Цель: рассмотреть положительные и отрицательные черты своего характера, формировать негативное отношение к отрицательным чертам характера и плохим привычкам, укреплять и развивать хорошее в себе и других. Задачи: постараться подвести учащихся к выводу о том, что важно жить для других людей. Учебный материал: карточки с мудрыми мыслями и текстами для обсуждения карточки для анкет и текстов, черно-белые листы.
Структура классного часа - формирование цели, - подбор эпиграфа, - работа с текстом и мудрыми мыслями, - работа с текстами, с таблицами, самоанализ, - микросочинение "стул откровения", - рецепт "Как сделать жизнь и себя лучше", - рецепт с демонстрацией опыта, - итог.
Ход классного часа На планете Земля есть два полюса Электрон и протон поле делают В жизни тоже встречаются полюсы, Чередуются черная с белою. И вопрос вечно спорный решается: То в нас плюс, то в нас минус шевелится, То нам в минусах хочется каяться, То лишь в плюсы одни нам всем верится.
Учитель: «Тема нашего классного часа "Я и моя тень". Готовясь к классному часу, вы находили мудрые мысли по поводу своего характера, привычек. Надо сказать, что их было не особенно много, но зато какие. "Чаще заглядывай сам в себя" (Цицерон), "Ад и рай находится в твоей собственной душе" (С.Марешаль), "Не беда, если человек спорит с другими, беда, когда он перестает спорить с самим собой" (Сократ).
Вам предлагается выбрать один из трех. Спорить с самим собой очень нужно, ведь в споре рождается истина. На нашем классном часе мы поспорим со своими положительными и отрицательными "я", подумаем, что надо сделать для того, чтобы нам в этом мире жилось лучше. Я предлагаю вам поработать в микрогруппах. (У нас прошел классный час, посвященный знакам зодиака, на котором вы определились со знаком стихии: огонь, вода, земля, воздух. За первым столом знаки воды, за вторым – знаки огня, за третьими – земли и за четвертым – воздух). У вас на столах рабочий материал – карточки с мудрыми мыслями, текстами, я предлагаю вам подумать, как можно ответить на вопросы».
Вопросы и мудрые мысли для стола №1 1) "Ничто так не связывает нас, как наши пороки" (О. де Бальзак) 2) "Сильнее всех владеющий собой" (Сенека-младший). Как вы понимаете эти мудрые слова? 3) Письмо Лены. «Я не понимаю, что этим людишкам во мне не нравится. Учусь я только на "5", а мои одноклассницы не могут элементарной задачки решить. Я хорошо выгляжу, всегда хорошо одета и причесана. Я бы никогда не одела такое старье, как у них. Скорее всего, они просто завидуют мне». Как вы считаете, почему Лену недолюбливают в классе?
Вопросы и мудрые мысли для стола №2 1) "Лучше перетерпеть обиду, чем нанести ее" (Платон). 2) "Хорошими людьми становятся люди больше от упражнений, чем от природы" (Демократ) 3) "Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других" (Катон). 4) Подберите название к этому стихотворению:
Взгляните на меня Я чист, как херувим: Не бил, не состоял, Не привлекался, не судим, Как первый белый снег, Мой список послужной. Я средний человек, Стериноль никакой. Своим жизненным опытом Лучше тихо да шепотом Не подумали чтоб потом. Что потом, что потом. А если где-то с кем-то Случится вдруг беда, Я слеп, я глух, я нем. Ах, вам туда, а мне сюда! Чего с меня возьмешь? Я прост, как апельсин. Вы говорите, дождь? Ну что ж, пересидим. Сколько жизней расколото И костей перемолото, А молчание – золото, Золото, золото. О каких людях говорится в стихотворении? ("Монолог равнодушия" Васильев) Вопросы и мудрые мысли для стола №3 1) У каждого человека, как и у Луны, есть темная сторона, которую он никому не показывает (М.Твен) - Как вы считаете надо ли казаться лучше, чем вы есть на самом деле? 2) "В любом человеке есть все человеческое: самое лучшее и самое худшее" (Л.Лавель) - Как вы считаете, что надо делать для того, чтобы в человеке было как можно больше хорошего? - Как сделать свою тень светлее? 3) "В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость – педантизмом, простота – неотесанностью, добродушие – лестью" (О.Локк). - Как вы понимаете эту мудрую мысль?
Вопросы и мысли для стола №4 1) Рита пришла домой вся в слезах. "Что случилось?" – спросила мама. В ответ она вытащила из пакета спортивную кофточку, в которой было что-то завернуто, потом это что-то зашевелилось, замяукало и показалось симпатичная мордашка котенка. Но как бы понимая, что создавать шум в пока еще чужом доме некрасиво, котенок замолчал. Рита рассказала маме о том, что мальчишки, увидев котенка, слепили снежки и стали бросать ими в котенка, непременно стараясь попасть в него. Живая мишень очень занимала их, они смеялись, кричали. Рита, забыв про то, что девчонка, и про то, что сама станет мишенью, бросилась спасать котенка. - О каких светлых и темных сторонах характера идет речь? 2) Попробуйте объяснить французскую пословицу: "Каждый недостаток заключает в себя некоторые достоинства" - Как вы понимаете эту мысль? - Мы с вами разобрались, что такое хорошо и что такое плохо. У вас на столах черно-белые листки, на которых вам предстоит написать на белом – положительные черты характера, на черном (белом) – отрицательные черты. ("+": честность, общительность, уравновешенность, решительность, щедрость, доброта, дружелюбие, сострадание, трудолюбие, терпение, умение прощать и т.д.) ("–": грубость, высокомерие, злоба, агрессивность, лень, ложь, предательство, жестокость, лесть и т.д.) (Заполняют черно-белый листок, совещаясь) - Попробуйте поставить пять качеств (негативных) с которыми вы чаше всего встречаетесь в нашей жизни. На доске таблица (на столах для каждого также) Проставьте баллы: всегда – 3, обычно – 2, иногда – 1, никогда – 0.
Черты характера всегда (3) обычно (2) иногда (1) никогда (0) Ложь Жестокость Плохое отношение к другим Месть Лень Доброта Честность Сочувствие Трудолюбие Умение прощать
Подведите итоги: просуммируйте баллы за "+" и баллы за "–". От баллов "+" вычесть баллы "–", если разность больше 5, это говорит о положительном окружении, если нет, то надо работать над собой. Учитель: «У нас какое-то подобие ток-шоу. Как и в телепередаче, есть стул откровения. Может быть, кто-то рискнет сесть в него и расскажет о себе. Хотелось бы услышать небольшое микросочинение "Это я". Охарактеризуйте свою собственную индивидуальность (3–4 человека). На стул откровения я приглашаю Баранову Юлию (исполняется песня о добре и зле). На стул приглашается Альховко Юлия, Юля написала стихотворение «Мы люди».
То, что мы не звери, Докажут разум, чувство, свет. Что есть в глазах, коль сердце верит, И тухнет, коль надежды нет Мы люди, Странные созданья. Мы ищем чей-то идеал, Хотя в его существованье Никто не верит... Не признал Еще никто святым живого. Мы в честь другого суд вершим, От нас отличного, иного По состоянию души. Не верим в то, на чем стоим. Любя, мы тихо ненавидим. Презреньем мы боготворим. Мы иногда сильнее жизни Своей свободой дорожим, Не замечая, как все больше И больше ей принадлежим. И все ж... мы люди, Божьи дети, Мы строим мир и в нем живем, Мы любим землю в лунном свете, Мы любим солнце ясным днем, Мы любим зиму с белым снегом, Дождавшись солнца, любим тень, Весну с молоденьким побегом, Что листиком простится с летом, И опадет в осенний день. Свои ошибки исправляя, Мы жить научим нас самих. Себя порой не понимая, Понять стараемся других.
Учитель: «А как вы думаете, что надо сделать, чтобы мир, окружающий нас, стал лучше? (Ответы) А вот Л.Н.Толстой считал так: "Жизнь наша дурна? Отчего? Оттого, что люди плохо живут. А дурно живут от того, что сами плохи, стало быть, для того, чтобы жизнь перестала быть дурною, надо передавать из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не сможет. Себя же переделать сможет каждый. Сначала кажется, что это дело поправит, потому что значит один против всех? Но если не поймут, что каждый может не других, а сам себя перевоспитать и исправить, и станут исправлять себя, то тотчас и вся жизнь станет лучше". Попробуйте написать рецепт, как исправить себя (пишут рецепты). А я вам предлагаю вот такой рецепт». Горит спирт, добавляем соли Са, а также магний, борную кислоту, создавая различный цвет пламени, на фоне горящего спирта читаются слова.
В кипящий пепел сумейте бросить Старанье, доброту, терпенье Не надо лжи, не надо злости, Не надо жадности и лени. Добавьте честность и вниманье, Еще решительности ложку. Добавьте к людям состраданье И щедрости еще немножко Приправьте верностью, не лестью И не предательством к тому же Не агрессивностью, не местью И грубости совсем не нужно! Уметь прощать, где ненавидят Любить, надеяться и верить И в тени светлое увидеть И солнцу распахнуть все двери! Учитель: «Вы знаете, что иногда магические действия помогают людям, мне тоже захотелось побыть волшебницей и убрать из нашей жизни (а пока хотя бы с доски убрать черный квадрат) все плохое. А еще мне хочется прочитать слова молитвы Святого Франциска. «Господи! Удостой меня быть орудием мира Твоего, чтобы я любил, где ненавидят, прощал, где обижают, мирил, где враждуют, давал веру, где сомневаются, давал надежду, где отчаиваются, давал радость, где горюют. Свет во тьму! Господи! Удостой: утешать, а не ждать мщения, понимать, а не ждать понимания, любить, а не ждать любви. Ибо тот, кто дает, тот получает, кто забывает себя, тот обретает. Кто прощает, тому проститься. Кто умирает, тот проснется в жизни вечной!» Л.Н.Тимохина, классный руководитель СШ № 15 г. Орша
|