На главную Профориентация старшеклассников Материалы Система профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательной организации
Система профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательной организации
Профориентация школьников - Материалы

Система выступает средством достижения цели (Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - Томск, ). В состав модели системы профориентации обучающихся общеобразовательной организации на двух уровнях детализации входят следующие структурные элементы:
1. Цели профориентации.
2. Задачи профориентации.


3. Содержание профориентации.
3.1. Содержание профессиональной информации (просвещения).
3.2. Содержание профессиональной диагностики.
3.3. Содержание профессионального консультирования.
3.4. Содержание профессионального подбора/выбора.
3.5. Содержание профессиональной адаптации.
3.6. Содержание планирования образовательной и профессиональной карьеры.
4. Организация профориентации.
4.1. Формы организации обучающихся с целью профессиональной ориентации.
4.2. Формы организации профессиональной ориентации.
5. Средства профориентации.
5.1. Идеальные (мыслительные).
5.2. Материализованные (знаковые).
5.3. Материальные.
6. Методы профориентации.
6.1. Методы применения идеальных средств.
6.1. Методы применения материализованных средств.
6.1. Методы применения материальных средств.
7. Обеспечение профориентации.
7.1. Правовое.
7.2. Педагогическое.
7.3. Психологическое.
7.4. Валеологическое.
7.5. Кадровое.
7.6. Материальное.
7.7. Техническое.
7.8. Технологическое.
7.9. Финансовое.
8. Связи профориентации.
8.1. Внутренние связи профориентации.
8.2. Внешние связи профориентации.
9. Управление профориентацией.
9.1. Управление функционированием системы профориентации.
9.2. Управление развитием системы профориентации.
10. Документация по профориентации.
Рассмотрим структурные элементы модели системы профориентации на уровне образовательной организации более подробно.
1. Цели профориентации. Цель - это образ желаемого состояния объекта преобразования. Формой представления цели во внешнем плане является модель. В нашем случае, модель образованности ребёнка, в структуре которой обозначены знания и умения осуществления профессионального выбора установленного уровня (полнота, глубина, осознанность, готовность, системность и другие характеристики индивидуального опыта). Цели должны ставиться диа- гностично, т.е. определять «что» и к какому «сроку». Цели - ставятся, задачи - решаются.
3. Задачи профориентации. Задача рассматривается как цель с учётом условий (А.Н. Леонтьев). Формулировка задач начинается с глаголов совершенного вида, показывающие на завершённость действия, его результат. В неопределённой форме они отвечают на вопрос что сделать: разработать, обосновать, провести, обеспечить и т.п.
3. Содержание профориентации. Содержание профориентации на уровне общеобразовательной организации включает такие разделы как: содержание профессиональной информация (просвещения), содержание профессиональной диагностика, содержание профессионального консультирования, содержание профессионального подбора/выбора, содержание профессиональной адаптации, содержание планирования образовательной и профессиональной карьеры.
Основными элементами содержания профориентации выступаю факты, понятия («профессия», «профессиограмма», «профессиональная пригодность» и т.п.), суждения, умозаключения, закономерности развития и формирования культуры профессионального самоопределения.
Формой представления содержания профориентации является программа профориентации обучающихся, входящая в состав программы воспитания.
4. Организация профориентации. Организация профориентации включает участников образовательных отношений, формы организации обучающихся с целью профориентации, формы организации профориентации как образовательного процесса.
Основными работниками образовательной организации, осуществляющими профориентацию, являются: руководитель государственно-общественного органа управления; директор; заместители директора по НМР, УВР, ВР; координатор по профессиональной ориентации; классные руководители; социальный педагог, учителя-предметники; руководители кружков/факультативов; педагог-психолог; медицинский работник; педагог-библиотекарь; заведующие мастерскими /кабинетами/, производственными участками; педагоги дополнительного образования.
В должностных инструкциях, указанных работников общеобразовательной организации, указываются компетенции (трудовые функции), реализуемые ими в части осуществления профориентации обучающихся.
В общеобразовательной организации создаются и действуют следующие
формы организации обучающихся с целью профориентации:
- органы детского самоуправления (в части осуществления профориентации);
- научные-ученические общества; профессионально-ориентированные группы (инкубаторы, кружки, студии, клубы, предприятия и т.п.);
- лагеря труда и отдыха, бригады, цеха; волонтёрские команды/десанты и т.п.
Для анализа и проектирования системы форм организации обучающихся с целью профориентации целесообразно использовать контрольный перечень форм организации обучающихся с целью профориентации.
