Софья Белоусова, педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» на базе МБУ «Школа № 93», г. о. Тольятти
В статье - 12 новых тем для родительских собраний на первое полугодие. Выберите по таблице класс, в котором планируете собрание, найдите тему и подготовьте собрание по готовым вопросам для обсуждения. Рособрнадзор планирует увеличить количество Всероссийских проверочных работ (ВПР) - впервые их напишут ученики 7-х и 9-х классов. Еще появилась новая обязательная оценочная процедура - итоговое собеседование в 9-х классах, а также новые требования к ЕГЭ.
Для школьников новые оценочные процедуры - это новые поводы бояться идти в школу. Поэтому обязательно обсудите с родителями, как помочь ребенку пережить ВПР 24 и экзамены. Обратите внимание, что на итоговом собеседовании девятиклассникам придется участвовать в диалоге с экзаменатором. Дети боятся разговаривать: допустить много ошибок, превысить время ответа. Рособрнадзор планирует итоговое собеседование провести в феврале. Поэтому завершите основные мероприятия с девятиклассниками и их родителями до конца декабря. Также запланируйте родительские собрания по вопросам адаптации школьников на новых уровнях общего образования: в 1, 5, 10-х классах. Расскажите родителями, какие у них есть ресурсы, чтобы помочь детям лучше освоить образовательную программу.
Темы для родительских собраний в первом полугодии 2018/19 учебного года
Тема |
Задачи
|
Содержание
|
1—4-й класс
|
Как помочь первоклассникам адаптироваться к новым требованиями в школе
|
Рассмотреть проблемы адаптации, показать и проанализировать пути их преодоления. Сформировать у родителей представление о том, как помочь ребенку преодолеть трудности
|
Физиологические и психологические трудности ребенка во время адаптации к школе. Особенности взаимоотношений с ребенком и школой у родителей. Действия родителей, чтобы поддержать ребенка
|
Какие психологические особенности младшего школьного возраста мешают детям освоить образовательную программу
|
Ознакомить родителей с возрастными особенностями младших школьников. Обсудить продуктивные приемы воспитания и обучения младших школьников. Ознакомить родителей с требованиями ФГОС к образовательным результатам. Ознакомить с результатами стартовой диагностики
|
Физиологические и психологические особенности младшего школьного возраста. Требования ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в школе. Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с учетом индивидуально-психологических особенностей
|
Как помочь школьнику повысить свои учебные достижения
|
Объяснить родителям, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Ознакомить с ошибками, которые понижают мотивацию к учебе
|
Понятия «мотивация», «мотивация к обучению». Виды учебной мотивации. Результаты диагностики «Мотивация к учебе». Приемы, которые повышают мотивацию ребенка к обучению
|
ВПР - это просто!
|
Ознакомить с особенностями проведения ВПР. Разъяснить, что ВПР — это не экзамен, поэтому ВПР не влияет на промежуточную аттестацию. Рассказать о системе мероприятий в школе, которые помогут ученикам 4-х классов лучше написать ВПР
|
Задания и правила проведения ВПР. Контроль времени на ВПР. Приемы, которые помогут преодолеть страх во время выполнения заданий ВПР
|
|
|
|
Тема
|
Задачи
|
Содержание
|
5—6-й классы
|
Как преодолеть проблемы адаптации детей к обучению в 5-м классе
|
Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями адаптации подростка к обучению в основной школе. Ознакомить родителей с организацией режима дня пятиклассника и особенностями создания психологического комфорта
|
Чем отличается адаптация 5-х классов от адаптации к начальной школе. Успешная и неуспешная адаптация. Действия родителей, чтобы помочь ученику справиться с проблемами адаптации
|
Как помочь ребенку качественно подготовить домашнее задание
|
Обсудить значимость подготовки домашнего задания. Рассказать о проблемах школьников при подготовке домашнего задания. Предложить рекомендации по организации и контролю за выполнением домашнего задания
|
Как организовать выполнение домашнего задания. Как сформировать позитивное отношение к выполнению домашнего задания. Как развивать самостоятельность ребенка при выполнении домашнего задания. Как проверить качество домашнего задания
|
7-й класс
|
Что мешает подростку учиться По теме Ленивый подросток или хроническая усталость
|
Ознакомить с закономерностями физиологического и психологического развития в подростковом возрасте. Предложить рекомендации, которые помогут родителям терпимо относиться к проявлениям подросткового возраста
|
Физиологические и психологические трудности в подростковом возрасте. Ведущая деятельность и особенности общения с подростком. Действия родителей, чтобы помочь ученику справиться с проблемами переходного возраста
|
Как предотвратить самоубийство ребенка
|
Рассказать, как выявить ребенка с суицидальным поведением. Разъяснить, какие бывают проблемы у подростка, которые провоцируют суицидальное поведение. Предложить перечень действий родителей, чтобы предотвратить риск суицида
|
На какие симптомы обратить внимание родителей в поведении ребенка. Как родители могут помочь ребенку при суицидальном риске. Куда обратиться родителям за помощью. Рекомендации, как избежать суицидальных рисков у детей
|
|
|
|
Тема
|
Задачи
|
Содержание
|
8-й класс
|
Как стать успешным и не нарушить этические требования
|
Сформировать представления о ценностных ориентациях. Раскрыть особенности ценностных ориентаций современных подростков в условиях информатизации. Ознакомить с результатами исследования ценностных ориентаций подростков
|
Понятия: «ценности», «ценностные ориентации». Какие ценности формируются под влиянием школы, семьи и сверстников. Как родители могут сформировать и воспитать определенные ценности у ребенка
|
9-й класс
|
Как преодолеть страх на итоговом собеседовании
|
Рассказать о требованиях к итоговому собеседованию. Научить упражнениям, которые можно выполнить подростку и преодолеть страх. Смоделировать на практике диалог с экзаменатором во время итогового собеседования
|
Требования к девятиклассникам на итоговом собеседовании. Психологические проблемы, которые могут помешать получить высокий результат: страх диалога с экзаменатором. Упражнения, которые помогут преодолеть страх
|
10-й класс
|
Как освоить образовательную программу с профильными предметами и подготовить итоговый проект
|
Дать представление об адаптации в 10-х классах. Определить уровень адаптации/дезадаптации учащихся. Проанализировать результаты исследования интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы учащихся 10-х классов
|
Адаптации учеников к обучению на профильном уровне. Новые требования ФГОС к результатам учеников: как их выполнить и предотвратить стресс. Обязательный итоговый индивидуальный проект для старшеклассников: как помочь ребенку
|
11-й класс
|
Как успешно написать итоговое сочинение
|
Рассказать о требованиях к итоговому сочинению. Научить: упражнениям, которые можно выполнить подростку и преодолеть страх; приемам контроля времени при подготовке и во время написания сочинения
|
Требования к выпускникам на итоговом сочинении. Психологические проблемы, которые могут помешать получить высокий результат. Упражнения, которые помогут преодолеть страх
|
|
|
|
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №10, 2018г |