На главную Профориентация старшеклассников Материалы Методологические основы профориентации обучающихся
Методологические основы профориентации обучающихся
Профориентация школьников - Материалы

Методологические основы профориентации обучающихся

1. Системный подход

Проектирование систем профориентации различного уровня предполагает владение основами системного подхода.
В современном образовании возрастает роль системного подхода к описанию, объяснению, проектированию, построению и управлению образовательными объектами. Все существующие в образовании объекты можно разделить по степени изменчивости/устойчивости на статические (в том числе вещи) и динамические (процессы), по степени материальности на идеальные, материализованные (знаковые) и материальные объекты (табл. 1). Понятие «статические объекты» является идеализацией в пределах заданного диапазона изменений и времени наблюдения.

Табл. 1. Типы и виды объектов

Типы объектов

Виды объектов

Идеальные

Материализованные (знаковые)

Материальные

Статические

1

2

3

Динамические

4

5

6

Идеальные объекты — это объекты субъективной реальности (представления, знания, мыслительные операции и т.п.). Материальные/материализованные объекты — это объекты объективной реальности.
Основными доминантно статическими объектами в общем образовании, имеющими системную природу являются: ребёнок, взрослый, муниципальное образование, образовательное учреждение, содержание образования, средства образования, методы образования, организация образования, занятия, задания, здания, помещения, органы управления.
Основными доминантно изменчивыми объектами (процессами) в образовании, имеющими системную природу являются: 1) сообразование: а) образование: преподавание и воспитание. б) самообразование: учение и самовоспитание; 2) обеспечение сообразования: правовое, педагогическое, психологическое, валеологическое, кадровое; материальное, техническое, технологическое; финансовое и др.; 3) внешние связи (взаимодействия и отношения); 4) опытноинновационная и экспериментальная работа; 5) управление сообразованием.
В.Н. Садовский пишет «... теоретически любой объект ... может быть представлен как система» [Садовский В. Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. — М.: Наука, 1974. — С.5]. Тоже отмечает А.И. Уёмов «Любые объекты могут быть представлены как некоторые системы» [Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., Мысль, 1978. — С.21].
В основе системного подхода лежат принципы: а) дискретности (делимости) объектов. «Всегда следует сложное расчленить на его составные части, мельчайшие части целого» (Аристотель); б) всеобщей универсальной связи.
Субъект — это «некто» проявляющий активность, сознательность, способность к целеобразованию, самостоятельность, самопочинность, произвольность, рефлексивность. Субъектом является человек, человеческое сообщество (группа, организация). Субъект адепт (носитель) созерцания, деятельности, отчасти поведения. Он взаимодействует с объектом.
Объект — это то с чём взаимодействует субъект. «Объект — это... предмет, включённый в сферу деятельности ...» субъекта. [Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М. 1974. С. 74]. Можно добавить - в сферу человеческого созерцания, отчасти поведения.
Состояние объекта — это множество свойств/ характеристик/ показателей/ параметров объекта в данный момент времени. Свойство — это проявление объекта самого по себе. Характеристика — это выбранное/зафиксированное субъектом для рассмотрения свойство объекта. Показатель — это измеряемая (количественно или качественно) характеристика объекта. Параметр — количественный показатель.
Процесс — это изменение состояния объекта. В теории организации различают основные (производственные) процессы, вспомогательные (обеспечивающие), процессы управления. Производственный включает технологический и трудовой процессы. Сообразовательный процесс — производственный процесс в системах образования. Сообразование есть единство образования и самообразования.
Объекты и процессы имеют две стороны: эссенциалистскую (сущность), феноменалистскую (явление). Эти стороны существуют в единстве «... сущность является. Явление существенно» (В.И. Ленин). Неправомерно говорить об изучении явлений. Через явленость нашему сознанию объектов-вещей и объектов-процессов мы постигаем их сущность.
Цель — представление (знание) о конечном результате деятельности субъекта. В.Н. Сагатовский считает, что «В самом общем плане цель — это состояние, к которому направлена тенденция движения объекта» [Сагатовский В.Н. Понятие системы. — В кн. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. — Томск, Изд-во ТГУ, 1976. — С.11]. «Цель пускает в ход процесс» (Л.С. Выготский).
Детализация представления цели — разбиение цели на подцели по тем или иным основаниям. Основание детализации — это то, относительно чего осуществляется разбиение цели. Глубина детализации определяется числом разбиений. Принцип последовательной детализации — важнейшие средство построения «дерева целей» образовательных систем.
Формы представления цели: а) описание (материализованная модель); б) образец (материальная модель).
