАЗНАЧЕНИЕ
|
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА
|
1. Снятие страха
|
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих
|
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, материал мы с вами проходили»
|
2. Авансирование успешного результата
|
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности
|
«У вас обязательно получится...» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
|
3. Скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности
|
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания
|
«Возможно, лучше всего начать с.» «Выполняя работу, не забудьте о.»
|
4. Внесение мотива
|
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность и кому будет хорошо после выполнения
|
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться.»
|
5. Персональная исключительность
|
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности
|
«Только ты и мог бы..» «Только тебе я и могу доверить.» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.»
|
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение
|
Побуждает к выполнению конкретных действий
|
«Нам уже не терпится начать работу .» «Так хочется поскорее увидеть.»
|
7. Высокая оценка детали
|
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали
|
«Тебе особенно удалось то объяснение» «Больше всего мне в твоей работе понравилось.» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» «Особенно мне понравилось.», «Вот здесь ты был молодец.»
|
Источник: Составители: Габидуллина Н.Г., Норкина О.Г., Ходырева Т.С. Коммуникативно-педагогические и психологические приемы и способы создания благоприятной атмосферы на уроках: учеб.-практ. пособие : [Электрон. ресурс] - Ижевск : Удмуртский университет, 2023. |