Богатство моральных традиций, кристализовавшееся в пословицах сможет войти в содержание воспитательной работы в различных формах педагогического творчества.
Время
Трудолюбивый из одного дня два делает, Делу – время, а потехе – час. Знай минутам цену, секундам счет. Долго рассуждай, да скоро делай. И один день не сиди, сложа руки. Вясновы дзень год корміць. Весной часом отстанешь – днем не догонишь. Расскажи, какие дела ты успеваешь сделать за день? На все ли хватает времени? Что бы ты хотел успеть еще? А сколько дел успевает сделать твоя мама?
Как ты думаешь у кого день длиннее, - у трудолюбивого или у ленивого? Кто рано ложиться и рано встает, - здоровье, богатство и ум наживет. Встанешь пораньше, так уйдешь подальше. Чтобы пораньше поесть, нужно пораньше встать. Кто рано встает, того удача ждет. Хочешь, чтобы были полные закрома, вставай с криком петуха. Чем тебе нравится утро? Наблюдал ли ты за восходом солнца? Какие дела нужно сделать утром? Расскажи, как утром просыпается природа. Что делают животные? Как изменяются растения? Бегал ли ты когда-нибудь по утренней росе? Нарисуй картинку "Утро". Ты можешь повесить ее в комнате, и она будет всех радовать. Сохрани этот рисунок для своих будущих детей. Дети очень любят рассказы своих родителей об их детстве. Пораньше посадишь рис – раньше будешь есть кашу. Пищу добывай, когда желудок полон, зонт готовь при ясной погоде. Потерянное золото можно найти, потерянное время не найдешь. За мешок золота не купишь вершка времени. Время – деньги. Не откладывай на завтра то, что можно седлать сегодня. Ніколі не адкладывай на заўтра, што можна зрабіць сення. Адклад не ідзе на лад. Одно "ныне" лучше двух "завтра". Умеешь ли ты организовывать свою жизнь? Все ли необходимое успеваешь сделать? Что ты считаешь главными делами в своей жизни? Достаточно ли для них у тебя времени? Запиши в свой блокнот перечень самых важных ежедневных дел. На первое место поставь наиболее серьезные, затем – по степени значимости. Возможно, ты вспомнишь и огорчительную ситуацию – когда время было истрачено на пустяки. Обрати внимание на пословицу: "Хороши дела завершенные". Как ты ее понимаешь? Постарайся запомнить белорусскую пословицу "Аклад не ідзе на лад” и почаще ее повторяй. Она сослужит тебе добрую службу.
Знание
Не хлебам адзіным жыве чалавек. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Ни один сосуд не вмещает больше того, что может вместить, кроме сосуда знаний. Знание – сокровище, которое находится всегда при владельце. И золото имеет цену, знания же бесценны. Ученье лучше богатства. От учения человек с пути не сбивается. Не знать – не страшно, страшно не узнать. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен. Ученье горько, но плоды сладки. Корень учения горек, а плоды его сладки. На ошибках учатся. Беды научат человека мудрости. Убыток, который чему-нибудь научил, прибыль. Объясни, каким образом убыток может обернуться прибылью. Приведи пример. Можешь ли ты вспомнить о такой ситуации в своей жизни? Согласен ли ты с тем, что иногда люди учатся на ошибках? Случалось ли тебе чему-нибудь научиться, совершив ошибку, обдумывая и исправляя ее последствия?
