Нравственность – это разум сердца Г. Гейне
Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель
Задачи: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Вопросы для обсуждения: предупреждение безнравственного поведения; формирование духовности. Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; анализ мнений детей и родителей по теме собрания; ситуации для решения в ходе собрания; написание рассказа по заданной теме; полезная информация. Оформление класса: учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания по группам. В группах по пять-шесть человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске — плакаты с эпиграфом собрания.
Ход собрания
1. Вступительное слово Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги... Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети! Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что Они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души. Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. В старинные времена был красивый обычай — каждому роду иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность? (Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями). 2. Решение проблемных ситуаций Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить свое мнение по решению той или иной ситуации. 3. Обсуждение сочинений учащиеся Учащимся заранее предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях приятные воспоминания.
"Дерево дружбы и любви". Каждый ученик класса оформляет свое "Дерево дружбы и любви". На ветки "дерева" он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. "Деревья" выставляются в помещении, где проходит форум. После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего "дерева дружбы и любви" (по желанию). Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи. Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их. Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ. Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов). В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.
После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают результаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания. В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса. |