На главную Мероприятия психолога в школе Разные мероприятия Организация школьной службы примирения - Приложения
Организация школьной службы примирения - Приложения
Мероприятия психолога в школе - Разные мероприятия
Индекс материала
Организация школьной службы примирения
Понятие школьной медиации
Организация школьной службы примирения
Приложения
Приложение 3. Проект положения о службе примирения
Приложение 5. Этапы выполнения программы примирения
Все страницы


Приложения
Приложение 1
Обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в дошкольном возрасте
Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество
Основные задачи:
- развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
- развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
- показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
- развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
- вызывать заинтересованность в общей цели.
- развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
- развивать готовность идти друг другу навстречу.
- учить проявлять терпение к недостаткам других.
- учить умению считаться с интересами других.
Игра «Доброе животное» (И. Л. Кряжева, 1997 год) Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук
- шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра «Паровозик» Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Ход игры Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: сплочение группы.
Ход игры Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Игра «Жучок» Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:
- лидер;
- товарищ лидера («прихвостень»);
- неприсоединившийся оппозиционер;
- покорный конформист («баран»);
- «козел отпущения».
Игра «Объятия» Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.
Ход игры Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.
Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
- Понравилась ли тебе игра?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
Рекомендации. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.
Блок игр на обучение эффективным способам общения
Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры
Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой - либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
Игра «Хороший друг»
Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.
Дальнейшее обсуждение:
- Как человек находит друга?
- Почему так важны в жизни хорошие друзья?
- Есть ли у тебя друг в группе?
Рекомендации. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.
Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более - менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Дальнейшее обсуждение:
- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
- Дружные ли дети в группе?
- Почему каждый ребенок достоин любви?
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Рекомендации. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Блок игр, отражающих притязание на социальное признание
Основные задачи:
- привить ребенку новые формы поведения;
- научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;
- дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе
человеком;
- коррекция аффективного поведения;
- приобретение навыков саморасслабления.
Этюды: «Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок» (тренинги желательного поведения), «Вот он какой» (пантомимика), «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан» и «Правильное решение» (смелость, уверенность в себе), «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «В уши попала вода», «Игра с песком» (расслабление мышц). Игры: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемыйостров», «Страшные сказки», «Фанты» (ОвчароваР. В., 2003).
Игра «Король»
Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, кто из вас когда - нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.
Дальнейшее обсуждение:
- Как ты чувствовал себя, когда был королем?
- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
- Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?
- Что ты чувствовал, когда был слугой?
- Легко ли тебе было выполнять желания короля?
- Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?
- Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
Блок игр, направленных на снятие конфликтности
Основные задачи:
- переориентация поведения с помощью ролевых игр;
- формирование адекватных норм поведения;
- снятие напряжения у детей;
- нравственное воспитание;
- регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка;
- обучение приемлемым способам выражения гнева;
- отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях;
- обучение приемам релаксации.
Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец» (ОвчароваР. В., 2003).
В названных этюдах и играх воспитатель может моделировать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конфликта вместе с детьми.
Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.
Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую - либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.
Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры
Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Воспитатель обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек.
- Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите
на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала -Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова) Вопросы для обсуждения:
- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?
- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай Искажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова) Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Игра «Примирение»
Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто - то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто - нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из - за книжки, которую принес в группу Филя. {Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по - другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое - машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
- Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
- Почему так важно прощать других?
Этюд с содержанием проблемной ситуации Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.
Ход игры Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».
Вопросы для обсуждения:
- Почему Катя заплакала?
- Правильно ли поступила Наташа?
- Как бы вы поступили на ее месте?
- Давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы воспитатель делает обобщение:
- Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».
- Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
Игра «Сладкая проблема»
Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры
В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей - по одной салфетке.
Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.
Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.
Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.
Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по - разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Вопросы для обсуждения:
- Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом
чувствовали?
- Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?
- Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
- В этой игре с каждым обошлись справедливо?
- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
- Как вы при этом себя чувствовали?
- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?
- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?
Игра «Коврик мира» Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С
кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы
думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я
принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».
Вопросы для обсуждения:
- Почему так важен для нас «коврик мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия?
- Что вы понимаете под справедливостью?
Рекомендации. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии [1].
Приложение 2 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)»
Опубликовано 30 июля 2010 г. Вступает в силу 1 января 2011 г.
Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров,
рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в
арбитражных судах.
5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также
спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае,
если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих
лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям,
связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского
разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено
федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;
2) процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;
3) медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;
4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;
5) соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
6) соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента
заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или
споров, возникших между сторонами;
7) медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате
применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по
спору и заключенное в письменной форме.
Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе
принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон,
беспристрастности и независимости медиатора.
Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или
третейским судом
1. В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в
течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или
третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между
сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока
условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из
сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.
2. Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут
применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством. Статья 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации
1. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей
относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об
ином.
2. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.
3. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:
1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и
готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;
2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;
3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;
4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.
4. Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по
обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре
медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
Статья 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре
медиации
В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к
процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с
согласия стороны, предоставившей информацию.
Статья 7. Условия применения процедуры медиации
1. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в
том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в
договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии
медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в
письменной форме.
2. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.
3. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
5. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.
6. Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
7. Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Статья 8. Соглашение о проведении процедуры медиации
1. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.
2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:
1) о предмете спора;
2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по
обеспечению проведения процедуры медиации;
3) о порядке проведения процедуры медиации;
4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
5) о сроках проведения процедуры медиации. Статья 9. Выбор и назначение медиатора