Материализация цели — это представление цели в знаковой (наборы знаков, пиктограммы, алфавиты, графические примитивы) форме. Например, цель — наличие у детей развитых и сформированных бицепсов, определённого качества (объёма, силы, выносливости и т.п.). Материализованная цель — описание бицепсов, их рисунки, схемы физиологического функционирования.
Задача — это и есть цель, данная в определённых условиях. Способы осуществления действия я называю операциями» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание второе. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1977. — С.107]. А.И. Ракитов полагает, что «Условия — это совокупность различных материальных явлений и процессов (объектов — А. П.), без которых данная причина не может вызвать данное следствие ... условие не играет активной, решающей роли в возникновении данного следствия» [Ракитов А. И. Марксистколенинская философия. — М.: Политиздат, 1988. — С. 94]. Формулировка задачи начинается с глаголов совершенного вида в неопределённой форме: продемонстрировать, описать, объяснить, проделать, проверить и т.п. Например, задача развития бицепсов зависит от физических задатков детей, состава группы, питания и т.д.
Способ — это единство средства (идеального, материализованного, материального) и метода применения этого средства. Метод — система требований (норм, правил, условий) к тому, как применять средство. Ручка — средство для письма, метод — как держать ручку, под каким уклоном, с какой силой прижимать и т.д. Каждому средству соответствуют свой/свои методы его применения. Например, турник — материальное средство развития и формирования бицепсов. Метод — система правил применения турника в физическом воспитании (тип хвата, высота подтягивания, их количество, количество подходов и т.п.).
Продукт — это опредмеченная (в частном случае овеществлённая) цель. Например, цель деятельности учителя физкультуры овеществляется, в частности, в мышечной массе бицепсов воспитанников.
Результат — качество продукта. Качество выражается через градации качества (сорт, категория, разряд, степень и др.). Качество имеет нормативные (например, нормы ГТО), сопоставительные критерии и критерии индивидуального роста/развития и формирования.
Цепочка «цель — задача — способ — продукт — результат» играет основополагающую роль в процессе моделирования образовательных систем различного типа и уровня, в т ом числе систем профориентации.
Система — совокупность связанных элементов (Людвиг фон Берталанфи). Ф.И. Перегудов Ф. И., Ф.П. Тарасенко Ф. П. В книге «Введение в системный анализ» отмечают, что часто, для акцентирования назначения системы, ее определяют как «средство достижения цели» [Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. — М.: Высш. шк., 1989. — С.68]. Нам представляется возможным и достаточным определить систему как множество связанных элементов, выступающих средством достижения цели.
Элемент — это наименьшая, неделимая часть системы при данном способе детализации. Элементами системы могут быть: вещество, энергия, информация, связи, взаимодействия, отношения, функции, этапы и т.д.
Совокупность элементов системы образует её состав.
Система понятие — относительное. Элемент является системой для элементов более низкого порядка. Система является элементом системы более высокого порядка. Существуют надсистемы, системы, подсистемы.
Элементы способные к целеполаганию (люди, сообщества, органы управления и др.) называются целеустремлёнными. Система с целеустремлёнными элементами является организационной системой.
По степени материальности связи бывают материальные (взаимодействия) и идеальные (отношения). Кроме того, связи можно разделить: а) по форме движения: механические, физические, химические, биологические, социальные; б) по форме существования: пространственные, временные; в) по природе: вещественные, энергетические, информационные; г) по характеру: причинноследственные, логические, семантические, функциональные, генетические; д) по сфере проявления: внутренние, внешние; е) по направленности: прямые, обратные. Приведённая типология является примерной.
Структура (от лат. structura) — строение, взаиморасположение. «Конфигурация и характер связей внутри системы и является её структурой» [Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — С.345]. Данное определение не относит элементы системы к её структуре. «Структура — совокупность элементов и связей между ними» [Денисов А. А. Колесников В.Н. Теория больших систем управления. — Л., Энергоиздат, 1982. — С.18]. Определим структуру как композицию связанных элементов. Структура определяет пространственное расположение элементов, следование этапов во времени, уровней координации и субординации и др. Она отражает устойчивость, стабильность системы. Изменение структуры может вести к изменению системы в целом. Структура представляется в виде структурной схемы.
Структурная схема отражает: закон композиции элементов, все связи (взаимодействия и отношения), все входы и выходы системы. Основными типами структур являются: линейные; разветвляющиеся, циклические, матричные; се- тьевые и т.д.
Функция (от лат. functio) — исполнение, совершение. «... функция исследуемой системы выявляется по отношению к другим системам в окружающей среде.» [Быков В. Е., Мартынов А.Н. Экономико-математические модели в просвещении. — Томск: Изд. ТУ, 1988. — С.9]. Для определения функции необходимо учитывать, что существенным моментом «... выступает значение функции как действия, определяющего функциональную роль соответствующего элемента». Функция «означает некоторое действие и её оператор» [Казаринов М. Ю. Детерминизм в сложных системах управления и самоорганизации. — Л.: Из-во ЛУ, 1990. С.73]. Функция — это действие системы (или ее элементов) на окружающую среду (продукт, условия) и (или) на саму себя.
