Приемные дети в школе
Работа с родителями - Приемная семья

Е.В. Никольская, психолог, семейный психотерапевт, ведущий тренер Школы приемных родителей
Прежде чем взять на воспитание ребенка-сироту; взрослые проходят обязательную подготовку в Школе приемных родителей. В то же время воспитателей детских садов, педагогов и школьных психологов никто не учит тому, как нужно работать с такими детьми, не разъясняет им, что следует знать и учитывать в общении с ними.

В последние годы растет число семей, взявших на воспитание детей из детских домов и домов ребенка. Открытое общественное обсуждение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот), постепенно развеивает миф о принятии ребенка в семью и невозможности получения позитивного результата.
В школе приемные дети часто ведут себя вызывающе, иногда они совершенно неуправляемы и сильно отстают в учебе, при этом обычные методы воспитания на них не действуют. Что же не так с ними и почему эти дети так сильно отличаются от обычных?

Что чувствует ребенок, утративший семью?

Надо понимать, что за созданием каждой приемной семьи стоит горестная предыстория, связанная с неблагополучием кровной семьи ребенка и пережитыми им потерями. Чтобы понять, что чувствуют дети, лишившиеся семьи, проведем мысленный эксперимент. Представьте, что прямо сейчас к вам пришли незнакомые люди и приказали собирать вещи и ехать с ними. Больше вам ничего не объясняют, сопротивляться или отказываться бесполезно, Еще не осознав случившееся, едва успев взять с собой что-то, вы уже едете с незнакомцами в неизвестном направлении и по пути вспоминаете, что забыли свой самый любимый предмет, подаренный вам близким человеком... При этом никто не знает, вернетесь ли вы когда-нибудь обратно.
Вас привозят в совершенно незнакомое место, приводят в большое здание и говорят, что теперь это ваш дом, здесь вы будете жить вместе с другими детьми. Вас провожают в одну из комнат и уходят.
Оставшись в одиночестве, вы вспоминаете, что не успели никому позвонить и предупредить об отъезде, а теперь вам придется забыть обо всех своих планах, назначенных встречах, делах, развлечениях, о близких, друзьях и соседях. Что будет с вами дальше - неизвестно.
Представили? Как бы вы описали свое состояние? Какие чувства вы испытываете? Способны ли вы думать о чем- то постороннем, не связанном с тем, что произошло? Сможете ли вы сейчас работать, решать какие-либо производственные задачи?.. Данный мысленный эксперимент описывает типичную ситуацию перемещения детей при изъятии из неблагополучной семьи. Заметим, что все это обычно делается исключительно во благо им, однако дети при этом переживают настоящее горе. С утратой семьи и близких людей ребенок теряет все, что было ценно для него: домашнюю обстановку; школу с определенными правилами и отношениями с одноклассниками и учителями; возможность привычным путем реализовывать свои интересы и увлечения; друзей; любимые места, которые он посещал раньше, и любимые вещи, которыми пользовался; планы на будущее и многое другое, что наполняет собою детскую жизнь.
Самое опасное последствие такой ситуации для ребенка - утрата веры в то, что отныне он может принимать какие-либо самостоятельные решения и что от него хотя бы что-то зависит. Это означает потерю им базового доверия к миру. Ребенку становится совершенно непонятно, ради чего и кого учиться, зачем прикладывать усилия и чего-то добиваться, если в один момент все может рухнуть, ты все потеряешь и не сможешь ничего предпринять.

C утратой семьи и близких людей ребенок теряет все, что было ценно для него. Cамое опасное последствие такой ситуации утрата веры в то, что от него что-то зависит

Необходимо учитывать и еще один важный аспект - адаптацию ребенка в приемной семье. В этот период на него часто ложится о двойная нагрузка: приходится одновременно привыкать и к новым условиям жизни, и к новой школе. Рассмотрим подробнее, что происходит во время адаптации в семье.

Как адаптируется ребенок в приемной семье?

