Цели:
- Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.
- Раскрыть позицию школы: ответственность педагогов за развитие детей не является всеобъемлющей, часть её лежит на родителях.
Материалы: ручки, фломастеры, писчая бумага, цветная бумага, плакаты.
Ход заседания
1. Вступительное слово. Уважаемые родители, наша встреча сегодня посвящена теме взаимодействия семьи и школы в воспитании детей. А что же такое воспитание? В это слово каждый из присутствующих вкладывает свой смысл. Так что же это такое? Родители: "Воспитание- это взаимопонимание". Родители: "Воспитание- формирование личности" Этот же вопрос был задан учащимся 8-10 классов. Были получены вот такие ответы Ученица 9 класса: "Воспитание – это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали)" Ученица 11 класса: "Воспитание – это прежде всего любовь и понимание близких, основанные на личном опыте старших". Ученица 11 класса: "Воспитание формирование в человеке определенных норм морали, восприятия окружающего мира, людей". Как вы видите, были получены самые разнообразные ответы. Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать. Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто так или иначе оказывает воздействие на ребенка. Родители называют, один из ведущих записывает на доске зелёный цвет – школа, синий – дом, красный – улица: Посмотрите, всех людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа, и улица (друзья). На столах перед вами находятся по три цветных кружочка, оцените в процентах, как оказывает влияние школа, семья и улица, условно их сумма 100%. Согласно полученным данным, по вашему мнению, на формирование личности влияют 45%- семья, 15%- улица, 40%- школа. А теперь давайте сравним с теми данными, которые мы получили, проводя анонимное анкетирование среди детей. По мнению детей, на формирование личности 55% влияния оказывает семья, 21% – улица, 24% – школа. 2. Ролевая игра. Мы хотим предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы "Родители", "Школа", "Улица" И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. 5-7 минут. Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа зачитывает то, что у вас получилось. Одновременно ответы фиксируются на ватмане.
Семья
|
Положительное
|
Отрицательное
|
- личный пример;
- здоровый образ жизни;
- занятия спортом вместе с ребенком;
- расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.);
- развитие ситуации успеха (похвала, поддержка);
- индивидуальный подход к ребёнку;
- добрые отношения в семье;
- главное: любить ребёнка только за то, что он Ваш ребёнок
|
- личный пример;
- вредные привычки;
- неуважение друг к другу, грубость, ссоры;
- физическое воздействие;
- психическое насилие;
- игнорирование ребёнка как личности
|
Школа
|
- знания;
- эстетическое развитие;
- физическая подготовка;
- патриотические чувства;
- формирование личностных качеств;
- общественные навыки;
- формирование жизненной позиции;
- развитие индивидуальных способностей;
- развитие коммуникативности
|
- формирование личностных качеств (отрицательных)
|
Улица
|
- общение;
- физическое развитие (развивает свободу действия;
- познание мира;
- развитие коммуникативных навыков;
- охрана природы;
- интеллектуальное развитие;
- закалка характера
|
- плохое влияние;
- вредные привычки;
- отсутствие контроля со стороны взрослых;
- повышенный травматизм;
- нерациональное использование времени;
- пагубное воздействие на природу
|
Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы. Но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице. Чтобы победить улицу нам с вами просто необходимо объединиться. Важное учитывать и то, как проходит процесс воспитания, как оказывается воздействие на ребенка. В заключение мы хотим предложить вашему вниманию философскую сказку, которая покажет в аллегорической форме, как происходит воздействие на ребенка и какой метод наиболее эффективен. 3. Сказка. "Фиолетовый котенок" Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. — Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать? — Да что с ним цацкаться? — рычал кабан. — Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай! — Он просто глупый, — каркала ворона. — Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь! Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.
- Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?
- А как бывает еще? — удивлялся котенок.
У меня есть брат, — сказала. Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
- Он похож на тебя?
- Конечно, хочу.
- Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
- Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну!
- Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
- Конечно, передам.
Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной. Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир. 4. Заключение. В заключение нам бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей встречи. Напишите, что вам показалось интересным, какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить, ведь известно, что воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим. Родители высказали следующие пожелания и мнения: — Предлагаю создать "телефон доверия" и на другом конце провода- психолог, педагог социальный или педагог, владеющий общей ситуацией в школе.
- Встреча заставила задуматься о многом.
- Заседание неофициальное, раскрепощенное.
— Больше проводить ролевые игры совместно с детьми. — Очень интересно, очень полезно. — Почаще проводить такие заседания. — Предлагаю создать клуб "Искусство воспитывать". — Заседание прошло продуктивно. Хотелось бы расширить круг общения, привлечь большее количество родителей. Предлагаю проводить театрализованное разыгрывание ситуаций и обсуждение. — Очень интересная ролевая игра, хотелось бы при других встречах попробовать ещё что-то подобное, и.т.д. Главным результатом встречи явилось то, что ни один человек не ушёл равнодушным.
Источник: Педагогика воспитания культуры семейных отношений: из опыта работы учреждений образования Витебской области. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008. |