Организация — это единство структуры и реализуемых ею функций. Она отражает упорядоченность, согласованность в пространстве и времени проявления функций. Формой проявления организации является программа функционирования (правила распределения функций, уровни управления, ресурсные потоки). Уровень организации определяется качеством программ функционирования и развития системы.
Структурно-функциональная схема отражает структуру системы и все функции, реализуемые как отдельными элементами, так и системой в целом.
Конструкция системы — материальная основа системы, реализующая функции.
Все то, что входит в рассматриваемую систему образует внутреннюю среду, что не входит — внешнюю. Окружающая среда — это часть внешней среды, с которой у системы осуществляется обмен веществом, энергией, информацией.
Вход (выход) системы есть ни что иное, как связи системы и внешней среды, воздействующие на систему (среду).
Вход — это воздействия окружающей среды на систему. Входы можно разделить на два вида: а) заказы (представление о продукте); б) ресурсы (вещество, энергия, информация, люди...) все, что поступает в систему из актуальной среды для выполнения заказа. Ресурсы бывают внутренние (внутрисистемные) и внешние.
Выход — это воздействия системы на внешнею среду. Выходы можно разделить на два вида: а) основной продукт; б) побочные продукты.
Функционирование системы — это поведение системы при сохранении состава, структуры и реализуемой программы функционирования. Рост системы — это поведение системы при увеличении (уменьшении) количественных и сохранении качественных показателей. Развитие системы — это поведение системы при изменении состава, структуры и реализуемой программы функционирования. В процессе развития не сохранятся количественная и качественная определённость системы.
Развитие системы осуществляется в двух диалектически взаимодействующих формах: саморазвития и несамостоятельного (внешнего) развития. Существует «Единство саморазвития и несамостоятельного развития... характерно, что внешние параметры управления (моменты несамостоятельного развития) переходят во внутренние параметры управления (моменты саморазвития). Вряд ли правомерно категорически утверждать, как это делает М.М. Поташник, что «...никому, находящемуся вне школы, не удастся ее развить, качественно изменить ее, если сами работники школы и учащиеся этого не захотят и сами не станут субъектами развития» [Поташник М.М. Изменение, развитие, саморазвитие. — В кн.: Управление развитием школы/ под редакцией М.М. Поташник и В.С. Лазарева. 1 часть. М.: Новая школа 1995. — С.74-85. — С.81]. М.М. Поташник приходит к выводу об идентичности, синонимичности понятий «развитие» и «саморазвитие» [Поташник М.М. Изменение, развитие, саморазвитие. — В кн.: Управление развитием школы/ под редакцией М.М. Поташник и В.С. Лазарева. 1 часть. М.: Новая школа, 1995. — С.74-85. — С.82]. По направлению (линии) развитие бывает прогрессивное и регрессивное. По характеру — эволюционное и революционное. Источником развития системы выступают внутренние противоречия между элементами системы и противоречия между системой и внешней средой.
При описании объекта в виде системы необходимо руководствоваться следующими принципами:
а) цели. Цель системы определяет способ и форму описания объекта. Декомпозиция объекта на части (детализация) определяется как целью объекта- системы, так и строением объекта;
б) многоуровневого подхода. К уровням относятся:
— описание объекта как элемента надсистемы;
— описание объекта как системы;
— описание элементов системы (подситем) на необходимом и достаточном уровне детализации;
в) единства языка. Содержательное описание — на естественном языке. Формальное описание — на формальном языке. Формализация — это описание системы в терминах формального языка. Формальный язык обладает высокой степенью однозначности используемых понятий. При формальном описании системы используется идеализация (абстрагирование) от несущественных элементов, связей и отношений существующих в системе. Идеализация и детализация являются не тривиальными процедурами.
Для представления объекта в виде системы в соответствии с [Диалектика познания сложных систем. — М.: Мысль, 1988. — С.9] необходимо указать:
а) состав системы на данном уровне детализации;
б) связи между элементами;
в) вид упорядоченности (закон композиции).
Виды описание системы:
а) морфологическое. В результате морфологического описания возникает представление (знание) о структуре системы;
б) функциональное. Результатом функционального описания возникает представление (знание) об организации системы;
в) информационное. Итогом информационного описания является программа функционирования системы.
Этапы описания: а) построение формальной схемы; б) построение модели.
В формальной схеме фиксируются: все элементы; все связи; все функции; показатели элементов, связей, отношений, функций; пространственновременные зависимости элементов, связей и функций.