Век живи - век учись. Хоть до ста лет живи, а все равно учись. Учись смолоду – под старость не будешь знать голоду. Не пренебрегай ученьем смолоду. Грамоте учиться всегда пригодится. Если за день ничему не научился – зря день прожил. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – потерял жизнь. Умный любит учиться, а глупый – учить. Расскажи, что ты хотел бы узнать о Вселенной, о человечестве, о самом себе? Что интересного ты узнал за последнее врем? Рассказал ли об этом товарищам? А знаешь ли ты, зачем нужно учиться в школе? Как ты объясняешь это своим младшим товарищам? Что говорит об этом учитель? Птицам – крылья, человеку – разум. Лучший из даров ум, худшее из несчастий – невежество. Па адзежцы сустакаюць, а па разуму праводзяць. И сила уму уступает. Не спехом дело спорится, а током. Хотелось ли бы тебе стать человеком, о котором говорят: "Он умен"? Что ты для этого делаешь? Подумай, что тебе еще необходимо делать ежедневно, чтобы достичь этой цели. Ум хорошо, а два лучше. Умный товарищ – половина дороги. На свой разум надейся, а с чужим советуйся. Учись доброму, так худое на ум не пойдет. На красивую глядеть хорошо, а с умной жить легко. С невеждой не водись. Понравилась ли тебе пословица "Умный товарищ – половина дороги"? Обдумай жту пословицу, вспомни из своей жизни пример, подтверждающий ее. Напиши об этом короткий рассказ. Расскажи, чему ты научился у своего товарища. Довольны ли родители твоими друзьями? Людей слухай, а свой разум май. Розум не сякера – не пазычыш. Семь раз примерь, один раз отрежь. Сначала думай, потом делай. Утро вечера мудренее. Приходилось ли тебе принимать серьезные решения? Как ты обдумывал ситуацию прежде, чем сделать выбор? Случались ли в твоей жизни ошибки – из-за непродуманного решения? Первое худо – худой разум. На час ума не стало, да век дураком прослыл. Умей ошибиться, умей и поправиться. Убыток – уму прибыток. Объясни, как ты понимаешь смысл пословицы "Убыток – уму прибыток"? Спесь – не ум, а недоумение. Умной спеси не бывает. Спесивый высоко мостится, да низко ложиться. Упрямство – порок слабого ума. Посмотри в словаре значение слова "спесь". К каким человеческим качествам можно отнести спесь – привлекательным или отталкивающим? Может ли быть спесивым человек, уважающий других людей? Приятен ли окружающим спесивый человек? Разум – душе спасенье. Слушай добрых людей – на путь наведут. Прочел новую книгу – встретился с другом. Больше спрашивай – поумнеешь. Учи других – и сам поймешь. Почитай учителя как родителя. Есть ли у тебя книги-друзья? Какие герои тебе полюбились? В чем ты хотел бы на них походить? Какие книги любит твоя мама? Что вы читаете вместе? Перепиши в свой блокнот пословицу "Почитай учителя как родителя". Как ты думаешь какой смысл заложен в этой пословице? Вместе со своей учительницей вы можете провести Праздник знания. Пригласите своих родных и расскажите о самом интересном из того, что узнали в школе, из книг, от учителя и родителей. Можно порешать занимательные задачи – кто быстрее – команда родителей или команда школьников? Придумайте заранее остроумные вопросы по тем предметам, которые вы изучаете. Смогут ли ваши родные ответить на эти вопросы? Старайся учиться хорошо – твои будущие дети будут гордиться тобой, если ты станешь победителем подобного конкурса у них на празднике. Не забудьте включить в программу праздника конкурс "Кто больше знает пословиц и поговорок".
Наш журнал продолжает публикацию тематических подборок пословиц и поговорок, которые Вы, уважаемый читатель, сможете использовать в различных видах учебно-воспитательной деятельности. В этом номере мы предлагаем тематические разделы этой серии "Похвала и благодарность" и "Бережливость". Надеемся, что мудрее слово народа ведет в разум и сердце Ваших учеников, согревая и давая жизненную силу.
Похвала и благодарность
Когда говорят о добродетелях человека – его обкрадывают; когда говорят о его недостатках – его учат. Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг. Недруг поддакивает, а друг спорит. Вспомни человеческие недостатки, которые тебе особенно неприятны. Как ты думаешь, возможно ли их преодолеть? Случалось ли тебе встречаться с ленивым или лживым человеком? Может ли такой человек быть хорошим сыном? Может ли он быть другом? Захотел ли бы кто-нибудь пойти вместе с ним в дальний трудный поход? Не хвали в очи, не брани за глаза. Похвала в глаза хуже пощечины. Безмерная хвала чести вредит. Доброе дело само себя хвалит. Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. Добро помни, зло забывай. Ласковое слово не трудно, а спорно. Твоя мама, конечно, часто слышит от тебя слова благодарности. А другие дети не забывают благодарить своих близких? Давайте устроим конкурс: кто больше назовет ситуаций, в которых необходимо говорить слово "спасибо". Подумайте, какие можно сделать дела, за которые нас поблагодарят родители, товарищи, учитель. Когда ешь кашу, не забывай того, кто работал в поле. Когда ешь плоды, не забывай того, кто их вырастил. Пожалуйста не кланяйся, а спасибо спины не гнет. Черствое сердце не знает благодарности.