Основными формами профориентационной работы в общеобразовательной организации выступают:
- классные: уроки, классные часы и т.п.;
- школьные: педсовет, заседания (методических объединений, проблемных групп и т.п.), месячник профориентации, профориентационные игры, профессиональные пробы, фестивали, смотры, ярмарки, конкурсы, беседы;
- внешкольные: экскурсии, фестивали, конференции, смотры и т.п.
Для анализа и проектирования системы форм организации профориентации целесообразно использовать контрольный перечень форм профориентации.
5. Средства профориентации. Средство в образовании рассматривается как орудие (Г.В. Габай). Основными средствами осуществления профориентации обучающихся являются: идеальные (средства сознания): знания, мыслительные операции и т.п.; материализованные (знаковые): речь, учебники, рабочие тетради, плакаты, мультимедиа и т.п.; материальные: транспортные средства, оборудование, инструменты и т.п. Для анализа и проектирования системы средств профориентации целесообразно использовать контрольный перечень средств профориентации.
6. Методы профориентации. Метод в образовании рассматривается как система требований (норм, правил, условий) применения средства образования. Основными методами осуществления профориентации являются: методы применения идеальных средств; методы применения материализованных средств; методы применения материальных средств и т.п. Для анализа и проектирования системы средств профориентации целесообразно использовать контрольный перечень средств профориентации.
7. Обеспечение профориентации. В общеобразовательной организации создаётся следующая система обеспечения профориентации:
- правовое обеспечение: программа профориентации, план работы по профориентации, должностные инструкции, приказы;
- педагогическое (дидактическое обеспечение, обеспечение воспитания, методическое обеспечение): образовательная программа, учебники, пособия для обучающихся, пособия для учителей, УМК, методические рекомендации и т.п.;
- кадровое обеспечение: учителя-предметники, классные руководители, психолог, медицинский работник и т.д.
- психологическое: профессионально-диагностический комплекс и т.п.;
- валеологическое: охрана психического и физического здоровья припро- ведении профориентационной работы;
- материальное, техническое, технологическое обеспечение - предметные кабинеты, лаборатории, мастерские, школьные цеха/участки/предприятия; библиотека, медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет профориентации и т.п.
В образовательной организации ежегодно принимается и утверждается и паспорт обеспечения профориентации.
8. Связи профориентации. Связи существуют в двух формах: взаимодействия (материальная природа) и отношения (идеальная природа). Юридические, психологические и иные отношения регулируют взаимодействия, в первую очередь материальные, информационные, транспортные и т.п.
Внутренние связи профориентации устанавливаются между:
- участниками образовательных отношений, осуществляющих профориентацию;
- базовыми (федеральные, образовательной организации), элективными и факультативными учебными и воспитывающими предметами;
- формами организации обучающихся с целью профориентации;
- формами организации профориентации.
Формой представления внутренних связей является план работы.
Внешние связи профориентации устанавливаются между:
- органы государственной власти и управления;
- хозяйствующие субъекты;
- профессиональные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- организации дополнительного образования детей.
Формами представления внешних связей являются: контрольный перечень партнёров, соглашения/договора с партнёрами, в том числе сетевого взаимодействия - участников профориентации обучающихся.
9. Управление профориентацией. Организационная структура профессиональной ориентации на уровне общеобразовательной организации включает следующие органы, реализующие в рамках своих компетенций производственные функции в части осуществления профориентации:
- государственно-общественный орган управления (координационный совет);
- администрацию;
- (научно-, учебно-) методический совет;
- методические объединения;
- проблемная группа «Профессиональная ориентации обучающихся» (по необходимости);
- формы организации обучающихся с целью их профессиональной ориентации, в том числе сетевое взаимодействие.
В положениях о данных органах образовательной организации, указываются компетенции (производственные функции), реализуемые ими в части осуществления профориентации обучающихся.
Общее управление профориентации обучающихся осуществляет директор образовательной организации.
Непосредственное управление профориентацией осуществляет координатор по профессиональной ориентации в соответствии с должностной инструкцией. Статус координатора определяется штатным расписанием общеобразовательной организации. В зависимости от организационно-финансовых условий должностные обязанности координатора по профессиональной ориентации исполняются работником общеобразовательной организации или работником на условиях совмещения.
Директор образовательной организации ежегодно до 1 сентября текущего года издаёт приказ «О профессиональной ориентации обучающихся в учебном году».
Формой представления организации профориентации является план работы образовательной организации по профессиональной ориентации обучающихся.