1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.
2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.
3. Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.
Статья 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации
1. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором,
медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций,
осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - на
платной основе.
2. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и
организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры
медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.
Статья 11. Порядок проведения процедуры медиации
1. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении
процедуры медиации.
2. Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в
соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения
процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей
деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
3. В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией,
осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны
быть указаны:
1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными
правилами;
2) порядок выбора или назначения медиаторов;
3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов,
установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по
обеспечению проведения процедуры медиации;
5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.
4. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.
5. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.
6. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.
7. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
Статья 12. Медиативное соглашение
1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать
сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а
также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
2. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
3. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.
4. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору,
достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи
спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-
правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и
обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского
законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного
однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате
неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения,
осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации
1. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении
процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные
меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в
течение шестидесяти дней.
2. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с
необходимостью получения дополнительной информации или документов срок
проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при
согласии медиатора.
3. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за
исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на
рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.
Статья 14. Прекращение процедуры медиации
Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
1) заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого
соглашения;
2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;
3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления;

4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления;
5) истечение срока проведения процедуры медиации - со дня его истечения с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона.
Статья 15. Требования к медиаторам
1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.

3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности
Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации,
должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы,
если иное не предусмотрено федеральными законами.
6. Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными
организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры
медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к
медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе
1. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов.
3. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.
Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации
Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством. Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов
1. В целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной
деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением
требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими
деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими
деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться
саморегулируемые организации медиаторов.
2. Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.
3. Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и утрачивает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
4. Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Указанные лица и организации должны соответствовать установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;
2) наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;
3) соответствие саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых
организациях» (далее - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).
5. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации медиаторов в указанной организации должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации медиаторов требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов, а также рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации медиаторов мер дисциплинарного воздействия.
6. Саморегулируемая организация медиаторов наряду с правами, определенными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», имеет право устанавливать в отношении ее членов требования, дополнительные к предусмотренным указанным Федеральным законом требованиям и обеспечивающие ответственность ее членов при осуществлении деятельности медиаторов.
7. Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов.
8. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация,
осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут
быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.
9. Саморегулируемая организация медиаторов при приеме в свои члены медиаторов,
осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций,
осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, вправе
предъявлять к ним дополнительные требования, связанные с осуществлением
деятельности медиатора и не противоречащие настоящему Федеральному закону, другим
федеральным законам.
10. Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и
специализированных органов саморегулируемой организации медиаторов могут
совмещать исполнение функций членов этих органов с деятельностью медиаторов.
Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов
Саморегулируемая организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих
деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность
по обеспечению проведения процедуры медиации, в саморегулируемой организации
медиаторов;
2) устанавливает и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
3) ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;

4) представляет интересы членов саморегулируемой организации медиаторов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;
5) разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

6) разрабатывает и утверждает правила деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной этики медиаторов;
7) разрабатывает правила проведения процедуры медиации;
8) разрабатывает стандарты подготовки медиаторов;
9) осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части
соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил
саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой
организации медиаторов;
10) организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере
осуществления деятельности медиаторов;
11) осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом «О
саморегулируемых организациях».
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года. Президент Российской Федерации Д. Медведев



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.