На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Консультация для педагогов "Возрастные особенности младших школьников"
Консультация для педагогов "Возрастные особенности младших школьников"
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Развитие ребенка — это состояние непрерывного изменения организма, когда появляются новые функции, осваиваются новые виды деятельности. Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно количественные изменения ведут к значимым качественным.

Характерным для младшего школьного возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия.


Опорно-двигательный аппарат у детей в этом возрасте продолжает интенсивно формироваться. К 7 годам позвоночник ребенка еще гибок и податлив, он почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушение процессов роста и развития костной системы, нарушение осанки. Это важно учитывать при организации рабочего места ученика.
Рост различных частей тела происходит неравномерно (конечности растут быстрее, чем туловище, изменения длины голени и предплечья выражены сильнее, чем изменения длины бедра и плеча).
Темпы увеличения длины тела опережают темпы прироста его массы до 8 лет, затем наблюдается обратное соотношение.
Достаточно интенсивно протекает развитие стопы, которая состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, не соответствующей анатомо-физиологическим особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия.
Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке.
Недостаточно развиты глазодвигателыные мышцы, обеспечивающие движения глазного яблока. Такие проблемы у младших школьников, как "перескакивание" с одной строки на другую, через буквы, слоги и слова, часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются в 10 раз чаще, чем у более старших.
Сердечно-сосудистая и дыхательная системы также находятся в процессе дальнейшего развития.
Не завершено развитие мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.
Наблюдается высокая интенсивность кровотока при низком уровне артериального давления.
При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах.
Особенности развития мышц и тканей сердца и легких создают благоприятную почву для развития различных инфекций.
Интенсивно растет и формируется бронхо-легочный аппарат.
Ограничена амплитуда движения ребер, межреберные мышцы развиты относительно слабо.
Характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм.
Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении и т. д.
Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста очень неустойчива. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во время урока дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Они могут просто встать и заявить, что устали и хотят играть. Поэтому учебные занятия должны строиться с учетом психофизиологических особенностей младших школьников.

 

К моменту поступления в школу дети способны:

  1. осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять интерес к другим людям;
  2. выполнять основные правила этикета в быту и во время игры;
  3. управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых;
  4. проявлять интерес к новым знаниям;
  5. наглядно-образно и действенно-образно мыслить;
  6. владеть достаточным словарным запасом;
  7. правильно произносить все звуки;
  8. различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;
  9. срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
  10. различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения;
  11. не отвлекаясь заниматься однотипной деятельностью не более 10 — 12 минут;
  12. переключаться на разные виды деятельности не более 3 раз в течение урока;
  13. некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо;
  14. запоминать определенный объем информации (при этом преобладает непроизвольное запоминание). Объем памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании;
  15. эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности;
  16. остро чувствовать характер отношения взрослых (особенно учителя) к себе;
  17. эмоционально, иногда неадекватно реагировать на замечания учителя, критику своей деятельности (маленькие школьники чаще заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своими успехами в нем: они с большим желанием занимаются тем, что у них лучше получается). Учитывая это, любой предмет можно сделать интересным для каждого ученика, если создать для него на уроке ситуацию успеха.

Вместе с тем, перечисленное не обязательно для всех детей является необходимой нормой. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического развития. На его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, физические и т. п.) факторы. Если они неблагоприятны, то развитие ребенка замедляется или нарушается. Любой специалист учреждения образования должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.