Секреты бесконфликтного взаимодействия
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Противоречивость этого взаимодействия обусловлена различиями актуального эмоционального состояния, культурой, воспитанностью, выполнением определенных социальных ролей.
Для того чтобы возник конфликт, недостаточно наличие несовпадающих позиций партнеров, необходима  и ситуация, обостряющая взаимодействие. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтное взаимодействие. Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является формой педагогического творчества и зависит  от комплекса обстоятельств.

К ним относятся:
1. Индивидуальные, возрастные или личностные особенности участников конфликтных ситуаций.
2. Переживаемое эмоциональное  состояние, склонность к невротическим реакциям
3. Мотивы конфронтации
4. Объект конфликта и конкретные условия его протекания
5. Длительность общения и характер сложившихся отношений
6. Личностные психологические и профессиональные возможности учителя, уровень его авторитетности.
Остановимся на формах и методах работы с педагогами по развитию их профессиональной компетентности, что, несомненно, содействует предупреждению конфликтных ситуаций.
По данным большинства исследований об особенностях педагогического труда, большая часть рабочего дня учителей протекает в напряженной обстановке, причем наиболее эмоциогенными являются ситуации общения. Практически все учителя считают, что их работа связана с психологическими перегрузками, а 32% педагогов отмечают их постоянный характер. После пребывания в напряженной ситуации общения значительная часть педагогов чувствует разбитость и подавленность. Анализ многочисленных фактов дезадаптации педагогов позволил выделить в качестве особого феномена синдром "эмоционального выгорания", рассматриваемый как форма защитного реагирования на профессиональный  стресс, возникающий вследствие превышения индивидуального порога частоты общения. Являясь механизмом приспособления человека к длительным психотравмирующим воздействиям в сфере профессионального общения, данный феномен проявляется в виде полного либо частичного исключения эмоций в ответ на стресс-факторы, решая тем самым определенную адаптационную задачу: "блокирование" одной из основных функций эмоций - функции побуждения к действию.
Содействию стрессоустойчивости педагогов способствуют регулярно проводимые просветительские семинары.  Были разработаны несколько семинаров  по освоению эффективными способами профилактики напряженности, освоению способов саморегуляции, здоровьесберегающих техник. Своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные  и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Структура таких семинаров  состояла из теоретической части, в ходе которой педагоги знакомились с исследованиями, проводимыми отечественными и зарубежными психологами по вопросам здоровьесбережения в профессиональной деятельности, синдромом эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ и практической части, на которой отрабатывались  здоровьесберегающие техники, вспоминались естественные способы регуляции и техники саморегуляции, элементы аутогенной тренировки. В ходе проведения семинаров часто использовались и арт – техники: работа с пластиком и пластилином, красками и др.
Некоторые конфликтные ситуации ожидаемы. Так уже несколько лет подряд для решения актуальных психолого-педагогических проблем школьников, вступивших в период подросткового кризиса, поиска путей решения возникающих конфликтных ситуаций у нас проводится консилиум "Трудный класс". С техникой проведения этого консилиума я познакомилась на семинаре Битяновой М.Р. На консилиум приглашаются  педагоги – предметники, классный руководитель, представить администрации, курирующий параллель.
В работе используется метод "мозгового штурма" Составляется портрет класса по трем направлениям:
-положительные свойства и качества класса,
-возрастные и индивидуальные проблемы и трудности данного класса;
-особенности учебной деятельности (результаты фиксируются на классной доске)
В конце консилиума происходит постановка психолого - педагогических задач в работе с классом с учетом выявленных сильных и слабых сторон,  происходит поиск путей решения поставленных задач.
Одна из задач, которая решается при проведении данного консилиума – психопросвещение педагогов по вопросам психофизиологического развития подростков, знакомство с особенностями формирования учебной мотивации подростков,  что, естественно, содействует гармонизации общения, сглаживанию конфликтных ситуаций в позиции  "ученик – учитель", "учитель – родитель"

Интерактивные формы я часто использую и в работе с родителями. С целью коррекции взаимоотношений, формирования взаимопонимания, сближения позиций в структуре "учитель – родитель" проводятся и родительские собрания в параллели 4 классов по подготовке к предстоящим конкурсным испытаниям при поступлении в гимназию. Подобным образом проходит родительское собрание по педагогическим подходам, воспитательным воздействиям по развитию детской одаренности, по выявлению ожиданий родителей от школы.

Общаясь с классными руководителями часто слышишь, что наибольшие трудности педагоги испытывают в работе с родителями неуспешных в учебной деятельности детей, родителями школьников с девиантным поведением, сложности в организации и проведении родительских собраний. На семинаре "Секреты бесконфликтного взаимодействия" педагоги организовывали свое общение из позиции "Учителя" и "Родителя". Знание или представление  об ожиданиях друг друга помогает сблизить позицию педагога и родителя, по возможности предотвратить конфликтные ситуации, привести к сотрудничеству, подчиненному интересам ребенка. В сложных случаях затяжных конфликтов учителю приходится творчески сочетать различные техники, комбинируя уклонение и компромисс, приспособление и сотрудничество, что позволяет выиграть время, необходимое для принятия взвешенных решений.
В конце семинара я предложила педагогам рекомендации по взаимодействию с родителями по правилам бесконфликтного общения, помогающим наладить психологический контакт и избежать конфликтных ситуаций.
Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремиться только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень  важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка, например, он советует, чтобы мать ушла с работы, или перешла на полставки, и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. В какой- то степени эти требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет более успешно, если, во-первых, если вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться самим и удержать родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Вы сумели объединиться с ними против вашего общего "врага" – воспитательной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.
Коммуникативная компетентность учителя проявляется в умении принимать конструктивные решения в кризисные моменты общения, творчески использовать многообразие педагогических техник.

Литература

  1. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В. И. Петрушин. - М.: Педагогический поиск, 2001.
  2. Рыданова, И. И. "Педагогические конфликты: пути преодоления / И. И. Рыданова. – Мн.: Издательство "Дизайн ПРО", 1998.
  3. Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют…/ Н. В. Самоукина. - Дубна: Феникс, 1997.

Подготовила Семенок В.В., педагог – психолог гимназии № 11

Простые секреты бесконфликтности:

  1. Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.
  2. Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.
  3. Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.
  4. Ищите то, что вас сближает.
  5. Старайтесь говорить о предмете, интересующем собеседника.
  6. Не кидайте в собеседника булыжники.
  7. Без нужды не задевайте.
  8. Избиение под знаком юмора.
  9. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
  10. Заканчивайте  беседу  комплиментом.  Конфликт  -  это  открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Лучшие  способы  разрешения конфликтов -  постоянная  забота  друг  о друге, своевременная информированность о ситуации.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.