
Метод активного слушания
Метод активного слушания: его можно начинать активно применять при достаточном уровне развития речи самих детей, т.е. с 2-3 лет. 1. Установите зрительный контакт с ребёнком: повернитесь к нему, наклонитесь при необходимости, чтобы глаза находились на ОДНОМ уровне. 2. Не задавайте вопросы, а выдавайте ответную речевую реакцию в виде ответов в утвердительной форме («Дурацкое задание! Не буду его делать! — Вижу, тебе задание не понравилось.») 3. «Держите паузу» — пауза помогает ребёнку разобраться с чувствами. 4. Обозначьте чувство/эмоции ребёнка («Тебе неприятно, когда задание сложно написано.») 5. Дайте возможность ребенку при необходимости самому точнее сказать о своих переживаниях.
Результаты применения активного слушания:
1. Исчезает или значительно ослабевает отрицательное переживание ребенка (НО: с демонстративными детьми разделенные эмоции сначала усиливаются и только после этого ослабевают!) 2. Ребенок, убедившись в готовности взрослого слушать и не критиковать, начинает рассказывать о себе больше, при этом иногда выявляются глубинные причины и чувства. 3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. 4. Сам взрослый, применяя этот метод общения, становится более чувствительным к нуждам и горестям детей, требования к поведению становятся более адекватными возрасту и характеру ребёнка. 5. С помощью слов взрослого ребенок начинает понимать и осознавать свои чувства и эмоции. 6. На примере слов взрослого ребенок учится проговаривать свои чувства и эмоции, что является высшим уровнем переработки эмоциональной информации на уровне высших психических функций: речи и мышления (в противовес простому эмоциональному импульсивному реагированию).
Метод создания Я-сообщений:
Назначение этого метода в том, что надо донести свои чувства до ребенка так, чтобы: ■ он понял; ■ взрослый смог выразить свои эмоции; ■ ребёнок не был обижен, унижен или ущемлен.
Правило: Когда вы говорите о своих чувствах, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о ребенке, не о его поведении.
Предложения должны содержать личные местоимения я, мне, меня («Я не могу пройти!») и не должны содержать местоимений ты, тебя, тебе («Ты мне мешаешь!») Удобно использовать безличные предложения, неопределенные местоимения и обобщающие слова, чтобы не переходить «на личности». Например, вместо «Меня раздражает твоё хныканье!» используйте «Меня раздражает, когда дети хнычут!».
Результаты применения Я-сообщений:
1. Они позволяют выразить свои негативные чувства в необидной форме, а не подавлять гнев или раздражение и не провоцировать ребенка на защитную негати- вистическую реакцию. 2. Такой способ высказываний дает ребенку возможность лучше понять взрослого. 3. При искреннем и открытом выражении чувств со стороны взрослого дети тоже становятся более открыты, появляется доверительность и близость в отношениях. 4. При высказывании своих чувств без приказа и критики взрослый дает право и возможность ребенку самому принять решение, которое часто учитывает желания и переживания взрослого.
Это базовые рекомендации для формирования у детей и взрослых(!) навыков правильного общения. Чтобы научить этому детей, взрослые должны начинать с себя, а потом уже и ребята будут по подражанию пользоваться этими приемами и фразами. Максимально актуальными правильные методы общения будут с демонстративными, эмоциональными, тревожными детьми. Так, с помощью простого общения у них будет формироваться (или корректироваться) основа для дальнейшего эмоционально-волевого развития, саморегуляции и взаимодействия. Эти приемы можно применять с детьми, у которых хорошо развита фразовая речь, т.е. где-то после 3 лет. Очень подробно об этом написано в прекрасной книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком». Как?.
|
Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с. |