Что посеешь, то и пожнешь. Тому тяжело, кто помнит зло. Лыжка дзегцю псуе бочку меду. Вспомни событие из твоей жизни или поступки товарищей, о которых ты мог бы сказать: "Что посеешь, то и пожнешь". Расскажи о том, как из доброго дела вырастает добро.
Щедрость
Одной рукой собирай, другой раздавай. Рука дающего не оскудеет. Одной рукой жни, другой сей! Добрый человек никогда не обеднеет. Случалось ли тебе делать подарки? Приятно ли это? Какие ты любишь делать подарки и кому? Получал или ты от кого-нибудь подарки? Как ты поблагодарил дарителя? Как ты понимаешь выражение "Рука дающего не оскудеет"? Лучше не дари, да после не кори. Даренного назад не берут. Красны займы отдачею. Долг платежом красен. Сравни пословицы: "Красны займы отдачею" и "Долг платежом красен". Объясни их смысл. Встречался ли ты в жизни с такими ситуациями, которым соответствовали бы эти пословицы? Сравни слова "щедрый" и "расточительный". Что между ними общего? Чем они отличаются? Можно ли назвать щедрым человека, который раздает вещи, заработанные его родителями?
Бережливость
Трудолюбие – ценное дерево, бережливость – скатерть-самобранка. Не деньги богатство – бережливость да разум. Богатство начинается с бережливости. Бережливость лучше богатства. На чужы каравай рот не разявай. Нечестно нажитые деньги тают, как снег под горячей водой. Сравни бережливость и жадность. Какое из этих качества характера тебе больше нравятся? Ты, наверное, заметил, как бережлива твоя мама. Расскажи об этом. Случалось ли тебе встречаться с жадным человеком? Приятно или с ним общаться? Может ли такой человек быть другом? Перейти от бережливости к расточительству легко, трудно перейти от расточительства к бережливости. Скупой платит дважды. Ленивый делает дважды. Поскупился на гриву – потерял рубль. Хвались урожаем, когда в амбар засыпаешь. Как ты помогаешь своим родителям быть бережливыми? Бережно ли относятся твои соседи к дому, в котором вы живете? Чисто ли у вас в подъезде? Растут ли в вашем дворе деревья, кустарники, цветы? Хочешь иметь золото – собирай навоз. Па кропельцы – рэчка, по сяніцы – копка, а па копцы – стог. По приходу расход держать. Не доходом экономят, а расходом. Не научишься тратить малые деньги – и большие не придут. Чем отличается бережливый от скупого? Чем неприятен скупой человек? Бережлив ли ты? Осмотри свою одежду, книги, портфель. Все ли в порядке? Может быть, что-нибудь требует ремонта? Есть ли у тебя любимые вещи, которые ты бережешь? Понятна ли тебе пословица: "Хочешь иметь золото – собирай навоз". Расскажи подробнее, как ты ее понимаешь. Непростые задачи нравственного воспитания личности побуждают учителя обращаться к тому культурному пласту, который всегда являлся моральным основанием, внутренней опорой человека при встречах с превратностями судьбы. Возможно, предлагаемая подборка пословиц по темам "Терпение" и "Достоинства человека" поможет Вашим питомцам обрести те ценностные ориентиры, которые станут духовными вехами их жизненного пути.
