На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Как помочь подростку благополучно прожить и завершить кризисный период
Как помочь подростку благополучно прожить и завершить кризисный период
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

Рекомендации педагогам и родителям

Расскажите педагогам и родителям, как их действия и слова влияют на эмоциональное состояние ребенка в подростковом возрасте. Проведите с подростками занятие по методике «Розовый куст», чтобы узнать, как они себя воспринимают в данный период, и подтолкнуть их к разговору об этом.
Во время подросткового кризиса ребенку нужно выполнить три задачи: 1) отсоединиться от родителей, чтобы быть способным в дальнейшем вести самостоятельную взрослую жизнь; 2) ответить на вопрос «кто я?», чтобы найти собственную идентичность; 3) самоопределиться в личном и профессиональном плане. Чтобы благополучно разрешить эти задачи, ребенку необходимо прожить естественные изменения.

Вероника Милицына,
психолог, гештальт-терапевт, ведущая подростковых терапевтических групп, Москва

Изменения, которые происходят с подростком

У ребенка в подростковом возрасте происходят не только физические изменения, но и меняются ценности и отношения с окружающим миром. Во время кризиса подросток сталкивается со сложными переживаниями внутри себя и трудностью выразить свои противоречия в адекватной, понятной окружающим форме.
Изменения в теле. Физиологические и эндокринные изменения в подростковом возрасте стремительны и почти не поддаются контролю. Ребенок быстро растет, тело приобретает другие, часто непропорциональные формы. Гормональная перестройка организма приводит к резким перепадам настроения и невозможности это состояние контролировать.

Важно
Если подросток никак не выражает несогласие, не находит для этого подходящую форму, у него могут возникнуть трудности с установлением границ

Изменения в центральной нервной системе. В центральной нервной системе подростка активно формируются новые нейронные сети, на смену старым ненужным, которые реже используются. С одной стороны, это позволяет легко осваивать и открывать для себя новое и любопытное в жизни, с другой – вероятно пагубное влияние из внешнего мира. Поэтому становится важным, кто окружает подростка в период проживания кризиса.
Изменения самоощущения. Основные критические переживания подростка связаны с тем, что он переживает внутренние противоречия. С одной стороны, он еще не принят в мир взрослых, но уже и не ребенок. Ему сложно выразить словами чувства, которые переживает от конфликта «старого» и «нового» внутри себя. Он ощущает себя хрупким, но не может рисковать, демонстрируя свою уязвимость.
Тело подростка, мироощущение и настроение меняются так быстро, что он сам не успевает за этими переменами. Он чувствует, что уже никогда не сможет стать прежним. Семейные ценности сталкиваются с его новыми собственными ценностями. Он начинает ощущать себя, как отдельного человека с желанием выразить свою уникальность, но испытывает тревогу и сомнения, потому что неясно, насколько безопасно проявить себя миру. Будет ли он разрушен критикой, обесцениванием или равнодушием окружающих.
Ребенок в этом возрасте чувствителен к тому, что о нем думают другие. Сам о себе подросток способен думать преимущественно в «сверх» категориях: либо он «супермен», либо «супернелепость». Много сил уходит на то, чтобы не показать, как бывает страшно, если он «недостаточен». Одновременно с этим у ребенка появляется потребность выразить себя изменившегося через разнообразные эксперименты.

Внимание
Взросление, отделение от родителей и некоторое их обесценивание – нормальный процесс, необходимый подростку для того, чтобы начать путь поиска себя и своего места в жизни

Внешние проявления внутренних противоречий

Поведение подростков в процессе поиска себя, скорее, выглядит вызывающе. В этот период он может странно одеваться, красить волосы в зеленый цвет, делать пирсинг и употреблять энергетические напитки. Школьная успеваемость в это время зачастую снижается. Настроение подростка колеблется с такой амплитудой, что осознать причину перепада бывает невозможно.
Авторитет взрослых резко падает, и на любое их предложение подросток отвечает протестом. Форма выражения протеста может быть бурной, а может быть молчаливой. Ребенок становится скрытным и много времени проводит в общении с друзьями.
Таким поведением подросток пытается доказать, что он уже не маленький и сам лучше знает, как ему жить. Проявить бунт во время кризиса для него крайне важно. Так он ищет признания и пытается нащупать собственные пределы.
Ребенок, который проживает кризис, через свое «трудное» поведение неосознанно призывает взрослых к новому диалогу. Если этот диалог станет возможным, это существенно облегчит жизнь и ему, и родителям в кризисный период.