Первый этап данного процесса называют медовым месяцем, он может продолжаться от нескольких дней до полутора-двух месяцев. В этот период для детей характерно желание понравиться, показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать не просто хорошее, а идеальное поведение - так проявляются опережающая привязанность и любовь к приемным родителям. При этом ребенок еще чувствует себя скорее гостем, нежели членом семьи. Всегда быть хорошим непросто, да и неестественно для ребенка. Ему приходится постоянно быть «в образе», на что расходуется много психической энергии.
Второй этап адаптации называют регрессом, или периодом установочных конфликтов. Это самое сложное время и для ребенка, и для принявшей его семьи. Родители часто говорят, что приемного ребенка будто подменили. И действительно, он начинает демонстрировать все самое плохое, на что только способен, как бы проверяя взрослых на прочность. На самом деле ему важно убедиться в том, что его будут любить всяким: не только хорошим, но и плохим, несмотря на его ужасное, неадекватное поведение. Однажды этот ребенок уже потерял семью, и теперь ему необходимо знать, что новая семья окажется крепкой, стабильной и не развалится под влиянием обстоятельств. Он хочет убедиться в том, что его провокации не повлияют на принятое решение и его не вернут обратно. Это не детская прихоть или каприз, а принципиально важный момент в становлении новой семьи, обязательное условие формирования взаимной привязанности и доверия к миру.

Ребенку важно убедиться в том, что его будут любить всяким: не только хорошим, но и плохим, несмотря на его ужасное, неадекватное поведение

Продолжительность данного этапа может сильно варьироваться в зависимости от степени травмированности ребенка, его возраста, времени, проведенного в детском учреждении, уже имеющегося опыта проживания в семье и ее вторичнои потери. В среднем на адаптацию уходит около года.
Когда кризисный период пройден, семья и ребенок притерлись друг к другу, наступает третий, завершающий этап адаптации, называемый равновесием. Постепенно жизнь входит в свою колею, ребенок на глазах расцветает, в нем появляются уверенность, спокойствие и интерес к окружающему миру. Это начало реабилитации и компенсации проблем, самое время для наработки упущенного опыта.

Как адаптируется ребенок в школе?

Пока жизнь ребенка подвергается глобальным изменениям, к которым надо успевать подстраиваться, на учебу и адаптацию к школе просто не остается сил.

Когда же он в состоянии начать нормально учиться? Если коротко, то после того, как адаптируется в приемной семье. Другими словами, ребенок начнет искать возможность удовлетворения познавательных потребностей тогда, когда будут удовлетворены все потребности, стоявшие ранее в иерархии «пирамиды потребностей» (модели, предложенной психологом А. Маслоу). В основании этой пирамиды находятся витальные потребности: еда, вода, тепло, сон, жилище. Следом идет потребность в безопасности. Это базовые потребности, Далее располагаются социальные потребности: потребность в любви и принятии, принадлежности к группе (ощущение себя своим человеком), потребность в общественной деятельности. Выше находятся психологические потребности: самоуважение, чувство достижения, т, е. познавательные потребности. И наконец, вершина пирамиды - потребность в самоактуализации, реализации личностного потенциала. Согласно А. Маслоу, люди стараются удовлетворить сначала базовые потребности, а потом все вышестоящие по иерархии.

Внимание
приемные дети, для которых адаптация в семье совпала с адаптацией в школе, испытывают двойную нагрузку на психику и находятся в очень уязвимом положении

Вспомним, как адаптировался к жизни на необитаемом острове Робинзон Крузо. Когда прошел первый шок после крушения, он занялся поиском еды, воды, теплых вещей и места для ночлега, т. е. обеспечением витальных потребностей. Следующим шагом стало возведение забора - удовлетворение потребности в безопасности. После этого i он намал поиски других обитателей острова, пытаясь удовлетворить потребность в принадлежности, и только потом занялся исследованием территории - удовлетворением своей познавательной потребности. Зная все эти особенности, а также их причины, педагог-психолог легче найдет подход к ребенку, наладит отношения с учителями и одноклассниками. Приемные дети, для которых адаптация в семье совпала с адаптацией в школе, испытывают двойную нагрузку на психику и находятся в очень уязвимом положении. Они легко могут стать объектом насмешек и даже травли. В связи с этим в первую очередь следует работать над отношениями в классе, повышением самооценки приемных детей, поиском их сильных сторон. Только затем можно заняться проблемами педагогической запущенности и пробелами в учебе.
Кроме того, учителям обязательно нужно знать основные проблемы приемных детей и причины их возникновения.

Рассмотрим подробней.

Низкая успеваемость

О причинах возникновения подобной проблемы у детей из обычных семей опытные школьные учителя знают практически всё. Однако плохая успеваемость приемного ребенка может быть вызвана несколькими специфичными причинами,
1. В связи с имеющимся тяжелым жизненным опытом ребенок не доверяет взрослым. Он привык полагаться только на себя, жизнь научила его не ждать помощи со стороны. Если он чего- то не поймет или не расслышит на уроке, то ему даже не придет в голову сказать об этом учителю, переспросить его. По той же самой причине простой вопрос учителя по поводу того, все ли ему ясно, он часто воспринимает как попытку уличить его в незнании или непонимании материала.
2. Приемный ребенок не всегда признается в том, что у не го что-то болит. Вполне возможно, что во время урока он был не в состоянии воспринять материал из-за плохого самочувствия, но не сказал об этом, а учитель не догадался.