Терпение
Терпение и труд все перетрут. Терпенье дает уменье. Терпенье разрушает горы. На хотенье есть терпенье. Путешествие и в десять тысяч ли (Ли – мера длины в некоторых странах, в частности, в Китае) начинается с одного шага. Дорогу осилит идущий. Вспомни, в какой жизненной ситуации тебе помогло терпение. Хочешь ли ты развивать в себе это качество? Кто, по-твоему, более успешен – терпеливый или торопливый? Кто терпелив, тот побеждает. Не рви зеленый виноград – и съешь спелые гроздья. Хочешь меду – терпи пчелиные укусы. Поспешность губит дело. Кто отстал? – Скорый. Кто пришел? – Спорный. Не бойся идти медленно, бойся стоять не месте. Не зведаўшы броду, не суйся ў воду. Какие слова созвучны со словом "терпение"? Продолжи этот ряд: рассудительность, сдержанность, … … …. Запиши эти слова в свою тетрадь. Кто сдержит свой язык, тот сохранит голову. Кто открывает тайну, тот нарушает верность. Вылетевшие из уст слово не догонишь и на скакуне. Не всякая пословица при всяком молвится. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Не бойся тяжелого труда, бойся легких разговоров. Где слова редки, там они имеют вес. Приходилось ли тебе беречь чью-либо тайну? Легко ли это? Проявлялось ли искушение раскрыть кому-либо эту тайну? Как ты боролся с этим искушением? Читал ли ты повесть Аркадия Петровича Гайдара "Военная тайна"? Можно ли сказать, что пословица "Кто открывает тайну, тот нарушает верность" соответствует содержанию этой книги? Хотелось ли тебе быть похожим на героев этой повести? На кого именно?
Не спеши языком, торопись делом. Одно – быть скорым на язык, другое – быть скорым на деле. Слово – серебро, молчание – золото. Молчаливость лучше многословия. Доброе молчание лучше пустого болтания. Слушай больше, говори меньше. Лучше уметь слушать, чем говорить. Не торопись отвечать, торопись слушать. Менш гавары, больш пачуеш. Знай больше, говори меньше. Побольше читай, да поменьше болтай. Умный человек не тратит много слов. Не давай волю языку на пиру, во хмелю, в беседе и в гневе. Согласен ли ты с тем, что сказано в этих пословицах? Как понимать пословицу "Менш гавары, больш пачуеш”? Пригодится ли она на уроках?
Выбери из этого раздела три пословицы, которые тебе кажутся самыми полезными. Запиши их в блокнот на отдельной странице. Эту станицу озаглавь так: №Самые полезные мысли". Было бы неплохо, если бы каждый твой одноклассник запомнил одну пословицу из этого раздела. И тогда на все случаи жизни у вас будет наготове мудрое народное слово.
Достоинства человека
Не место красит человека, а человек место. Дерево смотри в плодах, а человек в делах. Не хвалі каня, запрагаючы, а дзеўку – выбіраючы. Девушку украшает скромность, а не золоченая одежда. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. Красота лица – в красоте характера. Что такое скромность? Расскажи о человеке, которого ты считаешь скромным. Приятно ли тебе общаться с человеком, которому не достает скромности? Береги платье снову, а честь смолоду. Честь дороже денег. Уважение трудно заработать, но легко потерять. Прежде всего будь справедливым, а потом великодушным. Если ешь вместе со слепым, будь справедлив. Знаешь ли ты, что такое честь? Почему "Честь дороже денег"? Можно ли ее купить? Считаешь ли ты себя справедливым человеком? Расскажи о своих знакомых, которых ты считаешь справедливыми. Справедлив ли твой учитель? Хочешь ли ты быть на него похожим? Умеренность – и богатство, и достоинство. Постоянство залог успеха. Внимание дороже золота. Все минется, одна правда останется. За правое дело стой смело. Дав общение, не отступайся. Что не властен давать, то бесчестно обещать. Кто предает, того презирают. Зависть целится в других, а ранит себя. Как ты думаешь, кто скорее склонен завидовать – труженик или бездельник? Как поступают настоящие друзья – радуются успеху друг друга или завидуют? Добрая слава лежит, а худая бежит. Хорошая слава в лукошке лежит, а худая по дорожке бежит. Добрая слава до порога, а худая за порог. Добрая слава далеко заходит, а худая еще дальше. Добрая слава дороже богатства. Добрая слава лучше