Подростковый кризис не навсегда.
Как пройдет у ребенка этот период и чем он закончится, зависит от поддержки родителей и педагогов

Рекомендации родителям

Родителям важно помнить, что у подростка нет намерения специально усложнить им жизнь. Необходимо понимать, что жизнь самого ребенка усложняется, и ему нужна помощь, чтобы сориентироваться в происходящих изменениях. Расскажите родителям, что они могут сделать, чтобы оказать эту помощь.

Разговаривайте с подростком.

Расскажите своему ребенку о том, что он меняется, и вы это замечаете. Поделитесь тем, что вы знаете об этом периоде, и дайте понять, что он может задать вам любые вопросы, если захочет. Если вам сложно разговаривать на какие-то интимные темы, попробуйте найти того, кто мог бы помочь вашему ребенку найти ответы. Это могут быть родственники, психологи, кто-то из взрослых, кому ребенок доверяет.

Будьте искренними в своем отношении к происходящему.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка или задевает, постарайтесь найти возможность сказать ему о своих тревогах или недовольстве, но при этом сохранить уважение к его личности. Это позволит снизить напряжение между вами и даст понять ребенку, что вам небезразлично происходящее и он получит обратную связь о себе, в которой нуждается.

Избегайте негативных высказываний в адрес подростка.

Дети в подростковом возрасте крайне чувствительны к оцениванию себя. Иногда невозможно заранее узнать, что может задеть подростка. Но по бурной реакции, вспышкам гнева или сильному расстройству можно предположить, что в данный момент он чувствует себя задетым. Если это уже произошло, скажите, что вы не хотели его задеть, но вам важно донести до него что-то. Разговор с подростком труден и требует поиска слов.

Снижайте уровень контроля.

Увеличивайте ответственность подростка в вопросах, с которыми он способен справиться самостоятельно. Предоставьте ему чуть больше свободы и автономности действий, чем он привык. Ровно столько, чтобы он ощутил вкус успеха, но избежал бы серьезных поражений, если что-то пойдет не так. Не ставьте невыполнимых задач своему ребенку. Обращайте внимание на то, что он сделал правильно.

Важно
Подростки чаще всего нарушают именно те нормы, которые в семье считаются особо значимыми

Помогите ему самому понять, что он может сделать лучше.

Обеспечьте возможность общения с интересными людьми. Общение – это одна из ведущих деятельностей подростка, который учится занимать свое место в обществе. Знакомьтесь с друзьями ребенка, будьте в курсе, с кем он общается. Предлагайте альтернативы бессмысленному времяпрепровождению: проектные мастерские, в зависимости от интересов ребенка; подростковые группы; места, где он мог бы без вас, но в безопасной атмосфере, узнавать что-то интересное о себе как о личности. Подростки ищут свою компанию, и важно
в это время направить их туда, где они могли бы удовлетворять свои социальные нужды через созидание.

Внимание
Подростку не нужно, чтобы взрослые целиком включались в происходящее с ним в попытке повлиять или что-то изменить. Ему важно достаточно доверять им, чтобы при необходимости обратиться за поддержкой

Уважайте нежелание посвящать вас в свою личную жизнь.

Если видите, что подросток о чем-то переживает, но не хочет говорить вам сейчас, примите его решение и поддержите. Например, скажите: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит, и это не то, чем ты хочешь сейчас поделиться со мной. Если что-то изменится – мы можем поговорить». Так вы продемонстрируете свое уважение к границам ребенка. Это поддержит его самоуважение, он почувствует себя уверенно, но при этом не одиноко и ощутит доверие по отношению к вам.

Проявляйте строгость и будьте справедливы.

Регулируйте поведение ребенка при помощи правил и договоренностей. Проявляйте четкость и последовательность в отношениях. Например, если вы договорились о каких-то правилах и последствиях при их нарушении – соблюдайте договоренности.