2. Деятельностный подход

Деятельностный подход рассматривается как «...одна из педагогических стратегий, вошедшая в золотой фонд педагогической культуры. Сущность её в том, что воспитание школьников строится на основе формирующей их деятельности» [Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990. — С.44]. Это положение имеет давнею традицию. Ещё А. Дестервег отмечал, что знания и умения «... не могут быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью... Извне он может получить только возбуждение...» [Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1936. — С.113].
Пространство совместной деятельности, в котором находятся участники образовательного процесса, выступает условием эффективного развития и формирования детей, ибо «Развитие представляет собой воспроизводство индивидом исторически сложившихся видов деятельности» [Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. — С.10]. «Деятельность... выступает как обмен деятельностями и деятельностными способностями, не в форме разделения труда, а в форме социально организованного сотрудничества...» [Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Интор, 1994. — С.21].
Помимо деятельности существует созерцание, поведение в которых также происходит развитие и формирование ума, души и органического тела человека. Однако, по мнению Г.С. Батышева, «... деятельность... есть единственный и всеохватывающий способ взаимосвязи человека с миром» [Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности.— В кн.: Деятельность теории, методология, проблемы. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — С.25].
Чаще всего понятие «деятельность» раскрывается в аппозиции понятию «поведение». «...деятельность как определённый тип отношения к действительности... в отличии от поведения в животном мире определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами» [Швырев В. С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории. — В кн.: Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — С.11].
Основными признаками деятельности являются: субъектность; предметность; безличностность; результативность.
Субъект «... не может определить цель своего действования, пока он не действовал...» [Гегель. Соч., т. IV. — М., 1959. — С.212-213]. Это положение заставляет обратить внимание на соотношение ценнностно-ориентированного и целе-ориентированного в поведении/деятельности.
А. Н. Леонтьев отмечает «основной... конституирующей характеристикой деятельности является её предметность...» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание второе. — М.: Изд-во полит.лит-ры, 1977. — С.84]. «Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряжённости, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание второе. — М.: Изд-во полит.лит-ры, 1977. — С.102].
Важной чертой «... деятельности... является её безличный характер. Деятельность безлична в том смысле, что она не зависит от того, кто именно её совершает. Последовательность операций детерминируется целью и объективными условиями деятельности, а не особенностями субъекта... [Никифоров А. Л. Деятельность. Поведение. Творчество. В кн.: Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — С.55]. Поведение же «...
носит личный характер, т.е. оно специфично для каждого индивида.» [Никифоров А. Л. Деятельность. Поведение. Творчество. В кн.: Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — С.60].
Деятельность всегда результативна. Как отмечает А. Л. Никифоров: «Своё завершение деятельность находит в результате» [Никифоров А. Л. Деятельность. Поведение. Творчество. В кн.: Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — С.55]. Результат — качество продукта.
С точки зрения философской традиции в деятельности выделяют: субъекта, объект (предмет), средства, методы, процедуры и результат. Средства, методы и процедуры образуют то, что называют «содержанием деятельности».
С точки зрения психологии в структуре деятельности выделяются действия, операции, движения. «Человеческая деятельность не существует иначе, как форме действия или цепи действий» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание второе. — М.: Изд-во полит.лит-ры, 1977. — С.104- 105]. Под «Действием мы называем процесс, подчинённый представлению о том результате, который должен быть достигнут т.е. процесс подчинённый поставленной цели» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание второе. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1977. — С.103].
На наш взгляд, основными типами деятельности по основанию «для кого цель», являются:
1) Игровая (нет цели).
2) Учебная (цель для себя).
3) Профессиональная (цель для других).
4) Досуговая (цель для непосредственно себя и опосредовано для других).
К основным видам деятельности на основе типов культуры относятся:
1) Биофизичекая.
2) Художественная.
3) Интеллектуальная.
4) Социальная.
Возникает пространство деятельности (см. Таблицу) как средство развития и формирования школьников.

