Прошли первые полтора месяца учебного года. Некоторым родителям уже не спится - из-за «двоек»-«троек», которые приносят из школы их чада. Что делать в такой ситуации? «У всех дети как дети, а мой - оболтус..." Начнем с родителей - от их отношения к проблеме во многом зависит, будет ли она когда-нибудь решена. Реакция на «двойки» бывает самой разной, но в основном всех мам и пап можно разделить на три группы.
От «гиперактивных» родителей (это те, которые следят за каждым шагом своего чада и стремятся всегда и во всем его проконтролировать) за «двойку» непременно «достанется на орехи». Ребенку припомнят, сколько времени, денег, нервов, внимания, любви и всего остального было на него потрачено, сколько сделано для того, чтобы он хорошо учился. И то, что он, такой-сякой -разгильдяй, родительской заботы не ценит и родительских надежд не оправдывает. Поскольку в этом случае родители вряд ли когда-либо узнают, что на самом деле с продуктом их воспитания происходит, искоренить плохие отметки им будет не просто. Кроме того, подобный стиль воспитания подавляет в ребенке самостоятельность. Может случиться и так, что со временем «двойки» будут приноситься исключительно из чувства протеста и желания утвердить себя. Возможен другой вариант: родители бурно во всем винят школу и учителей - дитя же, что бы оно ни сделало, непременно пожалеют. Обычно в таких семьях все чрезмерно эмоциональны и сильно привязаны друг к другу. Внешне все выглядит замечательно: не семья, а идиллия. Вот только «двойки» ребенок носит и носит - чего из кожи лезть, когда всегда поймут и пожалеют? Выпорхнув из теплого родительского гнездышка в достаточно холодный мир, такое тепличное дитя закономерно оказывается неудачником - самые простенькие житейские проблемы ему не по зубам. Оптимальный вариант - третий: относиться к ребенку как к маленькому, но равноценному человеку. Со всем возможным приятием и уважением. Родитель, который именно так понимает свою роль, обязательно поинтересуется у сына его мнением: за дело ли поставили «двойку», как можно исправить ситуацию. Разговор такой, конечно, требует изрядного терпения. Зато потом всем будет легче. Родителям -понятнее, что нужно делать. Дети же не наживут лишних комплексов, а заодно и думать научатся. Что стоит иметь в виду, прежде чем делать работу над ошибками Допустим, правильно реагировать на «двойки» вы научились. Осталась малость - их исправить. Большинство родителей стараются непременно загрузить своего отпрыска дополнительными упражнениями. Помогает это не всегда, а иногда даже и вредит. Если ребенок плохо усваивает материал или чересчур медлителен, таким образом у него легко вызвать полное отвращение к учебе и неверие в свое силы -ему и от обычной школьной нагрузки тяжело, а тут еще сверху чего-то навешивают. Лучше вернуться к упражнению, которое он не смог или не успел выполнить на уроке. «Двойки»-«тройки» не всегда означают отсутствие способностей. Причины могут быть самыми разными. В начале каждого учебного года бывает адаптационный период. Особенно если ребенок идет и первый, пятый, десятый класс да к тому же, чего доброго, еще и в новую школу. Не слабая психологическая нагрузка получается: к новым друзьям надо привыкнуть, к новым учителям. При этом на голову бедного школьника еще и массу новых учебных предметов наваливают. Вот и появляются плохие отметки. Давить на ребенка и создавать ему дополнительные трудности в такой ситуации не слишком разумно. К концу первой - самое большое, второй четверти период адаптации закончится, и он снова будет в норме. И еще один момент. Обычно родители любят воспитывать свое дитя с учетом тех трудностей и проблем, которые у них самих были в детстве. Были когда-то у папы «двойки» по геометрии - засаживает сына решать задачки в удвоенном количестве. Родители! Ваши проблемы - не лучший ориентир для воспитания детей. Хоть и говорят, что яблочко от яблони недалеко падает, двух одинаковых людей в мире не существует. Поэтому решайте проблемы по мере поступления, а то за выдуманными настоящих не заметите.
|