10. Документация по профориентации. Стратегическим документом, отражающим направления профориентации на уровне образовательной организации выступает Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной организации, разрабатываемый, принимаемый и утверждаемый на период.
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся, являются:
- приказ «О профессиональной ориентации обучающихся в учебном году»;
- программа профориентации обучающихся;
- должностные инструкции работников;
- положения об органах образовательной организации, в компетенцию которых входят вопросы профориентации обучающихся;
- план работы образовательной организации по профессиональной ориентации обучающихся;
- паспорт обеспечения профориентации обучающихся;
- учебный план образовательной организации;
- контрольный перечень партнёров, соглашения/договора с партнёрами - участников профориентации обучающихся;
- ежегодный отчёт по результатам мониторинговых исследований по профессиональной ориентации обучающихся;
- карты результатов профдиагностики обучающихся (профессиональные интересы, намерения, профпригодность)
- журнал распределения выпускников (обучения и трудоустройства, службы в армии)
Хранение документации по профориентации осуществляется в соответствии с требования ведения внутреннего делопроизводства.
Нормативной формой отражения системы работы общеобразовательной организации является «Положение о профориентации обучающихся».
Базовая модель системы профессиональной ориентации обучающихся
Принципы построения, функционирования и разработки модели системы профессиональной ориентации обучающихся
Принципы построения:
1. Полноты описания системы (модель состава, модель структуры, модель организации);
2. Уровневости (модели систем профориентации обучающихся на уровне области, района/города, образовательного учреждения, класса);
3. Фрактальности (соответствия структурных элементов уровневых моделей систем профориентации).
4. Многомерности (уровни профориентации, обязатель-
ность/дополнительность профориентации, профориентация в обуче- нии/воспитании, тип обучения/воспитания — базо-
вое/элективное/факультативное).
5. Оптимальности числа форм организации обучающихся с целью профессиональной ориентации/форм профориентации.
Принципы функционирования:
1. Систематичности.
2. Цикличности (учебный год, полугодие, четверть, месяц, неделя);
3. Адаптивности (содержательной, технологической, организационной и иной к условиям и участникам профессиональной ориентации);
Принципы разработки:
1. Системности (последовательной детализации);
2. Нормирования.
3. Итерационности.
Функции модели системы профессиональной ориентации обучающихся на профессии сферы общего образования.
1. Аналитическая.
2. Проектировочная.
Модель состава на первом уровне полноты описания профессиональной ориентации обучающихся
1. Цель/продукты/результаты системы профориентации;
1.1. Цель профориентации
1.2. Продукты профориентации
1.3. Результат профориентации
2. Задачи профориентации
2.1. Задачи профпросвещения.
2.2. Задачи профдиагностики.
2.3. Задачи профконсультации.
2.4. Задачи профотбора/подбора.
2.5. Задачи профадаптации.
3. Содержание профориентации:
3.1. Направления профориентации
3.2. Формы представления содержания профориентации
4. Средства профориентации:
4.1. Идеальные.
4.2. Материализованные — знаковые.
4.3. Материальные.
5. Методы профориентации
5.1. Методы применения идеальных средств.
5.2. Методы применения материализованных (знаковых) средств.
5.3. Методы применения материальных средств.
6. Организация профориентации
6.1. Направления: профпросвещение, профдиагностика, профконсультирование, профподбор, профессиональная адаптация и т.п.
6.2. Форы организации детей с целью профориентации.
6.3. Формы профориентации.
6.4. Планы профориентации, графики, циклограммы и т.п.
7. Развитие и формирование системы профориентации (опытноинновационная работа по профориентации);
8. Внешние связи (органы власти и управления, ОУ, хозяйствующие субъекты, сообщества и т.п.);
9. Обеспечение профориентации:
9.1. Типы обеспечения: а) правовое, дидактическое, методическое, психологическое, медицинское, кадровое, материальное, техническое, технологическое, финансовое;
9.2. Инвариантные стороны обеспечения: б) информационное, научное.

10. Управление профориентацией
10.1. Управление целями, задачами, содержанием, средствами, методами, организацией, развитием системы ПО, внешними связями, управлением.
10.2. Предварительное управление (прогнозирование, программирование, планирование), оперативное управление (реализация плана), поступравление (анализ, оценка)
10.3. Механизмы управления (правовые, мотивационнные, образовательные, организационно-деятельностные, структурно-функциональные, операционно-орудийные, проектные, финансовые, рефлексивно-аналитические)
Модель структуры профориентации включает описание связей и композиции системы профориентации; модель организации включает описание связей, композиции и функций системы профориентации.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.