Таблица


Пространство деятельности

 

Вид деятельности

Тип деятельности

Социальная

Интеллектуальная

Художественная

Биофизическая

Игровая

1

2

3

4

Учебная

5

6

7

8

Профессиональная

9

10

11

12

Досуговая

13

14

15

16

Данное пространство включает 16-ть различных деятельностей. Например, 5 — это учебная социальная деятельность. Для описания каждой из шестнадцати деятельностей необходимо учитывать 12 инвариантных сторон. Приведённая матрица является как аналитической, так и проектировочной.
Нет преобразующей, коммуникативной, нравственной деятельности. Это инвариантные стороны любой предметной деятельности.
В своё время, В. Г. Афанасьев отмечает: «На наш взгляд, преобразование является непременной принадлежностью всякой деятельности...» [Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М.: Политиздат, 1977. — С.37]. Далее он подчёркивает: «... общение, обмен информацией опять-таки непременный атрибут всякой деятельности — производственной, духовной, социальной» [Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М.: Политиздат, 1977. — С.35]. С ним согласен В.В. Давыдов, который указывает, что «Общение людей может осуществляться лишь в процессе реализации деятельности» [Давыдов В.
B. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии. — В кн.: Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — С.148]. В. И. Бакштановский утверждает, что «Любой вид человеческой деятельности имеет нравственную сторону» [Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. — Томск, 1977. —
C. 30].
Обобщая данные, можно предложить следующий состав инвариантных сторон/аспектов любой деятельности:
1) Перцептивно-познавательный компонент (знания о предмете деятельности, о способах деятельности и др.);
2) Мотивационно-потребностный компонент;
3) Ценностно-ориентационный компонент (ориентацию в средствах, способах, результатах и др.);
4) Проектировочный компонент;
5) Организационно-коммуникативный компонент;
6) Конструктивно-проектировочный компонент;
7) Операционно-орудийный компонент (осуществление операций с помощью орудий);
8) Эмоционально-волевой компонент;
9) Эстетический компонент (эстетическое отношение к предмету деятельности, к средствам, процессу, результату и др.);
10) Физический компонент;
11) Нравственный компонент;
12) Рефлексивно-аналитический компонент.