мягкого пирога. Как ты думаешь, почему для человека важна добрая слава? Имеет ли это значение при приеме на работу? А для того, чтобы жениться или выйти замуж? Нужна ли добрая слава человеку для того, чтобы уважать самого себя? Бывает ли добрая слава у человека, который не уважает окружающих? Позор длиннее жизни. Тяжелую рану можно залечить, дурную славу не залечишь. Как поживешь, так и прослывешь. Подумай, что означает пословица "Позор длиннее жизни"? Совершит ли человек, думающий о счастье своих будущих детей, позорящие его поступки? Как ты думаешь, позорный поступок становится бесчестьем для одного человека или для всей его семьи? Боятся ли опозорить своих родителей хорошие сын и дочь? Есть совесть, есть стыд; а стыда нет – и совести нет. Как не мудри, а совесть не перемудришь. Береги не богатство, а совесть. Совесть без зубов, а грызет. Добрая совесть злому ненавистна. Рукі пабрудзіш – вадою адмыеш,’ душу забрудзіш – і мыла не паможа. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. Не делай того, о чем не хочешь, чтобы знали другие. Суди себя так же, как судишь других; прощай других так же, как прощаешь себя. Первую часть ночи размышляй о своих недостатках, вторую – о недостатках других. Зачем нужна человеку совесть? Она помогает ему жить или мешает? Может ли быть надежным другом бессовестный человек? К кому более требователен совестливый человек – к себе, или к окружающим? Помогает ли совесть человеку принимать правильные решения? Приведи пример. Допустить ошибку – проступок; не признать ошибку – преступление. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Обдумываешь ли ты совершенные ошибки? Учат ли они тебя чему-нибудь? Соглашаешься ли ты с мамой, когда она замечает твои ошибки? Нужна ли человеку сдерживать неприятные чувства, если ему указали на ошибку? Какое чувство будет более уместным – обида или признательность? Маленькая ложь за собой большую ведет. Лжа, что ржа – тлит. Хвастливо слово гнило. Приятен ли окружающим хвастун? Вызывает ли он уважение? Вранье не введет в добро. Вранью короткий век. Кто раз соврет, тому в другой раз не поверят. Раз солгал, а на век веры нет. Соврешь – не помрешь, да вперед не поверят. Вызывает ли доверие лгунишка? Может ли такой человек быть другом? Не грозит ли ему одиночество?
Пословицы подобраны по темам "Солдат, отвага, храбрость" и "Дружба". На первый взгляд, - самостоятельные разделы рубрики. Вместе с тем глубинная сущностная связь этих социальных институтов очевидна. Желаем Вам педагогических открытий на пути сбережения и трансляции в будущее моральных традиций нашего народа.
Солдат, отвага, храбрость
Каков солдат – такова о нем и слава. У солдата слава на конце штыка. Не за красоту солдата любят, а за верность присяге. Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда. Солдату честь дороже жизни. Солдат и в мирное время на войне. Мечтаешь ли ты стать солдатом? Почему нужно защищать свою Родину? Расскажи, в каких войсках ты хотел бы служить, чем тебе нравится военная служба? Нужна ли мужчине военная выправка? Какие черты характера формирует служба в армии? Какие их них ты хотел бы видеть у себя? Отвага сердце в броню одевает. Отвага – половина победы. Счастье всегда на стороне отважных. Смелость лучше богатырства. Мужество создает победителей. Не множество, а храбрость побеждает. Ум дает силу, сила дает храбрость. Будь храбрым и будешь сильным. Будь храбр по уму и по сердцу. Успех неразлучен с храбрым. Храброму сердцу нет невозможного. Храброму длинная шпага не нужна. Храбрость дома – это трусость вне дома. На себя надежда – основание храбрости. Как ты понимаешь пословицу "Храбрость дома – это трусость вне дома"? Победа над слабым – все равно, что поражение. Силен тот, кто победил себя. Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя. Упорство – залог успеха. Объясни смысл пословицы "Силен тот, кто победил себя". Случалось ли тебе побеждать самого себя? Расскажи, как это было. Согласен ли ты с тем, что преодолевая свои слабости, человек становится сильнее? Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.