Важно
Дети, пережившие эмоциональное или физическое насилие, менее чувствительны к боли, они как бы не замечают ее, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными к ним, чтобы во- М время оказать медицинскую помощь.

3. Приемный ребенок обычно имеет очень узкий кругозор. В свои восемь, а то и одиннадцать лет он может не знать, казалось бы, элементарных понятий, о которых обычные дети имеют представление уже в три года. Например, девочка одиннадцати с половиной лет не знала, из каких цветов состоит радуга и никогда не слышала
фразу; «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Сведения об окружающем мире у такого ребенка часто скудны или перекошены. Ему никогда не рассказывали на ночь сказок, потому что его родители либо были пьяны, либо не находились дома, и малышу приходилось засыпать в одиночестве. Зато он с ранних лет усвоил, например, расписание работы продуктового магазина и цену на хлеб, а также знает, у кого можно выпросить недостающие рубли на покупку. Никто не гулял с ним во дворе и не знакомил с окружающим миром, приговаривая: «Смотри, это собачка! Какой забавный у нее хвостик!» или «Видишь, это листик клена? Он очень красивый, резной! А это листик березы...». Отсюда и бедный словарный запас. Такой ребенок не может понять условий задачи или пересказать текст не из-за плохой памяти, а просто потому, что не знает значения половины слов. По сути, общеобразовательная программа рассчитана на детей с минимальным багажом житейских знаний, но имеющих нормальное детство с играми и сказками. В программе не предусмотрено время на изучение и объяснение вещей, с которыми дети обычно знакомятся в возрасте двух-четырех лет.
4. В отношении такого ребенка упущено время. Для развития каждого навыка, каждой психической функции и, конечно же, речи есть свой сензитианый период, т. е. наиболее подходящее время. Если на этом благоприятном этапе те или иные навыки либо функции не были развиты, то в дальнейшем для их освоения по требуется гораздо больше времени и усилий. Пробелы в развитии такого ребенка не связаны с дурной наследственностью или психическим статусом. Это результат депривации - негативного психического состояния, вызванного лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей.

Такой ребенок не может понять условий задачи или пересказать текст не из-за плохой памяти, а просто потому, что не знает значения половины слов

На успеваемость приемного ребенка может влиять любая из перечисленных причин, но чаще всего они все имеют место,
только выражены в той или иной степени,

Что же делать?
Как избежать проблем с низкой успеваемостью:
• несколько снизить предъявляемые ребенку требования на период его адаптации;
• установить доверительные отношения;
• уделить внимание его индивидуальным особенностям;
• найти и поддержать в нем сильные стороны;
• не скупиться на похвалу даже за незначительные на первый взгляд достижения;
• сравнивать не самого ребенка с другими детьми, а его нынешний и прошлый уровень развития, отмечая положительную динамику;
• ориентировать его не на оценки, а на результат. Например, ребенок сделал двадцать ошибок в диктанте и получил двойку, через некоторое время он написал диктант уже с шестью ошибками и снова получил двойку. По оценкам никаких изменений не произошло, но прогресс очевиден!

Проблемы поведения

Рассмотрим причины возникновения данной проблемы.

В отношении воспитания такого ребенка можно дать следующие рекомендации.