Формулируйте свои ожидания четко.

Если вы о чем-то просите ребенка, сообщите конкретно, что хотите. Например, вместо просьбы «убраться в комнате», дайте четкое задание «пропылесосить, вытереть пыль, сложить вещи в шкаф». По возможности называйте конкретные цифры: «Ты должен быть дома после школы в 19:00».

Уважайте отличие своего ребенка.

Помните о том, что подросток ищет свои ответы на жизненные вопросы. Позвольте ему не любить то, что любите вы. Возможно, через какое-то время вы обнаружите, что, посмотрев с разных сторон, он выбрал ракурс, близкий к вашему взгляду.

Признайте, что ваш ребенок вырос.

Иногда бывает сложно отпустить своего ребенка во взрослый мир. В этот период вам тоже нужна поддержка. Можно посещать специальные группы, семинары и лекции, чтобы общаться с другими родителями подростков. Важно найти возможность разделить с кем-то собственные тревоги.

Важно
Чрезмерный самоанализ приводит подростков к недовольству собой, возникновению чувств печали и одиночества

Рекомендации педагогам

Если педагоги в отношениях с подростками будут учитывать их эмоциональное состояние, то будет проще избегать конфликтов и мотивировать на обучение. Расскажите учителям, что поможет им найти общий язык с учащимися этого возраста, а от каких мер воздействия лучше отказаться.
Позволяйте размышлять самостоятельно. Даже если ваши мнения расходятся, позвольте подростку проявить самостоятельные размышления на ваших рекомендации педагогам и родителям занятиях. Можете подметить, что вы думаете иначе, но это не означает, что неправильно, а напротив, есть возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон. Благодаря этой свободе внимание ученика сможет остаться в теме ваших обсуждений занятия. Такой педагогический метод даст возможность подростку заинтересоваться учебой и одновременно положительно пережить подростковый кризис.
Не критикуйте внешность. Попробуйте найти в меняющейся внешности подростка положительные стороны. Возможно, вы заметите хороший вкус в стиле одежды или удачное сочетание цветов. Может быть, обнаружите любовь к аксессуарам школьника. Замечание особенностей даст вам возможность войти в контакт с подростком, получить его расположение, удержать внимание. Благодаря вашей доброжелательной обратной связи подросток будет знакомиться со своей индивидуальностью и сможет направить свои качества в полезное русло.

Важно
Цена свободы, за которую борется подросток, – увеличение ответственности за собственную жизнь

Беседуйте на отвлеченные темы в контексте занятий. На занятиях приводите примеры, которые будут близки по образу жизни подросткам. Ищите примеры в тех темах, которые для них актуальны: отношения, индивидуальность, фильмы, игры. Это поможет старшеклассникам лучше усваивать материал, ощущать, что их принимают и понимают взрослые.
Работа психолога с подростками
Проведите с детьми подросткового возраста психологические мероприятия, которые помогут им понять и принять изменения в себе. Научите их задавать себе вопросы и отвечать на них.
Помогайте подросткам узнавать новое о себе. Предложите учащимся проективные тесты, которые помогут им узнать что-то новое о своем внутреннем мире и об отношениях с окружающими. Например, проведите проективный рисуночный тест «Розовый куст» В. Оклендер.
Обучайте навыкам рефлексии. Подросткам важно развивать способность осознавать происходящее, ассимилировать полученный опыт и понимать свои чувства. Если у вас нет постоянных занятий со старшеклассниками, организуйте тренинг, где они могут обучаться рефлексии.
Обычно рефлексия предполагает подобные вопросы: «Что ты чувствуешь?», «О чем думаешь?», «Что ощущаешь в теле, когда громко говоришь?», «Что понравилось, а что нет?», «Что было важно, а что обесцениваешь?», «Что тебе помогает справляться с трудностями, а что мешает?»