Дружба
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь. И в раю жить одному тошно. С друзьями горе – полгоря, а радость вдвойне. Пчелы и муравьи артелями живут, и у них работа спора. Веника не сломишь, а прутья по одному все переломишь. Как зовут твоего друга? Расскажи о том, как вы сдружились, что больше всего тебе нравится в друге? Чем ты хотел бы походить на него? Чем вы занимаетесь, когда собираетесь вместе? О чем мечтаете? Какие добрые дела вы делаете вместе с друзьями? Можно ли назвать друзьями людей, совершающих вместе плохие поступки? Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Старый друг лучше новых двух. Вещь хороша, пока новая, а друг – когда стар. Вещь лучше новая, а друг лучше старый. Лучшие одежды – новые, лучше друзья – старые. Нравятся ли твоим родителям ребята, с которыми ты дружишь? Если у тебя пока нет настоящего друга, расскажи о своей мечте – каким ты хотел бы его видеть. Друг не ищет выгоды. Недруг поддакивает, а друг спорит. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Частые ссоры ослабляют дружбу. Дружбу помни, а зло забывай. Как ты понимаешь пословицу "Дружбы крепка не лестью, а правдой и честью"? С кем хлеб-соль водишь; на того и походишь. С кем поведешься, от того и наберешься. С кем поживешь, от того и переймешь. С иными водиться, что в крапиву садиться. Случалось ли тебе испытывать правдивость этой пословицы на себе? Стал или ты после этого попадания в "крапиву" более разборчив в выборе друзей? Дружи с тем кто лучше тебя самого. Умный товарищ – половина дороги. С добрым дружись, а дурных сторонись. Лучше быть одному, чем с плохим другом. Когда что-нибудь лежит возле хорошего, к нему липнет хорошее; когда что-нибудь лежит возле дурного, к нему липнет дурное. Зачем нужны человеку друзья? Считаешь ли ты себя надежным верным другом? Какими качествами должен обладать друг? (подчеркни): смелость, зависть, верность, ум, сила, красота, доброта, порядочность, честность, трудолюбие, лень, чванство, спесь, правдивость, отзывчивость, надежность, веселость, терпение. Почему ты подчеркнул одни качества и не выбрал другие? Какие качества ты записал бы дополнительно? Счастье дает друзей, а несчастье их проверяет. Друг познается в несчастье. Не бросай друга в несчастье. Друзья познаются в беде. Один друг в беде лучше, чем сто на гулянке. Сам пропадай, а товарища выручай. Спасай друга даже из огня. Друга любить – себя не щадить. Предательством счастьем не сыщешь. Случалось ли тебе выручать товарища? А выручал ли товарищ тебя? Расскажи об этом. Какие ты читал о дружбе? Какие знаешь стихи и песни об этом? Устройте праздник: "Легче вдвое дело любое спорится у друзей"! На нем прозвучат стихи и песни о дружбе, вы будете дружно танцевать, ваши мамы и папы будут дружно участвовать в празднике. На нем вы расскажите о совместных добрых делах. Счастлив тот, кто вина не пьет. В воде тонут, а в вине и подавно. Сначала человек пьет вино; потом вино пьет вино; потом вино пьет человека. Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял. Прочти вслух эти пословицы. А потом молча, про себя, обдумай то, что в них сказано. Согласен ли ты с тем, что утверждается в этих пословицах? Нужно ли знать эти пословицы людям, как ты думаешь? Помогут ли они человеку, попавшему в беду, спастись? Как ты думаешь, настоящий друг предлагает закурить или выпить вина? Подумай в тишине, каким бы ты хотел видеть своего друга? Нашел ли ты себе такого друга? Как ты ему помогаешь?
Современный педагог прилагает много усилий к тому, чтобы сделать воспитательное содружество с семьей более продуктивным, помочь ей стать жизненосным истоком для ребенка. Да и дети в свое время станут папами и мамами. Как сделать семью счастливой? Как вырастить детей, которые смогут стать хорошими родителями для своих потомков? Думается, что предлагаемые подборки пословиц "Семья" и "Добро" помогут учителю при решении этих воспитательных задач, обогатят его методический инструментарий, да и просто не радуют.
