На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Четыре формы родительского воспитания, которые приводят к детским психологическим травмам
Четыре формы родительского воспитания, которые приводят к детским психологическим травмам
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей
семейное воспитание

Анастасия Филяева, педагог-психолог, г. Смоленск

Иногда родители не задумываются, о том к каким последствиям приводят насмешки, оскорбления, сравнения и критика в адрес ребенка. А знают ли родители о том, что такое обращение относится к жестокому. В статье рассмотрим четыре формы насилия по отношению к детям, которые приводят к психологическим последствиям: депрессиям, соматическим заболеваниям, суициду.

Большинство родителей заблуждаются в таком вопросе, как «Что же является жестоким обращением с ребенком?» Некоторые с уверенностью скажут: «Я не бью своего ребенка, значит, в нашей семье нет никакого жестокого обращения с ним». На собраниях и консультациях обратите внимание родителей на то, что жестокое обращение не сводится только к избиению.

Четыре формы насилия по отношению к ребенку

Чтобы помочь родителям улучшить отношение с ребенком и сформировать осознанную позицию в воспитании, расскажите о формах и последствиях насилия (см.ниже). Это поможет предотвратить в дальнейшем возникновение проблем и психологических травм у ребенка.
Напомните родителям (законным представителям), что за жестокое обращение с детьми определяется уголовная ответственность в виде лишение свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК).

 

Форма 1

 

Психологическое (эмоциональное) насилие

Как проявляется

Отвержение


- родители принижают достоинства ребенка, враждебно относятся к нему;
- высмеивают ребенка за проявление эмоций и чувств, а также унижают публично;
- превращают ребенка в «козла отпущения», постоянно критикуют.


Терроризирование


- угрожают убить ребенка и причинить физический вред;
- угрожают совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться -накажу»);
- угрожают совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка выкину на улицу/отдам в приют»).

 

Изоляция


- лишают ребенка возможности общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;
- у ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.


Игнорирование


- отсутствует эмоциональный отклик на нужды ребенка и его попытки к общению;
- лишают эмоциональной стимуляции (общения, проведения совместного досуга);
- общаются с ребенком только в случае крайней необходимости;
- отсутствует проявление привязанности к ребенку, любви, заботы.
Типичные фразы: «не мешай, я сейчас занят», «иди поиграй сам, я хочу отдохнуть», «что ты вечно лезешь не вовремя» и др.

 

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:


- унижают его достоинство;
- используют обидные прозвища;
- используют его в качестве доверенного лица;
- при общении с ребенком проявляют непоследовательность;
- проявляется постоянная ложь и обман ребенка;
- предъявляют требования к ребенку, не соответствующие его возрастным возможностям.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

Школьная неуспеваемость, отвержение сверстниками; чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку; уходы из дома, агрессивное поведение; уступчивость, податливость; боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, беспомощность, заторможенность. Депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).

Форма 2

Пренебрежение основными потребностями ребенка


КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ
Происходит тогда, когда родитель не хочет или неспособен удовлетворять нужды ребенка для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Родители могут:
- оставлять ребенка без присмотра;
- не оказывать ребенку квалифицированной медицинской помощи;
- не проявлять должного внимания, опеки, защиты;
- не обеспечивать полноценным питанием, ребенок бывает истощен;
- не обеспечивать достаточным количеством одежды или она не соответствует сезону;
- не способствовать получению адекватного образования.
Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием.


ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

1. Низкая школьная успеваемость.
2. Повышенная утомляемость, апатичность, подавленное настроение.
3. Задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов.
4. Беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству, низкая самооценка.
5. Стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых.
6. Агрессивность и импульсивность.
7. Девиантное поведение, вплоть до вандализма; употребление психоактивных веществ.
8. Неумение общаться с людьми, дружить либо неразборчивое дружелюбие.
9. Ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища.

Форма 3

Физическое насилие


КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ

Проявляется родителями в преднамеренном нанесении физического повреждения ребенку. Эти повреждения приводят к серьезным (требующим медицинской помощи) нарушениям физического, психического здоровья или отставанию в развитии ребенка. Признаки физического насилия над ребенком:
- синяки, ссадины не в обычных для детей местах, а на голове, лице, ушах, спине, плечах;
- следы укусов, ожогов (например, от сигарет);
- кровоподтеки, царапины;
- боли в животе или желудочные расстройства;
- потеря веса или избыточный вес, признаки недоедания;
- родители поздно обращаются за медицинской помощью;
- родители могут давать путаные и противоречивые объяснения о случившемся;
- обвиняют ребенка в том, что он сам нанес себе повреждения.


ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

1. Болезненное отношение к замечаниям, критике.
2. Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость.
3. Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых).
4. Склонность к поджогам, воровство.
5. Стремление скрыть травму (непереодевание на физкультуру).
6. Замкнутость и отсутствие друзей, одиночество (при этом ребенок может пытаться манипулировать другими или вести себя отстраненно и неприступно).
7. Жестокость по отношению к животным, другим детям.
8. Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
9. Прогулы, неоднократные попытки сбежать из дома и отказ возвращаться домой.
10. Общие трудности с налаживанием и поддержанием межличностных отношений.
11. Депрессивные состояния.

4 Форма

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие происходит тогда, когда ребенка вовлекают с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу незрелости, в сексуальные действия. Развращением считается не только собственно половой акт, но и другие сексуальные действия (демонстрация порнографических материалов, половых органов, подглядывание за ребенком во время раздевания и др.).

1. Ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста).
2. Беспричинные нервно-психические расстройства.
3. Замкнутость, стремление к уединению.
4. Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя).
5. Ухудшение взаимоотношений со сверстниками.
6. Нарушение эмоционально-волевой сферы.
7. Неуверенность в себе, заниженная самооценка.
8. Агрессивность (часто немотивированная).
9. Нарушение познавательной деятельности.
10. Депрессия, угрозы или попытки самоубийства.

РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей

Как воспитывать психологически здорового ребенка

1. Проявляйте безусловную любовь. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

2. Доверяйте ребенку. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Не подсказывайте готовые решения, а показывайте возможные пути и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

3. Хвалите ребенка. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты - молодец», а обязательно «Ты - молодец, потому что...».

4. Оценивайте поступок, а не личность ребенка. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты - плохой!» (оценка личности) звучит часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).

5. Проявляйте гибкость. Вы должны быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

6. Верьте в возможности ребенка. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность

7. Оценивайте адекватность требований. Следите за своими словами - они могут ударить очень сильно. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой, а также учитывать возраст и возможности ребенка.

8. Проявляйте интерес к ребенку. Научитесь слушать своего ребенка и в радости, и в горести; не разговаривайте с ним равнодушным и безразличным видом.

9. Любите своего ребенка. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте. Помните, ребенок нуждается в вашей любви и внимании каждый день, независимо от вашей усталости или отсутствия времени.

Источник Справочник педагога-психолога, №2, 2019г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.