Внимание
В процессе выполнения методики «Розовый куст» открываются нужды, которые ребенок не осознает про себя в обычной жизни. Это может стать началом разговора о сложностях, которые переживают подростки

Проводите круглые столы и интерактивные семинары на волнующие темы. Подростки очень активны в вопросах обсуждения их насущных проблем. Можно устроить анонимный опрос по темам, которые волнуют подростков, и выбрать наиболее актуальные.
Помогайте укрепить самоконтроль. Проводите с подростками упражнения, направленные на удержание, переключение внимания; на волевую регуляцию и управление собой.
Развивайте настойчивость и мотивацию через обучение целеполаганию. Проводите тренинги, посвященные профессиональному самоопределению. Играйте с детьми в настольные игры-стратегии, например в «Монополию». Во время стратегических игр и тренингов подростки обучаются ориентироваться в собственных мотивах и возможностях. Дети учатся формулировать адекватные задачи и осознавать, что им необходимо для их выполнения.

Проективная методика «Розовый куст»

Розовый куст – метафора состояния человека как отражение внутреннего мира. Методику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей при условии, что в классе доверительная атмосфера.
Дети садятся на стулья, которые расставлены по кругу, занимают удобное положение и под вашу инструкцию погружаются в визуализацию. Задача участников представить себя в роли куста роз. После визуализации подростки открывают глаза и рисуют то, что они увидели. Когда рисунки готовы, участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о своих кустах.
Педагог-психолог: Расположитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на своем дыхании и на телесных ощущениях. Теперь представьте, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно, какой вы куст: большой или маленький; высокий или низкий; сильный или слабый? Есть ли на вас, как на кусте, цветы, и сколько их? Цветы полностью распустились или есть только бутоны? Рассмотрите свои стебли, ветки и листья, какие они? Возможно, у вашего куста есть шипы. Есть ли у вашего куста корни, какие они и как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы растете: в городе, в деревне, на клумбе или в горшочке? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь или забор? Кто за вами ухаживает? Какая погода сейчас, благоприятная или нет? На что это похоже – быть таким розовым кустом?
А теперь откройте глаза и нарисуйте свой розовый куст. Включите в ваш рисунок все, что захотите.
Теперь обсудите свои кусты. Для этого вам нужно разбиться на пары. Выберите себе партнера для общения. Задача первого участника – рассказать о своем рисунке. При этом важно говорить в настоящем времени от первого лица. Задача второго партнера – выслушать рассказ автора и задать уточняющие вопросы.
Участники распределяются на пары, и каждый описывает свой куст партнеру. После того, как они закончат, задайте вопросы: «Встречались ли у вас в парах одинаковые кусты?», «Заметили ли вы, насколько все разные и индивидуальные?»


Примечание.

Подростки могут тревожиться за результат из желания справиться с задачей. Поддержит их, сказав, что в этой методике нет правильного или неправильного рисунка. Все кусты роз неповторимы. Важно не качество рисования, а то, что этот куст роз расскажет ребенку о нем.

Диагностическая интерпретация

Обратите внимание, какой куст по размеру. Чем он меньше по отношению к альбомному листу, тем неувереннее ощущает себя подросток. Если рисунок «не умещается» на листе, это может говорить о расторможенности психических процессов или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности. Если ребенок использовал в рисунке темные тона, коричневый, серый, фиолетовый цвета, это может указывать на неблагополучный эмоциональный фон. Яркие теплые краски и оттенки – признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.
Большое количество колючек и шипов на кусте роз – признак агрессивности. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности. О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно, серьезной психотравмы. Признаки психологического благополучия: пышный цветущий куст с крепкими корнями, с листвой, который растет рядом с другими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья.
К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок внизу листа, картины запустения и опустошенности, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.
Примечание. Помните, что для подростков характерно нестабильное самоощущение, и их розовые кусты могут говорить больше о неблагополучии или скрытой тревоге. Используйте эту методику, чтобы поговорить с ними, без большого количества интерпретаций. Важно, что они сами расскажут о себе. Если что-то натолкнет вас на мысль, что ребенок находится в крайне тяжелом состоянии, сверхтревожном, напряженном или депрессивном – ищите дополнительные возможности для индивидуальной работы с ним. Скажите родителям о необходимости в этот период обратить внимание на то, что происходит с ребенком.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2018г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.