Добро
Добро украшает человека. Спеши делать добро. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Добро делают, не советуясь. Сделал доброе дело – выброси память о нем в реку. Сделал доброе дело, молчи; если тебе его сделали – расскажи. Как ты понимаешь пословицу "Сделал доброе дело – выброси память о нем в реку". Придумай об этом рассказ. Если он самому тебе понравится, - запиши его. Никакое худо до добра не доводит. Добрый скорее сделает, чем сердитый. Человек не для себя родится. Если какое-нибудь дело не очень спорится, - вспоминай поговорку: "Добрый скорее сделает, чем сердитый". Понятен ли тебе смысл поговорки "Человек не для себя родится"? Справедливо ли это сказано, как ты думаешь? Хотел ли бы ты жить свою жизнь под этим девизом? Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой. Не в деньгах счастье, а в добром согласии. Согласие крепче каменных стен. Где согласие и лад, там дело – клад. Чем сердиться, так лучше помириться. Когда ты вырастешь, и тебя будет своя семья, хотел ли бы ты, чтобы она жила в согласии? Как ты себе это представляешь? Расскажи. Сделав худо, не жди добра. Что посеешь, то и пожнешь. Лучший способ избежать наказания – не делать проступка. Не слухаешь ківа, дык паслухаеш кія. Как ты думаешь, о чем говорится в это поговорке? Случалось ли тебе убеждаться в ее правоте?
Семья
Дружная семья и землю превратит в золото. Три друга: отец, мать да верная жена. Бацька і маці ад бога ў хаце. Хто іх зневажае, той дабра не знае. На свете все найдешь кроме отца и матери. Все купишь, а отца и матери не купишь. Родителям помогай при жизни. Расскажи о том, как ты помогаешь родителям. Мать всякому делу голова. Нет милее дружка, как родная матушка. Нет такого дружка, как родимая матушка. Нет друга нежнее матери. Напиши рассказ о своей маме, о том, как она любит свою семью и как вы любите ее. Найди для нее теплые слова и почаще их повторяй. Будь очень внимателен к своим словам и поступкам, чтобы нечаянно не обидеть маму. Она простит, но сердце ее будет болеть. Что бы ни случилось, береги свою маму и люби ее – она нуждается в твоей заботе не меньше, чем ты – в ее. Сила к человеку приходит от мамы. Самое лучшее к человеку приходит от мамы. Всегда помни о маме. Даже тогда, когда ее нет рядом. Если тебе будет очень трудно – в мыслях обратись к ней за советом. Она всегда поможет тебе. Братья – руки и ноги одного тела. Имей не деньги, а хорошего сына. Женатый сын и навоз ценит как золото; сын-гуляка с золотом обращается как с навозом. Не оставляй сыну богатства, а дай сыну ум. Плохой сын в дом вносит проклятия. Хорошая дочь не рассчитывает на приданное. Подумай, как можно объяснить пословицу "Братья – руки и ноги одного тела". Не пренебрегай советами стариков. Хочешь в чем-нибудь добиться успеха – посоветуйся с тремя стариками. Кто матери не послушает – в беду попадет. Родительское слово мимо не молвится. На земле нет неправых родителей. Чтобы понять родителей, вырасти собственных детей. Не хвались родителями, а хвались добродетелями. Не хвались отцом, хвались молодцом. Ты прочитал пословицы и поговорки о семье. На какие их них ты обратил внимание как на очень важные? Ты можешь переписать эти пословицы и прочесть своим родным. Как ты понимаешь пословицу "Дружная семья и землю превратит в золото"?
Согласен ли ты с этими пословицами: Лучше ребенку плакать, чем матери. У сердобольных матерей дети аспиды. Кто детям потакает, тот сам плачет. Баловать ребенка – значит готовить ему гибель. А как ты оцениваешь себя – хороший ли ты сын (или дочь)? Как ты проявляешь любовь и уважение к родителям? Как помогаешь в жизни? Хватит ли у тебя сил, чтобы стать опорой родителей в трудную минуту, в старости? Когда у тебя будут свои дети, каких ошибок своих родителей ты не будешь повторять? Запиши ответ на этот вопрос и сохрани его. Ты будешь перечитывать эту записку, когда у тебя будут дети.
Составитель: Мороз Н.Я., доцент ИПК |