Позиция матери по отношению к ребенку |
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей | ||||||||||||||||||||
Позиция матери по отношению к ребенку определяется многими факторами: особенностями формирования молодой матери в родительской семье, особенностями отношения женщины со своей собственной матерью, особенностями мировоззренческих установок и ценностей молодой женщины. Важно также учитывать ее окружение, прежде всего, общение в девичьей среде. Однако самыми важными являются следующие факторы: ожидаемая беременность или неожиданная; желанный ребенок или нежеланный; желает ребенка муж или не желает (и в какой степени); готовы бабушки и дедушки к появлению ребенка; удовлетворена женщина своим браком или неудовлетворенна; счастлива она в браке или несчастлива; готова молодая семья к появлению ребенка с экономической точки зрения и могут ли родители оказать какую-либо помощь. Вполне естественно, что экономические и другие жизненные трудности и прямо, и косвенно сказываются на принятии или неприятии ребенка. Эти трудности слишком разнообразны: необходимость закончить учебу, отсутствие собственного жилья или же стесненные жизненные обстоятельства, безработица одного из супругов, чрезмерно низкая заработная плата, хроническая болезнь одного из супругов. Подобные обстоятельства можно перечислять очень долго. В таких или сходных условиях, появившись, ребенок может выступать как катализатор жизненных трудностей. Одной из наиболее ранних, но и наиболее простых и ясных классификаций материнских позиций (отношений), является классификация О. Коннера, предложенная им еще в 1937 году. Она приводится ниже в виде таблицы (цит. по В.В. Столин. Самосознание личности. – М.: Издательство МГУ. – 1983. – С. 31).
* Примечание. Всякая типология схематична и ограничена.
Например, и отвержение, и требовательность, и опека, принятие и любовь в реальной жизни могут проявляться: 1) очень сильно, 2) сильно, 3) слабо, 4) очень слабо.
Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. в своей книге «Диагностика и коррекция материнского отношения» выделяют четыре основных типа эмоциональных отношений к ребенку. I тип – эмоционально поддерживающее и принимающее (эмпатийное); II тип – эмоционально подавляющее; III тип – эмоционально-отвергающее; IV тип – жестко-агрессивное В I типе (эмпатийном): оптимистическое, спокойное и уравновешенное; с проявлениями пессимизма, ипохондрии и депрессии; аффективное, сензитивно-аффективное, неуравновешенное, взрывчатое. Во II типе (эмоционально-подавляющем): рациональное, форсированно развивающее; тревожное, депрессивное, угнетенное, ипохондрическое; с повышенной моральной ответственностью, с гиперсоциальной ориентацией. В III типе (эмоционально-отвергающем): безучастно-равнодушное; властно-авторитарное; властно-подавляющее; конфликтное. В IV типе (жестко-агрессивном): пренебрегающее, принижающе-уничижающее; с садистскими тенденциями; с проявлениями насилия и т. д.
Вполне естественно, что на позиции женщины по отношению к ребенку играет определенную роль: а) уровень образования женщины; б) ее общая компетентность в санитарно-гигиенических и психолого-педагогических знаниях об уходе за ребенком и его воспитании. Важное значение имеет рефлексия матери, то есть способность осмыслить и оценить свои собственные поступки, намерения, действия по отношению к ребенку. Кстати, молодые матери очень отличаются друг от друга по этому характеру. Многие молодые матери стремятся приобрести знания, покупая специальную медицинскую, педагогическую и педагогическую литературу. Немаловажное значение в обыденной жизни имеет опыт собственной матери или свекрови, а также общение с медицинскими работниками, более старшими подругами. Родительские позиции, в том числе и материнские позиции – совокупность родительских установок, отношений, ожиданий, оценок по отношению к ребенку, система взглядов, каким должен быть нормальный, «идеальный», «хороший» ребенок. Это также интегрированные оценки поведения ребенка, его личностных качеств и свойств, его эмоционально-волевой сферы, его разнообразных навыков, умений, способностей. Это, как правило, оценка его учебной деятельности (к сожалению, узко прагматическая и явно уязвимая с психологической точки зрения), так как жизнь ребенка, его чувства, переживания, масса других способностей, умений, навыков остаются вне поля зрения и родителей, и учителей. И в этом заключается огромная ошибка семьи и школы. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |