Классный час: Профессия "Планета людей-Земля"
Профориентация школьников - Классные часы, беседы по профориентации

Профессия "Планета людей Земли"
Классный час проводится в цикле классных часов, посвященных профессиональной ориентации учащихся ("Профессия - учитель", "Профессия - юрист". "Профессия - журналист"), и связан с одной из самых актуальных на сегодня профессий - профессией эколога.
Учащиеся получают заранее несколько заданий: нарисовать экологический  плакат, подготовить краткое сообщение об одной из экологических проблем, составить экологическую карту района, провести видеосъемку экологически неблагоприятных объектов своего микрорайона.

Таким образом, учащиеся активно включаются в деятельность, заранее определяя сферу своих интересов в рамках экологического воспитания.
На классный час приглашен специалист в области экологии
Эпиграфы к классному часу:
"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок " и сразу приведи в порядок свою планету".
Антуан де Сент-Экзюпери
"Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину". Михаил Пришвин
Материалы для классных часок
"Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня - осталась".
Федерико Гарсиа Лорка
Вступительное слово классного руководителя:
Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчета, совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса... Это становится привычным и не замечаемым действием. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то впервые перешагнули порог школы, перешагнули порог детства, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать самый главный свой жизненный выбор - выбор профессии. И так уж складывается в вашей жизни, что это время совпадает с еще одним порогом - порогом не только нового века, но и порогом нового тысячелетия, через который перешагивает мир. Каким оно будет, это новое тысячелетие, новый XXI век, ваш век, стоит задуматься уже сегодня, ведь созидать его вам - какими будете вы, таким будет и он.
Столы в классе расставлены таким образом, что представляют собой круг, слегка разомкнутый в районе доски, чтобы в центр его можно было пройти. Этот круг становится символом, с осмысления которого начинается разговор на классном часе. Все участники разговора берутся за руки, делая, таким образом, круг замкнутым, и высказывают свое мнение о символике этого круга.
Круг - это символ солнца, а значит - тепла, света, жизни.
Круг - это символ единства, сплоченности, взаимовыручки.
Круг - это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды.
Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за "круглым столом".
Вспомним слова поэта: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Круг - это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять.
Круг - это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.
Поможет ответить на вопрос, как лучше понять и услышать зов Земли, сценка "Разговор Маленького Принца с Летчиком" (в одежду выступающих включены символичные детали - корона Маленького Принца и белый шарф Летчика). Миленький Принц: Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно. Летчик: Да, конечно. Маленький Принц: И пустыня красивая... Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники...
Летчик: Да. Будь то дом, звезда или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.
Маленький Принц: Люди забираются в скорые поезда, но они
уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую... И все напрасно... На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут...
Летчик: Не находят...
Маленький Принц: А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды...
Летчик: Да, конечно.
Маленький Принц: Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Самое главное то   чего глазами не увидишь,
Летчик: Да, конечно...
Маленький Принц: Знаешь... сегодня ночью... исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад.
Летчик: Ты покинешь Землю?
Маленький Принц: Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе ее показать. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды... Все они станут тебе друзьями. И потом, я тебе кое-что подарю...
Летчик: И Маленький Принц оставил людям свой завет: "Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".
Ведущий: Планета людей, как исполняешь ты завет Маленького Принца? Оглянитесь, люди, не бросили ли вы на произвол тех. кого приручили и, значит, за кого вы в ответе? Не заполонили ли нашу планету страшные баобабы, готовые разорвать ее в клочья - равнодушие, корысть и безответственность?
Как вы думаете, чем характеризуется современный этап развития взаимоотношений человека и природы - усилением или ослаблением его зависимости от окружающей среды?
Для ответа на этот вопрос участники дискуссии разобьются па два условных лагеря - одни отразят иллюзию обособленности от природы, другие эту иллюзию развеют.
Горожанину сегодня не надо идти за водой - она подается прямо в краны: человек не ищет тепла, когда замерз, - помещение отапливается централизованно; в поисках прохлады ему не нужна тень от деревьев - он включает вентилятор или кондиционер; за продуктами и за одеждой он идет в магазин, а средства передвижения - автомобиль, поезд и самолет.
А разве может машина обойтись без нефти и кислорода, ведь именно их сжигают двигатели, а это продукты природы? Чтобы сделать эти машины, нужны руда, уголь. вода - продукты природы. Причем для удовлетворения своих потребностей человеку сегодня надо все больше природных ресурсов. Если до появления машин человеку хватало для приготовления пиши и обогрева нескольких возов дров в год, то сейчас на каждого жителя в год приходится в пересчете на дрова несколько вагонов. Значит, потребности все возрастают, а ресурсы все уменьшаются!
Много лет стремясь покорить природу, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Какие проблемы встали перед человеком, грозя ему гибелью и требуя немедленного решения?
Участники дискуссии характеризуют важнейшие экологические проблемы современности и иллюстрируют их с помощью подготовленных к классному часу плакатов и рисунков.
Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Одна из таких проблем - "парниковый эффект". Это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ. Результатом этого, в частности, является подъем уровня Мирового океана, что может отрицательно сказаться на жизни населения более 30 стран.
Другую серьезную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами нашей планеты. Но и в области экватора и в средних широтах. Истончению озонового слоя способствуют такие процессы, как использование азотных удобрении, выбросы продуктов сгорания космической техникой и высотной авиацией, но главной причиной является использование газа фрсона в морозильниках и в различных аэрозолях. Если говорить об исследованиях космоса, то можно привести интересный факт: ученые подсчитали, что американскому кораблю многоразового       использования "Шатл", работающему на твердом топливе, достаточно за 4-5 лет несколько сотен раз слетать в космос, чтобы озоновый слой совсем исчез. А самая экологически чистая ракета-носитель - наша "Энергия".
Результатом резкого увеличения загрязнения атмосферы в последние десятилетия явилась еще одна экологическая проблема - кислотные дожди. Причиной их выпадения является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, отражаются на здоровье людей, они губят и исторические памятники. От кислотных дождей в различных регионах мира погибают леса на площади более 31 млн. га. Так, на территории Германии кислотными дождями повреждено около 35 % площади лесных массивов, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. В 10ОО озерах Швеции полностью утрачены признаки жизни.
Глобальные масштабы принял сегодня процесс опустынивания.
Это один из самых грозных и быстротечных процессов современности. В результате деятельности человека к последней четверти XX века пустыни стали охватывать 43 % общей площади суши. Темпы продвижения границ пустыни в Африке сегодня местами составляет до 10 км в год. Опустынивание является следствием неумеренной хозяйственной деятельности человека, а поскольку пески наступают на сельскохозяйственные земли, на жилища людей, на дороги, то в мире становится все больше людей, которые должны бежать от этого - экологических беженцев.
И страшным предупреждением сегодня звучат строки испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки:
"Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.
Взгляд участников разговора обращается на плакаты, помещенные на доске по обе стороны: "Почему вы, дети, нарисовали свои плакаты цветными, а взрослые в основном черно-белыми красками?"
Получается, что взгляд взрослых на эти проблемы более пессимистичен, а детям, может быть, в силу возраста еще не понять всей опасности, грозящей им?
Восприятие детей непосредственно: они видят все в цвете, в цвете и передают, а у взрослых здесь, скорее всего, снова сказывается любовь к символам.
Взрослые виноваты в том, что Земля сегодня в таком ужасном состоянии, а осознание вины черного цвета.

Краски взрослых траурны, наверное, они не видят выхода из создавшегося положения, а мы, дети, живем надеждой, а надежда не может быть в мрачных тонах - она цветная, яркая. Мы верим, что мы справимся, что мы вернем Земле радостную улыбку. Еще не поздно, ведь самое главное уже сделано - люди вовремя осознали, что оставаться равнодушными и бездушными, но отношению к природе нельзя.

Термин "экология" предложен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем (от греч. "ойкос" - дом). Жилище и "логос" - учение). Однако развитие эта наука получила в XX веке.
Экология - это науки о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Только в XIX и XX веках люди, правительства, государства стали задумываться о том. Что природу надо охранять, или и раньше были предпринимаемы какие-либо действия, а может быть, и законы?
Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт, принятый в Англии в 1273 году и запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.
Образцом умелого государственного подхода к природе могут считаться многие указы Петра Великого. Направленные на охрану и рациональное  использование,  а также восстановление лесов, особенно расположенных по берегам рек. 'Запрещение хищнических способов ловли рыбы. 'Запрещение отстрела  лосей  в    Санкт-Петербургской губернии. Очень серьезные наказания, вплоть до физической расправы, ожидали тех, кто загрязнял воду Невы и се притоки каким-либо мусором.
Но особенно остро встали проблемы нерационального использования природных богатств, расточительности, беспощадности человека по отношению к своей планете после второй мировой войны. Мир потерял почти 1/5 верхнего плодородного слоя земли, уничтожена 1/5 площади влажных тропических лесов. Содержание углекислого газа увеличилось на 13 %. в начале 90-х годов в атмосферу ежегодно выбрасывалось 6 млрд. тонн углерода, но многих странах сегодня вынуждены опреснять морскую воду, чтобы обеспечить население питьевой водой   пресной воды не хватает. А человек продолжает быть расточительным. Кто знает, сколько литров воды потребляет москвич в сутки?
В России в среднем на одного жителя расходуется около 400 литров питьевой воды в сутки, а в Москве эта цифра достигает 600 литров!
Перечислим те науки, с которыми теснейшим образом связана экология; физика, химия, геология, география, математика, а также 82
юриспруденция, экономика. Заметим, что у слов "экология" и "экономика" общий корень, только в экологии "дом" - это вся биосфера, а в экономике "дом" в более узком, конкретном смысле - личное хозяйство, а потому такие близкие, но происхождению слова стали такими враждебными на деле: в погоне за прибылью экономика безжалостно использует природу. Недавно появилась и новая паука - экономика природопользования, педагогика (в школах введен новый предмет - экология, в большинстве вузов, связанных с народным хозяйством. Также нреподиегся жи предметы открываются кафедры, факультеты), а разве журналисты, врачи, артисты, художники, писатели не связаны с экологией? Достаточно вспомнить хотя бы такой факт: именно русские писатели, наши современники, Валентин Распутин. Василий Белов, Сергей Залыгин и другие, первыми забили тревогу и встали в ряды защитников окружающей среды, когда дело касалось загрязнения уникального, естественного водохранилища - озера Байкал, и когда дело касалось поворота русла северных рек. Их страстное, гневное и решительное слово прозвучало как набат. Как видите, какую бы вы в дальнейшем ни выбрали профессию, каким бы делом ни стали заниматься, вам уже никуда не уйти от экологии, от знаний об окружающей среде и ее защите. Примером того. как жизнь и ее требования вмешиваются в судьбу человека, может служить и гость нашего сегодняшнего классного часа - доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию.
В своем выступлении-беседе с учащимися Ирина Антоновна подчеркнула: во-первых, всеобщую заинтересованность ученых и специалистов разных стран, постоянно встречающихся и обсуждающих возникающие проблемы на конференциях и симпозиумах; во-вторых, личную заинтересованность каждого человека в том, чтобы как можно больше знать об экологии, о негативных факторах, влияющих на состояние здоровья, чтобы максимально уменьшить их вредное влияние. Для этого не хватает именно знаний. Если каждый задумается о том, что окружающие его электроприборы, так облегчающие быт человека, являются проводниками сильнейших магнитных полей, накапливающихся, как бы берущих человека в тиски, а, следовательно, не облегчающих жизнь, а провоцирующих головные боли, раздражительность, усталость, апатию, то, возможно, экология станет желанной гостьей в каждом доме - в каждой квартире; в каждой семье.
Экологические знания, понимание того, что проблемы экологии касаются каждого, забота о состоянии окружающей среды, деятельное участие каждого человека в ее охране, бережное обращение со всеми природными ресурсами, используемыми в быту, на работе, во время отдыха, - вот то, что необходимо нести каждому из нас. И вам, молодому поколению, нести эти знания и на деле
проявить себя хранителями Земли.
Опыт такого заинтересованного отношения ко всем проблемам тем более не абстрактным, отдаленным, вселенским, но своим масштабам, а насущным, близким, не просто земным, а районным, предлагает группа учащихся, работавшая с данными, касающимися загрязнения воздуха нашего микрорайона Новопеределкино.
Эта группа составила экологическую карту микрорайона и провела по ней экскурсию.
На карте представлены несколько точек, в которых было проведено исследование атмосферного воздуха: наша и соседняя школы, наши жилые микрорайоны, районная управа, универсам. Сбербанк, детские сады. Во всех пробах обнаружены окись углерода, хлориды, окислы азота, аммиак, сернистый ангидрит, фенол, углеводороды и другие вредные вещества в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации. Наиболее неблагоприятное состояние воздуха   в районе улицы Шолохова, второй зоной по загрязнению являются кварталы, расположенные между Боровским шоссе и Новоорловской улицей. Наиболее благоприятным районом является район Чоботы (лесной массив и дачные поселки). Следует обратить внимание на присутствие ароматических углеводородов в районе управы и пересечения улицы Федосьино и Боровского шоссе.
Поскольку очевидных стационарных источников загрязнения в районе расположения Новопеределкино не имеется, можно предположить, что основным загрязнителем атмосферы является автотранспорт.
Что же несет человеку присутствие в атмосфере вредных вышеперечисленных веществ. Эпидемиологические исследования выявили связь между количеством загрязняющих веществ в атмосфере и заболеваемостью и смертностью. Исследования позволили выявить влияние загрязняющих воздух веществ па здоровье человека: раздражение, вызываемое дымом и неприятными запахами; воспаление глаз и верхних дыхательных функций; расстройство дыхания; увеличение предрасположенности к простудным и инфекционным заболеваниям; патология дыхательных путей (бронхит, астма);
ослабление сопротивляемости организма при сердечно-сосудистых заболеваниях; раздражение центральной нервной системы.
В сочетании с только что сделанным выводом о том, что в нашем районе основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт, становится понятно, что мы, жители района, своими руками губим не только природу, но и свое здоровье, которое с состоянием этой самой природы находится в прямой взаимосвязи.
Еще одна группа учащихся представила видеоматериалы, отснятые в нашем микрорайоне и свидетельствующие о бесхозяйственности человека, губительности его деятельности, неумении думать ни о чем, кроме своего сиюминутного блага. На видеопленку заснята протекающая по нашему микрорайону речка Сетунька всего около 10 лет назад бывшая с чистой превосходной водой, в которой можно было купаться (вспомнили ребята здесь и о том, что некогда речка - "да была даже судоходной). Во что превратилась она за это время? Сюда слипаются отходы из находящегося по соседству автохозяйства, здесь моются машины (заметим: самими же жителями, ведь не из центра же Москвы приезжают сюда, чтобы машину свою помыть'), сюда сбрасывается мусор, и пойма реки превратилась в настоящую свалку, на которой можно увидеть любого рода мусор, вплоть до брошенных автомобилей, труб, которые когда-то куда-то начали прокладывать, да так и не проложили!
Засняли ребята и находящееся по соседству автохозяйство и гаражи, где машины не только паркуются, но и ремонтируются, а во время ремонта, как известно, выброс в атмосферу выхлопных газов увеличивается еще больше. Засняли и самую напряженную районную магистраль - Боровское шоссе, на котором от обилия транспорта воздух (это хорошо видно на пленке) сизого цвета. Прошел наш импровизированный экологический патруль и по находящемуся рядом лесному массиву, примыкающему к шоссе. обнаружив там снова залежи мусора, побывал и по соседству во Внуково, отметив, что близкое соседство с аэродромом тоже неблагоприятно влияет на экологию.
Приятно отметить, что ребята в процессе 'этих исследований проявили заинтересованность, негодование, желание приложить силы к исправлению экологического положения. Это вызвало у всех присутствующих живой отклик и привело к мнению, что экологический патруль необходимо расширить до размеров экологического десанта, с которым выйти на родительское собрание, чтобы и родителей призвать задуматься о той среде, в которой их детям в первую очередь, да и им самим предстоит жить.
Наверное, цель нашего сегодняшнего классного  часа можно считать достигнутой: ведь главное для нас было понять, что все в этом мире, таком, как оказывается, хрупком, зависит от нас самих, от людей, живущих на этой планете – планете Земля.
Космонавты, побывавшие на орбите, удивлялись, каким маленьким, беззащитным в бездонной Галактике выглядит этот крохотный шарик, нежно именуемый Землей, Так бы и взял его в руки, приласкал, покачал, защитил от множества напастей, прикрыл от несчастий, напев ласковую материнскую песню, любовно, бережно сохранил, пронес через века и тысячелетия, вслед за Маленьким Принцем взял на себя заботу обо всех. Кого приручил. А, проснувшись рано утром, умывшись, приведя себя в порядок, сразу же привел в порядок и свою планету. Тогда она ответит тебе взаимной любовью, светом и теплом, радостью и откровением, подарит ни с чем несравнимое счастье бытия в согласии с собственным сердцем и совестью.

Список литературы
1. Вронский, В. А. Прикладная экология / В. А. Вронский. М.: Феникс, 1996.
2. Демина, Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды /
Т. А. Демина. М., 1999.
3. Энциклопедия для детей. Т. 3 ("География"). "Аванта+", 1994.

Подготовили психологи гимназии №12 г.Минск

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.