3. Культурологический подход

Рассмотрим ряд определений культура:
1) Культура (лат. cultura — возделывание) — совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества [Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.].
2) Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.].
3) Культура — основное понятие культурологии, обозначающее всё то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. К. является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования. [Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996.].
4) Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях. [Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.].
5) Культура — универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы. [Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.].
6) Культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевнодуховных склонностей и способностей человека. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. [Философский энциклопедический словарь. 2010.].
Культура есть «совокупность достижений общества», «способ организации и развития человеческой жизнедеятельности», «всё то, что создано самим человеком», «система... надбиологических программ человеческой жизнедеятельности», «универсум искусственных объектов», «уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей», «совокупность проявлений жизни, достижений и творчества».
При определении понятия «культура» необходимо выделять онтологический, праксиологический и аксиологический аспекты:
1. Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ov, род. п. ovxop — сущее, то, что существует + Хоуор — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.
2. Праксиология (реже праксеология; от др.-греч. пра^гс; — деятельность, и Xoyiа — наука, учение) — учение о человеческой деятельности.
3. Аксиология (от др.-греч.а<^а — ценность) — теория ценностей.
Культура — совокупность искусственных объектов, являющихся продуктом деятельности и рассматриваемых как ценности. Основной функцией культуры является человекотворческая функция. Культура — это среда, растящая и питающая личность (П. Флоренский).
Классификация культуры может осуществляться по разным основаниям и с различной глубиной (типы/виды/подвиды и т.д.).
Классификация культуры (на трёх уровнях детализации)
1. Социальная.
1.1. Г ражданская.
1.1.1. Патриотическая.
1.1.2. Политическая.
1.1.3. Правовая.
1.1.4. Экономическая.
1.2.Экологическая.
2. Умственная.
2.1. Знания.
2.2. Мышление.
3. Художественная.
3.1. Литературная.
3.2. Музыкальная.
3.3. Театральная.
4. Биофизическая.
4.1. Культура питания.
4.2. Культура воспроизводства.
4.3. Физическая культура.
Каждому типу/виду/подвиду культуры соответствует тип/вид/подвид деятельности (социальная культура — социальная деятельность; музыкальная культура — музыкальная деятельность и т.д.).
Рассмотрим, как реализуется системный и культурологический подходы в основополагающих документах об общем образовании.
1. ФГОС основное общее образование. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
В разделе III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования указывается:
В п. 13 «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1. Духовно-нравственное.
2. Физкультурно-спортивное и оздоровительное.
3. Социальное.
4. Общеинтеллектуальное.
5. Общекультурное.
Общекультурное включает в себя все иные направления. Нравственное воспитание — нравственный аспект всех иных культур/деятельностей.
В п. 14 Программа воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, включает:
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание
2. Профессиональную ориентацию.
3. Формирование экологической культуры.
4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Данный перечень направлений не отвечает полноте предъявле-
ния/усвоения культур/деятельностей.
2. Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. Письмо Минобразования от 13 мая 2013 года № ИР-352/09.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:
1. Гражданско-патриотическое.
2. Нравственное и духовное воспитание.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
4. Интеллектуальное воспитание.
5. Здоровьесберегающее воспитание.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
8. Правовое воспитание и культура безопасности.
9. Воспитание семейных ценностей.
10. Формирование коммуникативной культуры.
11. Экологическое воспитание.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций:
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
3. Духовное и нравственное воспитание.
4. Приобщение детей к культурному наследию.
5. Популяризация научных знаний.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
8. Экологическое воспитание.
Три основополагающих документа (2010, 2013, 2015 гг.) и крайне различные представления о направлениях воспитания.
Направления воспитания


Типы воспитания

Виды воспитания

Подвиды воспитания

Мировоззрен-ческий

Нрав-

Эсте-

 

 

 

 

ственный

тический

 

 

 

 

 

 

Социальное

Гражданское

Политическое

1

2

3

Правое

4

5

6

Экономическое

7

8

9

Экологическое

10

11

12

Интеллектуальное

13

14

15

Художественное

16

17

18

Биофизическое

19

20

21

Производственно-трудовое

22

23

25

Например, 11 — нравственный аспект экологического воспитания, 13 — мировоззренческий аспект интеллектуального воспитания.

4. Элементы моделирования в образовании

Модель — это отображение (описание, представление, воспроизведение) системы (объекта). В книге «Моделирование и философия» В.А. Штофф под моделью понимает « мысленно представляема или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте». [Штоф В. А. Моделирование и философия. — М.,1966. — С.19]. В процессе построения и исследования моделей раскрываются новые свойства, связи элементов и системы в целом, которые переносятся на реальную систему (объект).
Существуют следующие основные типы моделей:
а) «чёрного ящика». Для создания модели «чёрного ящика» необходимо указать все входы системы, все выходы системы. Например, модель очки («чёрный ящик») включает:
— входы: лучи света, влияния внешней среды (температура, влажность), требования к эксплуатации (прозрачность, прочность), органы регулирование (кривизны стёкл, расстояния между стёклами,
— цвета стёкл, угла наклона стёкл к «плоскости» лица, формы упора, формы дужек);
— выходы: лучи света, влияние на зрение, переносицу, ушные раковины.
Разработка модели системы в виде «чёрного ящика» является творческой
процедурой в силу множественности входов и выходов.
б) «состава». Для создания модели состава необходимо выбрать основания декомпозиции системы, необходимое и достаточное число уровней детализации. В модели состава необходимо указать все подсистемы, все элементы подсистем. Например, модель состава очков, включает:
— стекла (подсистема 1): стекло левое, стекло правое;
— оправа (подсистема 2): корпус, дужка левая, дужка правая, упор.
в) «модель структуры». Для создания модели структуры необходимо указать все элементы, связи и отношения между элементами. Модель структуры очков включает:
— связи между левым и правым стёклами (симметричность стёкл, равно удалённость от упора);
— связи между оправой и стёклами (зажим стекла дужками корпуса);
— связи между корпусом и дужками (вертикальный шарнир, 90 градусов);
— отношения между дужками (симметричность дужек);
— связи упора и внешней среды (переносицы), дужек и внешней среды (ушных раковин).
г) «структурно-функциональная модель». Структурно-функциональная модель очков, дополнительно к модели структуры, включает:
— функции корпуса (соединение стёкл, упора и дужек);
— функции стёкл (преобразование света, защита глаз);
— функции упора (фиксации стёкл относительно глаз);
— функции дужек (крепление очков к глазам).
д) кибернетические модели. Кибернетические модели предполагают построение:
— моделей окружающей среды
— моделей управляющих систем;
— моделей управляемых систем;
— моделей процессов управления (предварительного управления: прогнозирования, программирования, планирования; оперативного управления; пост управления: анализ, оценка). Данные модели отражают связи управляющей и управляемой систем (Схема).
Схема
Модель управления

