Технологические операции создания ситуации успеха
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Т.И. Смирнова
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.


Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимикопластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.


Технологические операции создания ситуаций успеха


Таблица 2

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, материал мы с вами проходили»

2. Авансирование
успешного
результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности

«У вас обязательно получится...»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»

3. Скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания

«Возможно, лучше всего начать с.»
«Выполняя работу, не забудьте о.»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность и кому будет хорошо после выполнения

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться.»

5. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности

«Только ты и мог бы..» «Только тебе я и могу доверить.»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий

«Нам уже не терпится начать работу .»
«Так хочется поскорее увидеть.»

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата
в целом, а какой-то его отдельной детали

«Тебе особенно удалось то объяснение»
«Больше всего мне в твоей работе понравилось.» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» «Особенно мне понравилось.»,
«Вот здесь ты был молодец.»

Источник: Составители: Габидуллина Н.Г., Норкина О.Г., Ходырева Т.С. Коммуникативно-педагогические и психологические приемы и способы создания благоприятной атмосферы на уроках: учеб.-практ. пособие : [Электрон. ресурс] - Ижевск : Удмуртский университет, 2023.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.