1. Расторможенность - ребенок не может держать себя в рамках, не чувствует границ дозволенного, плохо понимает разницу между своим и чужим, не соблюдает дисциплину и срывает уроки. Возможна и зеркальная картина - заторможенность («замо- роженность») ребенка: он спит на уроках, не сразу откликается, «тормозит». Подобное поведение может быть обусловлено типом нервной системы, пережитым (или переживаемым в данный момент) стрессом, а также прошлым опытом (жестоким обращением и переживаниями во время пребывания в детском доме). У детей из казенных учреждений и детей, переживших жестокое обращение, нарушены личные границы. В казенных учреждениях нет условий для формирования таких понятий, как «свое и чужое» (поскольку там все общее), «неприкосновенность» (так как воспитатели в любой момент могут обыскать тумбочку ребенка, у него нет личного пространства, личных вещей и личного времени) и т. п. Что же делать? 
Нужно уважительно относиться к личности ребенка и четко соблюдать границы. Обсудить с родителями его режим дня, в котором должно быть достаточно времени для отдыха. Расторможенным, «хаотичным» детям помогают жестко заданные внешние рамки, четкое расписание и последовательность.
2. Тип проблемного поведения может зависеть от той роли, которую взял на себя ребенок. В классах всегда существует определенная иерархия: имеются лидер или претенденты на эту роль, аутсайдеры, тихони, отличники, «ботаники», двоечники, хулиганы, любимчики, «козел отпущения», «местный клоун» и проч. Разнообразие характеров определяет сложность иерархии в классе и ее ролевую структуру. Приемный ребенок может взять на себя, например, роль «клоуна» для привлечения внимания к себе или
продолжить играть свою, уже привычную для него роль, например бедной сиротки. К сожалению, иждивенческая позиция «мне все должны, потому что я сирота» формируется очень быстро, В детских домах устраиваются праздники, концерты, всевозможные мероприятия, на которых дети получают подарки, причем не за хорошую учебу или достижения в спорте, а просто в связи со своим статусом сирот. В этом плане быть сиротой оказывается выгодно: можно вообще ничего не делать и еще что-то получать при этом.
Проживающие в детском доме дети, конечно, посещают школу, но по-настоящему учатся среди них единицы. У таких детей нет человека, ради которого стоило бы стараться, их никто не мотивирует. Учителям ничего не остается, кроме как закрыть глаза на отсутствие у них знаний и поставить хотя бы тройку - лишь бы быстрее окончили школу и с глаз долой.

У таких детей нет человека, ради которого стоило бы стараться, их никто не мотивирует

В приемной семье такой ребенок закономерно начнет бунтовать против требований учиться, прикладывать усилия для усвоения материала. Чем он старше и чем дольше жил в детском доме, тем сильнее его сопротивление. Пример из практики: пятнадцатилетнего подростка взяли в семью, устроили в хорошую школу, нашли репетиторов, чтобы подтянуть его по общеобразовательной программе, подготовить к сдаче экзаменов. Позанимавшись неделю и увидев реальные требования, подросток заявил приемным родителям: «Ну, и зачем вы меня взяли, учиться заставляете?! Сидел бы себе в детдоме и ничего бы не делал!».
Выходом из такой ситуации станет разговор со всеми участниками конфликта в формате круглого стола с привлечением педагогов, психологов и специалистов службы сопровождения. Целью обсуждения должны быть объективная оценка ситуации в семье, рассмотрение ее реальных рисков и возможностей, а главное - поиск путей урегулирования конфликта, внутренних и внешних ресурсов, на которые семья могла бы опереться. В разговоре важно отмечать все хорошее, что есть в ребенке. Нужно, чтобы он слышал такой разговор и видел, как много людей заинтересовано его судьбой. Это позволяет ему почувствовать, что он небезразличен кому-то и дает потрясающий терапевтический эффект, которого невозможно
добиться нотациями и требованиями, служит мощным стимулом для дальнейшего развития. Плохие оценки со временем забудутся, а хорошее отношение запомнится на всю жизнь.

Внимание
Чтобы не вступать в игру под названием «Все жалеем сиротку», нужно обозначить взаимосвязь между получаемыми оценками и прилагаемыми стараниями, продемонстрировать, что поблажек и скидок в связи со «статусом» не будет.

Приемные дети, конечно, отличаются от детей с благополучным детством, и некоторые из них даже хвастаются своими отличиями: «А у меня две мамы!» Однако это всего лишь одна из попыток повысить свою значимость в глазах сверстников, за которой скрываются низкая самооценка и чувство неполноценности. В глубине души приемный ребенок хочет быть таким же, как обычные дети, и чтобы окружающие считали его нормальным, ведь на самом деле он такой и есть.
Другая роль - манипулятор-жертва. Некоторые дети не ограничиваются словесным протестом, а пытаются вести с приемными родителями настоящую войну. Они способны, не моргнув глазом, наврать, что их мучают дома, бьют и наказывают, Слыша детальный рассказ о «зверствах» приемных родителей, учителя верят ребенку и зачастую делают поспешные выводы, обвиняя во всем «эту ненормальную семью». К сожалению, были случаи, когда из хорошей приемной семьи забирали всех подопечных детей по одному только наговору обидевшегося подростка.

Нужно, чтобы ребенок видел, как многолюден заинтересовано его судьбой. Это позволяет ему почувствовать, что он небезразличен

Как помочь приемным родителям?

