Прививаем желание учиться
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей
желание учиться

Что нужно сделать, чтобы у детей появилось желание учиться? Об этом наш разговор с доктором биологических наук, директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких, г. Москва.

Почему множество современных детей с такой неохотой ходят в школу?
МАРЬЯНА: В первую очередь из-за сверхраннего обучения, противником которого я выступаю. Уже при посещении групп развития и подготовительных курсов ребёнок сталкивается с первыми неудачами в учёбе, чему родители крайне недовольны и продолжают требовать от него высоких результатов.

Во-вторых, многие мамы торопятся отдать детей в школу, не учитывая их биологического возраста. А ведь бывает, что шестилетний «по паспорту» соответствует четырёхлетнему. К тому же некоторые родители выбирают учебное заведение соразмерно своим амбициям, а не возможностям сына или дочки. Успешное обучение и психологическое самочувствие детей зависят также и от личности педагога, который должен опираться на индивидуальные особенности школьников. По данным наших исследований, примерно 25% учащихся — медлительные, не успевают за скоростью работы на уроке. А учителю нужен быстрый ответ, и если Иванов «тормозит», то его или перестают спрашивать, или постоянно над ним подшучивают. Как тут не развиться неврозу? А дома ещё родители подливают масла в огонь криками и наказанием. При таком эмоциональном насилии мало кто захочет ходить в школу.
Но сейчас повсюду говорят о необходимости начинать обучение едва ли не с 3-х лет! М: Этот миф стал идеологической основой сверхраннего обучения письму и чтению. Однако научные данные говорят обратное. Раннее образование не соответствует возрастным возможностям развития мозга и познавательной активности дошкольников, базовому уровню когнитивных функций, необходимому для формирования навыков письма и чтения. К примеру, мы не советуем учить письму раньше 5-ти лет. К этому времени определяется, какая рука у ребёнка ведущая — правая или левая. Ещё одно заблуждение, что современные дети, дескать, умнее своих предыдущих сверстников. Скорее всего, подобную иллюзию создаёт другой запас сведений и слое у них, которых не было в обиходе ещё пять лет назад. Наоборот, у 40-50% шестилеток отмечается несформированность или нарушение речи, процессов регуляции деятельности, внимания, восприятия. В нашем институте 60 лет ведутся исследования, поэтому мы можем с уверенностью сказать: темпы физиологического и психофизиологического развития современных детей не изменились! И по-прежнему велики индивидуальные различия, поэтому упор нужно делать на личность ученика. А в это время школьные нагрузки растут и требования для всех одинаковые.

Письмо на клавиатуре

Из-за увлечённости гаджетами некоторые считают нынешнюю детвору потерянным поколением. А какое ваше мнение?
М: В основе пристрастия к гаджетам лежат невнимание, лень и нежелание родителей разговаривать и играть со своими детьми, уделять им больше внимания. У современных ребят ограничен круг общения, коммуникативные навыки почти на нуле. Отсюда и низкий уровень развития речи, неумение взаимодействовать, нормально выражать свои эмоции. Однако погружённость в гаджеты — не причина неразвитости навыков письма и чтения. Скорее, фактор отвлечения внимания, который необходимо срочно применять с пользой. К примеру, разработать технологию обучения письму на клавиатуре.

Мы должны быть готовы к тому, что ручкой никто писать не будет


Да, придётся преодолеть стереотип, что только так развиваются различные функции мозга. На самом деле письмо на клавиатуре — более сложная задача для наших извилин. Можно только представить, как это воспримут педагоги, которые бились над каллиграфическим почерком учеников!

Что должны предпринять учителя и родители, чтобы учёба стала для детей в радость?
М: Современным мальчишкам и девчонкам не хватает внимания, поддержки и любви. Наши данные показывают, что шести-семилетки имеют смутные представления о радости, не могут вспомнить и объяснить, в каких случаях испытывают это чувство. Зато лучше всего дифференцируют такие эмоции, как страх и злость. Здесь есть о чём подумать взрослым, правда?
Подготовила Е.Шпылькова, г. Киев
Источник: Домашний №12, 2017г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.