Прямая связь - Управляемая система - Обратная связь - Управляющая система

Моделирование — это метод исследования и проектирование объектов (систем) на основе построения и исследования моделей, отражающих эти объекты (системы).
В процессе построения и исследования моделей раскрываются новые свойства, связи элементов и объекта (системы) в целом, которые переносятся на реальный объект (систему). В этом состоит эвристическая функция модели (моделирования). Таким образом, моделирование — одно из средств осуществления системного подхода.
Технология прагматического моделирования состоит из следующих этапов:
1. Из набора формальных моделей (фреймов) строится формальная модель системы (объекта).
2. Осуществляется привнесение в формальную модель элементов новизны (по составу, по структуре, по функциям, по организации).
3. Осуществляется декомпозиция полученной модели до заданного уровня детализации.
4. Практическое воплощение модели и коррекция.
К формальным моделям общего проявления можно отнести модели:
— «чёрного ящика»;
— состава;
— структуры;
— входов и выходов организационной системы (среда, вышестоящие, нижестоящие системы, сама система);
— ресурсного обеспечения (вещественные, энергетические, информационные, временные, финансовые, кадровые ресурсы);
— деятельности (субъект, средства, окружающая среда, объект);
— жизненного цикла (начало, развитие, эффективное функционирование, спад, окончание) и другие;
Опора на данные формальные модели (фреймы) позволяет построить формальную модель системы (объекта), которая в большей степени отвечала бы целям и граничным условиям функционирования системы (объекта).

Рассмотрим ряд формальных моделей (фреймов) педагогического назначения. В данный набор следует включить следующие модели:
1. Содержания образования по И. Я. Лернеру являющейся проявлением культурологического подхода: знания о мире и способах деятельности; опыт деятельности по образцу; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально - ценностного отношения к миру.
2. Личности по К. К. Платонову:
I. Направленность, отношения, моральные черты:
а) направленность (желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);
б) отношения (к людям, к себе, к труду);
в) моральные черты (честность, коллективизм, гуманизм, целеустремлённость и т.д.);
II. Опыт (знания, умения, навыки, привычки);
III. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, чувства, воля);
IV. Темперамент (сила, уравновешенность, подвижность);
V. Характер (активность, энергичность, настойчивость, самостоятельность и т.д.);
VI. Способности (интеллектуальные, художественные, организаторские, практические, соматические).
3. Личности по В. П. Беспалько (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989):

Личность

Основные

Социальные

Опыт

Интеллекту-

Генетиче-

свойства

 

 

альные

ские

Качества

мировоззрение
нравственность
эстетичность
трудолюбие

объём
научность
осознан
ность

восприятие
внимание
воображение
мышление

рецепторы эффекторы нервная система
способности

Диагностируемые признаки

 

 

 

 