Б сопровождении приемной семьи главное - сотрудничество. В период адаптации приемные родители так же, как и ребенок, испытывают стресс, поэтому и им важна поддержка. Простые добрые слова «вы справитесь», «это нормально» и подобные способны вселить уверенность, повысить самооценку, придать сил. Ситуация, когда приемный родитель вынужден постоянно оправдываться и извиняться за детей, обороняться от нападок окружающих, является очень рискованной. К собственным страхам и сомнениям, которые неизбежно у них возникают, добавляются критика и негативные оценки окружающих. Родители то и дело слышат; «Зачем вы взяли этого ужасного ребенка », «Все равно из него ничего не выйдет, станет таким же алкоголиком, как и его родной отец», «Верните его в детский дом, пока не поздно». Подобные высказывания могут довести до отчаяния, а ведь они вовсе не должны растолковывать всем особенности своего приемного ребенка.
Помогая приемным детям, нужно поддерживать и приемных родителей. Важно учитывать, что на фоне проблем со школой эмоциональное выгорание наступает быстрее. На тренингах в Школе приемных родителей агитируют участников быть открытыми к сотрудничеству с педагогами, стараться установить контакте классным руководителем, большинство будущих приемных родителей понимают важность откровенного обсуждения проблем и надеются на понимание и конструктивный подход со стороны школы. Почему же не все приемные родители идут на контакт?

Нужно поддерживать и приемных родителей. Важно учитывать, что на фоне проблем со школой эмоциональное выгорание наступает быстрее

Приемные семьи находятся под пристальным вниманием различных структур, и в первую очередь органов опеки и попечительства, чьи основные функции сводятся к контролю и наказанию. Представители этих органов обязаны выявлять нарушения в исполнении родительских обязанностей и принимать меры, ко
торые чаще всего носят карательный, а не помогающий характер. Родители боятся делиться своими трудностями с кем-либо, опа- 4 саясь, что информация о проблемах семьи может быть передана в органы опеки и попечительства и использована против них.
К сожалению, практика показывает, что школа далеко не всегда настроена на открытый диалог с родителями. Приемные семьи часто сталкиваются с осуждением, навешиванием «ярлыков», беспочвенными обвинениями и общим негативным отношением. В особо тяжелых случаях разворачивается настоящая борьба
с приемными детьми (и родителями), направленная на то, чтобы выжить «неудобного» ребенка из школы. Однако независимо от результата этой битвы в ней не бывает победителей: в любом случае приемный ребенок получает еще одну травму в связи с отвержением, травлей и враждебностью окружающего мира; приемные родители устают отстаивать права своего ребенка и утрачивают доверие к специалистам; остальные дети в классе не учатся толерантности и взаимопомощи, а получают опыт травли «неугодного» ребенка, что само по себе создает угрозу их собственной безопасности (по принципу «сегодня его, завтра меня»).
Важность оказания приемным родителям помощи со стороны школы сложно переоценить. Создание группы поддержки в лице педагогов и психологов является серьезным вкладом в профилактику вторичного отказа от детей. Сами приемные семьи выступают инициаторами создания пространства, в рамках которого можно задать вопрос специалисту, получить от него поддержку, поделиться собственным опытом решения трудных жизненных задач и просто пообщаться с единомышленниками в неформальной обстановке.

Создание группы поддержки в лице педагогов и психологов является серьезным вкладом в профилактику вторичного отказа от детей

Встречи приемных родителей с различными специалистами в формате круглых столов, неформальных родительских клубов дают удивительный результат для всех участников. Это реальный конструктивный диалог для всех, возможность задать вопрос напрямую и быстро решить свою проблему - для приемных родителей, прекрасный способ иначе взглянуть на приемную семью и лучше понять ее потребности - для педагогов и педагогов-психологов.
Доступность поддержки особенно актуальна в период кризиса, когда у приемных родителей опускаются руки, наступает эмоциональное выгорание и закрадывается мысль о том, чтобы вернуть ребенка и жить как прежде. В такой момент простые слова «вам сейчас так тяжело» способны утешить и подбодрить, ведь кризис не вечен, после бури обязательно наступает спокойствие. По отзывам приемных родителей, им часто бывает достаточно просто знать, что есть такое место, где их поймут и поддержат, от этого уже гораздо легче жить.

По отзывам приемных родителей, им часто бывает достаточно просто знать, что есть такое место, где их поймут и поддержат

Приемные семьи, в которых дети, ранее считавшиеся неспособными к обучению, чье поведение вызывало ужас, изменились до неузнаваемости, не фантастика. Забота и внимание близких взрослых, поддержка грамотных специалистов, педагогов и психологов позволят им не просто учиться наравне со всеми в общеобразовательной школе, но и раскрыть свои способности, достичь прекрасных результатов, стать востребованными обществом людьми.
Источник: Справочник педагога-психолога, №1, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.