Данная структура личности позволяет ставить диагностичные цели учебновоспитательного процесса, проектировать их достижение и осуществлять оценку результативности педагогических систем. Большое число диагностируемых признаков делает данную модель трудно реализуемой в плане реального технологического процесса образования.
4. Обобщённая модель личности по В. С. Ледневу (Леднев В.С. Содержание образования. — М.: Высш.шк.,1989.):
I. Опыт личности:
А: направленность; познавательные качества; трудовые качества; коммуникативность; эстетические качества; физические качества.
В: знания; умения и навыки.
С: обученность общая; обученность специальная.
Д: репродуктивная деятельность; творческая деятельность.
II. Функциональные механизмы психики: восприятие; мышление и речь; память; психомоторика; подсистема управления («я»).
III. Типологические свойства личности: характер; темперамент; задатки и способности.
IV. Динамика личности: деятельность; развитие; поэтапность развития, ведущие виды деятельности.
V. Индивидуальные качества личности.
5. Модель личности, реализуемая в практике работы школ: 1. Общественно-политические качества. 2. Нравственные качества. 3. Интеллектуальные качества. 4. Эстетические качества. 5. Эмоционально-волевые. 6. Трудовые качества. 7. Физиологические качества. 8. Кинетические качества.
Данные компоненты являются достаточно произвольной детализацией модели личности К. К. Платонова. Однако, эта детализация отражает процессуальные аспекты формирования личности и соответствует традиционным подсистемам учебно-воспитательного процесса.
6. Факторов формирования личности: образование; наследственность; среда.
7. Деятельности: ориентация; целеполагание; планирование (выбор
средств, этапы достижения целей); реализация (условия деятельности, режим); контроль (самоконтроль); результат деятельности.
8. Обобщённая модель функциональной структуры деятельности В. И. Мильман [Мильман В. И. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности. — М: Педагогика, ж-л. Вопросы психологии», 1, 1991]: потребность; мотив; объект; цель; предмет; условия среды; средства; состав; контроль; оценка; продукт.
9. Стадии деятельности: развитие потребности; мотивационный поиск; целеобразование; предметное преобразование; контроль; анализ; оценка; коррекция.
10. Обучения: учение (деятельность ученика); преподавание (деятельность преподавателя).
11. Учения по М. А. Данилову и Б. П. Есипову: восприятие; осмысливание (предметов, явлений и связей между ними); обобщение осмысливаемых явлений, фактов; закрепление; применение знаний по заданиям учителя;
12. Преподавания по М. А. Данилову и Б. П. Есипову: изложение материала; организация наблюдения учащимися изучаемых предметов и явлений; руководство работой учащихся по усвоению и применению знаний; проверка усвоения знаний, умений и навыков.
13. Процесса обучения (и воспитания) по В. А. Онищуку: цели обучения и воспитания; мотивы учебной деятельности; формы организации учебного процесса; методы, приёмы и средства обучения; контроль (самоконтроль); коррекция (самокоррекция).
14. Урока: цель; задачи; информация учителя (учебника); постановка проблемы или познавательной задачи; решение проблемы; усвоение; контроль; коррекция.
15. Процесса обучения (звенья) по Ю. К. Бабанскому: усвоение и конкретизация целей и задач обучения; конкретизация содержания обучения; планирование средств обучения, отбор форм и методов деятельности; дидактическое взаимодействие; регулирование хода обучения; анализ результатов определённого этапа процесса обучения.
16. Школы (как педагогической системы) по В. П. Беспалько:
А. Вход: общественно-государственный заказ, абитуриенты;
Б. Элементы: 1. Учащиеся. 2. Цели обучения и воспитания. 3. Содержание образования и воспитания. 4. Дидактические процессы. 5.Организационные формы. 6. Учителя и ТСО;
С. Выход: выпускники.
17. Функциональная схема (модель) школы по Э. Г. Костяшкину: управление (в том числе педагогическое руководство) административно-хозяйственная; ухода за детьми; образования (программное, непрограммное); воспитания (труд, нравственность, эстетика, здоровье); просветительная (родители, общественность); работа с кадрами.
18. Аспектов рассмотрения педагогических явлений и процессов:
— философский, связанный с актуализацией проблемы философии современного образования;
— социально-экономический, связанный с коренным изменением социально-экономических отношений;
— социокультурный, связанный с изменением роли образования в жизни общества;
— психолого-педагогический;
— эргономический;
— технический;
— организационный.
Приведённые формальные модели описывают педагогические системы с той или иной точки рассмотрения. Представляется важным выделить в качестве отдельной формальной модели состава модель инновационных процессов, в которых функционируют педагогические системы. Она включает: деидеологизацию; гуманитаризацию; социализацию; демократизацию; индивидуализацию образования.
Перечисленные компоненты, с одной стороны, являются средствами достижения, а с другой — определяют содержание гуманизации школы. Индивидуализация осуществляется средствами дифференциации и специализации.
Моделирование — процесс творческий. Однако, обладая широким набором формальных логических моделей, можно значительно эффективней осуществлять этот важнейший проектировочный процесс. Вне исходных моделей (фреймов) процесс творческого моделирования образовательных объектов (систем) невозможен.

Панов А.И. Профориентация обучающихся. Сборник материалов. - Томск, ТОИПКРО, 2017.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.